Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детали украшений древнерусской одежды.

Племенные различия.

Прежде всего, говоря о славянах, следует определить, до какого периода существовали те или иные племенные имена. Первыми из летописей исчезают поляне (6452 (944) год), затем - древляне (6498 (990) год), новгородские словене (6526 (1018) год), кривичи (6635 (1127) год), дреговичи (6657 (1149) год), радимичи (6677 (1169) год), северяне (6691 (1183) год) и последними - вятичи (6705 (1197) год).1 После этого, говорить о реконструкции какого-то определённого племени неверно, скорее следует говорить о какой-либо конкретной территории.

Материалы.

Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть2 была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк3, тяжелая золотая парча и аксамит (ворсистая шелковая ткань типа бархата,)4, златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани5)6 были привозными.7 Экспорт тканей в XII-XIII вв. в основном шёл из Византии, Средней Азии, а также Ирана. Экспорт был настолько велик, что шелк нашли более, чем в 200 археологических памятниках на территории России, не только при раскопках городов, но и при раскопках сельских курганов.8 Конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в.9 Ткани XII-XIII вв. определённо изготовлены на горизонтальном ткацком стане. Ткани были полотняного, саржевого переплетения, а также находят ткани в елочку и ромбик (Новгород)

Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти), кожи сыромятной и дублёной.12

Меха: овчина, куница13, белка, горностай14, соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки.15

Источники.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений.16

Хоронили всегда в самой лучшей свадебной одежде. Рыбаков приводит рассказ о князе Владимире, который, собираясь убить Рогнеду, предлагает ей одеться «как в день посяга»(свадьбы), в другом рассказе жители Судомира, осажденного татарами в 1261г., «изодешася в брачные порты», готовятся к смерти.

Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников.17

1. Codex Gertrudianus (Кодекс Гертруды) - псалтырь XI в. трирского архиепископа Эгберта, с изображением князя Ярополка, его жены Ирины и матери Гертруды.18

2. "Изборник" Святослава (1073 г.), с миниатюрой, изображающей княжескую семью.

3. Из миниатюр, изображающих целые фигуры в чешском костюме языческого периода, наиболее правильные - в легенде о св. Вацлаве в Вольфенбюттельском кодексе (кон. X - нач. XI вв.)

4. Среди византийских рукописей большой интерес представляет изображение болгар, изъявляющих покорность императору Василию II Болгаробойце (975-1025 гг.), на миниатюре греческого псалтыря нач. XI в. и изображение болгар в менологии того же императора в одеждах славянского типа.

Рис. 1

Предметы одежды.

1. РУБАХА, СОРОЧИЦА - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). Существуют также иные варианты архаичного кроя.22 Рис. 2

А) МУЖСКАЯ – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.23

Б) ЖЕНСКАЯ – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки у запястья и сдерживались обручами (браслетами) из бронзы; пояс в виде шнура с кистями, или шерстяной вязаный; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани.24

2. Платья Изобразительный материал дает 2 основных типа покроя женской одежды:

- прямой покрой, с поясом, рукава м.б. и широкими и узкими с опястьем. Чаще их шили из однотонной ткани, украшали по подолу орнаментальной полосой, реже каймой и оплечьем. (71.1)

- прямые или расширяющиеся к низу, с узким рукавом, с опястьем (73,1,2) Ткань с орнаментом, с оплечьем, и каймой по центру и подолу.

3. ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «копытца» (шерстяные носки27).28 Рис. 3

4. ПОНЁВА (название получила в XVI в.)29 – несшитый кусок клетчатой полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол); вятичи предпочитали синюю клетку, а радимичи – красную.30

5. СВИТА - верхняя одежда с длинными рукавами (как мужская, так и женская); длинная (до икр), плотно облегала стан, имела отложной воротник и обшлага (иногда), полы её могли быть украшены вышивкой.31

Мы видим свиту и на портрете семьи князя Святослава(Изборник Святослава 1073г.)

 

6. КАФТАН – распашная свита с петлицами – разговорами. Спорный вопрос – был ли он в 12-13веках. Кафтан встречается на более ранних и более поздних источниках. Например большое количество одежны с петлицами и пуговицами найдены при раскопках 10-12вв в Гнездово(Смоленск), Бирке, Швеция, Гущино(Чернигов, Киев). Исследователи находят большое количество пуговиц от 3 до 45 пуговиц, расположенных от шеи до талии. Также у нас есть изображение болгарского хана у Иоанна Скилицы (11-12вв) византийского хрониста(Мадридская библиотека), и в 14веке на заглавных буквах рукописей на Руси мы видим одежду горожан,

9. ЖУПАНЪ, КАБАТЪ - длиннополая верхняя одежда, застёгивавшаяся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенным или стоячим воротником, стянутая поясом. Скорее всего, чужеземная одежда; княжеская, или богатых людей.32

10. КОЖУХ – из кожи животного мехом внутрь, преимущественно из овчины.33

11. ВОТОЛА (изготавливали из толстой льняной или посконной ткани) – безрукавный плащ; застёгивалась у шеи и свисала до колен или икр; возможно, имела капюшон; у крестьян завязывалась шнурком.34

12. КРЗНО, КЪРЗНО35 - роскошная меховая накидка; закреплялся на плече фибулой или пуговицей (ГОМБЪ, ПУГЫ, ПУГВА).36

13. РУКАВИЦЫ - шились из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь (Старая Ладога, VIII-IX вв.) Рукавицы вязанные(ГИМ,опись 1965г. №2709), кожаные (Изюмова С.А.,1959С.220, 3)

ОБМОТКИ на иконе «Дмитрий Солунский» мы видим обмотки, а также в г. Минске в 1949г.откопано захоронение молодой женщины, с прекрасно сохранившейся одеждой. На ней были обмотки(Алексеев Л.В. Дневник раскопок от27 августа 1949г.Институт истории АН БССР)

Вышивка.

Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов.38

У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только "красивый", но и цвет магический, обережный; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь.39 Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный - от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти).40 В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, "деревья-цветы" (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников.41

Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас. Вышивка золотной нитью выполнялась «на проем». При этом способе вышивки металлические нити пропускались с лицевой стороны на изнанку, образуя на лицевой стороне длинные стежки, на изнаночной короткие. Продевать металлические нити, не повредив шелк, было очень сложно, и в 13 веке стал применяться другой способ – «в прикреп», когда золотная нить прикреплялась к ткани шелковой нитью маленькими стежками.(М.В.Фехнер)

Детали украшений древнерусской одежды.

1. Воротники. При раскопках г.Суздаля были найдены воротники(Сабурова М.А.)Самая большая группа – стоячие воротники с вырезом слева (67, 8,9,14-16, 20, 21), меньше – воротники –карэ(67,17), 1 вор. В форме трапеции (67,22), один округлой формы, т.н. «голошейка». Почти везде пуговки располагались слева. Все воротники из византийской шелковой ткани, украшены златоткаными лентами, вышивкой шелковыми и золотными нитями, жемчужной обнизью. Для них характерно наличие жесткой основы(бересты, кожи), орнамент сверху и сбоку слева, высота 2.5-4см. Нижний край проколот иглой – след крепления к одежде. Стоячие воротники присущи и муж. и жен., а карэ – мужчинам. Подобные воротники найдены при раскопках(в Старой Руссе, Старой Рязани, Смоленске, Киеве).Высота достигает 7,5см.

2. Ожерелки. Очень похожи на описанные выше воротники, но они не пришивались к одежде, а носились как ошейники. Их обильно украшали вышивкой, златоткаными лентами, серебряными колодочками и бляшками, Обнизывали жемчугом. или бисером., внутри бляшек встречены вставки из камней и цветных стекол. В отличии от воротников кайма шла и сверху и снизу изделия.

3. Ожерелья-оплечья(бармы). Украшения верша одежды, носили и женщины и мужчины, богатые и бедные.. Делали из шелка, обильно украшались(София киевская, фрески, Кирилловская церковь в Киеве). Одно в виде прямоугольника, найдено в Московской обл.Шелк, обшитый лентами, с золотной вышивкой (67,4).

4. Опястья(обшлаги рукава) встречаются очень редко. В гробнице кн.Владимира Ярославовича, умершего в 1052г.(Рябова М.П. 1969.С.130). Опястье представляет из себя прямоугольник 32х4,5см. на одной короткой стороне пришиты пуговицы, на другой – нитяные петли. Ткань атласная, красная. На ней золотное шитье – полосы кринов, вписанные в серцевидные фигуры, между ними ростки(67,3).

От 12в сохранились трапециевидные поручи, принадлежащие Варлааму Хутынскому. На них шелковое и золотное шитье, и жемчужная обнизь.(Якунина Л.И. 1955.С.35 Рис.13.). В курганах опястий почти не находят. М.В.Фехнер сообщает об одном украшении рукава из собрания ГИМ, найденном в Московской обл.

5. Пояс. В богатых погребениях домонгольской Руси регулярно находили пояса шелковые с вышивкой, серебряными позолоченными бляшками, жемчужной обнизью. В гробнице кн.Владимира Ярославовича найден пояс с таким же узором как и опястья.

6. Кайма – лента, шедшая на обшивку одежды(вошва). Шелковой каймой, лентами обшивали края одежды. Новицкая исследовала шелковые вышивки и выделила ленты, идущие на украшение «подола, обшивку корзно и ленты, располагавшиеся вертикально через середину платья»(Новицкая М.А., 1965. С34.35).Во владимирском кладе есть фрагмент, где орнамент расположен вертикально и изображает вьющуюся лозу(Гущин А.С., 1936.ТXXIX, 2,4(67,12). Еще один пример – фрагмент Михайловского клада 1903г. в Киеве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что обильнее всего украшался верх костюма (ворот, грудь, плечи), иногда опястья и я не нашла не одного упоминания об украшенном вышитом подоле(я говорю не о князьях – у них украшения везде и по подолу тоже). Вероятно это связано с тем, что обшитые шелком подолы – это до первого выходы на улицу, изорвешь всю вышивку.

 

Головной убор (убрусь).

В женских погребениях представлены фрагменты текстиля, включающие шерстяные, шелковые ткани и очень редко лен, известен войлок и тлен органического происхождения(мех), шерстяные крученые нити, бахрома. Встречаются разнообразные ленты: шерстяные, шелковые, золототканые, металлические ленты из серебра, бронзы, спавов.

Древнерусские женские головные уборы делятся на 3 типа.43

ТИП I. Платкообразные и полотенчатые - ПЛАТ, ПОКРОВ, ПОВОЙ.(66, 16-22) Рис. 14

NB: Замужние женщины носили платки полностью покрывающие волосы.44

1. Шерстяные и полушерстяные.45 Известны платки, расшитые бисером, бляшками, трапецевидными подвесками (Московская, Смоленская, Вологодская области), кроме того, в северо-западных районах Руси нередко находят ВИЛЛАЙНЕ.

2. Из пасконных нитей(растительного происхождения). В захоронении начала XI в. (Гомельская область) головной убор был украшен над челом полосой бляшек из оловянисто-свинцового сплава ромбической формы. В погребении конца XII в. (Минск) сохранилась белая лёгкая ткань полотняного переплетения (рядина) под ОЧЕЛЬЕМ, украшенным прямоугольным куском шёлковой ткани с вышивкой.

3. Шёлковые.46

Как правило розового или красного цвета (клад Московского Кремля)

ТИП II. Сложные головные уборы из множества деталей (составные и шитые). В курганах вятичей найден головной убор, состоящий из куска луба, с нашитой лентой, остатками шерстяных нитей, височных колец(66,2)

Мягкая контрукция(66,3)47

ТИП III. Головные уборы ленточной конструкции.

Серебряные пластины с завитками на конце - налобные венчики - и орнаментированные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха, - наушники.48

ВЕНЧИК – полоса из металла, ткани с вышивкой нитью или из стеклянных бус.49

NB: Этот тип мог комбинироваться как с первым, так и со вторым типом головных уборов.50

ОЧЕЛЬЕ - полоса шелковой ткани, вышитая шелком, золотом, жемчугом, металлическими бляшками, одевали на лоб, покрывая сверху платком. Очелье было как правило на жесткой основе

Мужской головной убор славян IX в. - шапка языческого времени - известен только по скульптурным изображением на идолах и представляет собой полусферическую шапку с околышем. В Новгороде на 13в найдена шапка в виде колпака высотой 20,5см.

Среди археологических находок более позднего времени есть валяная темно-серая шапка из г. Орешка и плетёная из сосновых корней летняя круглая шляпа с плоской тульей и довольно большими полями из Новгорода.52

Обувь. Рис. 6

1. ПОРШНИ – прямоугольный кусок кожи со сшитыми попарно углами и продёрнутым по верхнему краю шнуром; ажурные поршни – с прорезями на носке; прикреплялись к ноге длинными кожаными поворозами.53

2. ЛЫЧЪНИЦА, ЛЫЧАКЪ, ЛАПЪТЪ - обувь, плетёная из лыка липы, берёзы и других пород деревьев, которая крепилась с помощью длинных завязок - оборы, - пропущенных через борта и обматываемых вокруг ног; носилась поверх чулок, носков, ноговиц или обмоток. Наиболее архаичный вид обуви.54

3. ЧЕРЕВЬЯ (БАШМАКИ55) - мягкая обувь из дублёной коровьей или козьей кожи с отворотами выше щиколотки, цельнокроеная или из 2-х кусков кожи для верха и подошвы (известны 2 варианта - со швом сбоку, или со швом сзади); крепились с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки; часто украшались вышивкой.56

4. САПОГИ, ПОЛУСАПОЖКИ - мягкая, сшитая из нескольких слоёв тонкой кожи подошва; несколько заострённый или тупой носок; короткие, ниже колена, голенища; верхний край срезался косо, так, что спереди был выше, чем сзади; швы по обеим сторонам ноги.57

 

NB: жёсткой подошвы до XIV в. не прослеживается!!!

Украшения. Рис. 7

1. ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА подвешивались на лентах, или ремешках к головному убору, вплетались в волосы, могли использоваться как серьги58, изготавливались из серебра, бронзы, меди; именно по височным кольцам можно было отличить женщин разных племён.

А) проволочные: с 1-2 завитками, S-образные 59 - северяне (по 2-4 с каждой стороны головы)60, дулебские племена, смоленско-полоцкие кривичи (браслетообразные завязанные височные кольца); Рис. 8.

Б) щитковые (проволока раскована местами в пластинки) - словене ильменские (ромбощитковые, овальнощитковые, часто подвешенные к серебрянному или бронзовому тонкопластинчатому головному венчику)61;

В) лучевые и лопастные (литые, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части) - радимичи, вятичи (самыми ранними были семилопастные кольца с округло-расширенными лопастями, лишёнными орнаментации (XI-нач.XII вв.); лопасти колец XII-XIII вв. приобретают секирообразные очертания, появляются боковые колечки, щитки орнаментируются сначала заштрихованной полосой в один, а затем в два ряда)62;

Г) бусинные (из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами): однобусинные, трёхбусинные, многобусинные - дреговичи. Рис. 9.

 

2. ШЕЙНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Вятичи - гривны нескольких типов и ожерелья из большого числа бус, разнообразных по форме и окраске; очень распространено было чередование хрустальных шарообразных бусин с сердоликовыми бипирамидальными;63 на территории изредка встречаются раковины-каури.64

Радимичи - в составе ожерелий обычны стеклянные бусы различной окраски, а также позолоченные и посеребрённые, нередки монетовидные привески, лунницы, бубенчики и сердоликовые бусы; среди нагрудных привесок выделяются собственно радимичские: гроздевидные, биэллипсоидные, петельчатые и язычковые; в гривнах заметно балтское влияние.65 Рис. 11.

Кривичи смоленско-полоцкие - довольно частыми находками являются ожерелья, составленные из бус, а иногда и металлических привесок; наиболее распространённые бусы - стеклянные позолоченные или посеребрённые бочкообразной или цилиндрической формы; привесками служили лунницы, круглые пластинчатые или ажурные подвески, бубенчики, изредка, просверленные клыки животных; наибольший интерес представляют подвески в виде пластинчатого конька, тело которого обычно украшено циркульным узором, поскольку на территории кривичей найдено свыше 80% подобных украшений.66 Рис. 12.

Словене ильменские - свойственны небогатые ожерелья, состоящие преимущественно из стеклянных и пастовых бус разных цветов; менее многочисленны сердоликовые (призматические и многогранные) и хрустальные (призматические, шарообразные и многогранные) бусы; среди привесок есть лунницы, бубенчики, монетообразные и ажурные. Рис. 13.

2а. Ожерелья (древний славянский термин, означающий украшение на шее, иногда воротник - от слова ЖЕРЛО - "шея").67

а) в северных регионах в языческий период - синие зонные стеклянные бусы, иногда добавляются зелёные бусы, изредка тёмно-синие бусы с белыми, жёлтыми и красными глазками68

б) металлические69, каменные, стеклянные бусы, иногда бронзовые бубенчики70

в) ожерелья состояли из ниток бисера, бус и какой-нибудь металлической привески71

Ожерелья, найденные в погребениях:

· 171 зерно бисера жёлтого, чёрного и ярко-зелёного цвета

· 11 зонных бус (одиночные, двойные, тройные) из синего, голубого и серого стекла и одна эллипсоидная со сплошной инкрустацией

· 20 зонных бус бесцветного стекла и бронзовая замкнутая лунница

· 3 зонных синих стеклянных бусины, 3 пастовых и круглая иконка-привеска с поясным изображением Христа Вседержителя

· посеребрённые зонные бусины ярко-зелёного цвета, бусинный бисер и серебряная иконка святого-воина

· 46 бусин синего стекла и белой пасты и круглой иконки

2б. Гривны (ГРИВЬНА - в качестве названия мужского шейного украшения термин известен с XII в.) самые разнохарактерные (их носили также отроки-дружинники)72, встречаются с IX по XIII вв., возможно, в какой-то период были и денежными знаками73, изготавливались из серебра, биллона, меди, бронзы, железа.

А) дротовые - из круглого в сечении дрота, который в горячем состоянии перекручивали, отчего на его поверхности появлялась винтообразная нарезка; застёгивались на груди, застёжкой, имеющей форму петли и крючка, или петли и многогранной головки;

Б) проволочные - иногда на них нанизывали бусины, или подвешивали монеты-привески, или оплетали кружевом из тонких проволочек;

В) витые - из двух-трёх круглых в сечении проволок, свитых в жгут, иногда более сложные, т.е. состоящие из нескольких сдвоенных проволок, перевитых сканой нитью;

Г) пластинчатые - орнаментированные серповидные; из пластины, согнутой в трубку;

Д) плетёные.

 

3. ОБРУЧЬЯ (с XII в. - украшение на руке) - преимущественно женское украшение, носившееся на запястье, реже - в области локтя, часто поверх длинного рукава.

А) круглопроволочные (дротовые)

Б) витые

В) ложновитые

Г) кручёные

Д) плетёные

Е) литые

Ж) полые

З) массивные

И) пластинчатые

Й) створчатые74

 

4. ПЕРСТНИ (ПЬРСТЕНЬ - известен с XI в. в значении украшения на пальце руки, иногда в значении перстня с печатью), кольца (КОЛЬЦЕ - встречается с XIII в., иногда означает ушное украшение)75. У вятичей наибольшее распространение получили решётчатые перстни.76

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...