Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наверное, 1 страница




дело ещё в степени откровенности,

которую предлагает мне Христос.

Он предлагает мне быть максимально откровенным перед собой. До какой

степени? Наверное, степень показывает

Он Сам, обнажённый, в ранах, на Кресте…

 

Я же выбираю более лёгкую, мелкую степень откровенности, где кажусь себе не таким уж плохим, вовсе не лицемером, не блудником, не убийцей и прочее. И когда в мире что-то происходит, я тут вроде ни при чём,

и даже на словах – против.

 

Не желая признать, что в этом разгуле страстей есть и мой вклад на уровне

мыслей, чувств, мотивов, духа.

 

А дух-то сильнее слов, сильнее дел.

Дух творит формы. И не только вблизи,

но и на другом конце планеты.

 

ШЛЮЗ ОТКРОВЕННОСТИ открывается

с двух сторон. Откровенность за откро-венность. Но первым должен начать тот, кто первым понял, кому больше надо, кого жизнь заставила, кто сильнее. Чаще это мужчина.

 

Поэтому, если хочешь откровенности, начи-най крутить ручку шлюза со своей стороны.

 

ВИСКИ Из дневника. Приезжал Валера.

Давно не виделись. Привёз огромную бутыль виски. Отвёл в сторону и, что называется, очистил душу за прошлое. Ну, по его поня-тиям. У меня-то вроде на сердце обид нету.

 

А на следующую ночь его мама упокоилась.

Такой вот духовный подарок маме. И себе. Мужской поступок, пример для всех нас.

И я задумался: сколько в жизни неразвязанных узлов. Спасибо, брат.

А виски всем года на два хватило. Кроме меня – не могу спиртное: как отрезало, вместе с матом.

 

ПОЧЕМУ ТРУДНО ИСПОВЕДОВАТЬ ПРЕГРЕШЕНИЯ?

Иной раз человек легче согласится прокопать

стометровую траншею, чем сказать кому-то «прости». Духовный труд часто тяжелее физического.

 

Трудно, привыкнув считать себя хорошень-ким, на этом фоне вдруг исповедать грех. Гордыня мешает переступить ступеньку высокого мнения о себе. Поэтому сначала надо поработать с ней, многоликой.

 

Бывает, за нас эту работу делают болезни, скорби и неприятности. Но лучше самому пытаться видеть состояние своего сердца

и различать множество движений в нём.

 

Тогда со временем исчезает внутренний тормоз, который мешал понять, что мой

грех вовсе не досадное недоразумение,

а одно из проявлений неисправности души.

И тогда уже легче сказать и себе и человеку:

– Смотри, брат, весь я в лукавстве, зависти, злобе, и вот мой грех перед тобой. Прости меня, помолись обо мне.

 

Враг в нас самих.

У нас идет внутренняя война.

Если внутреннее зло побеждено,

то и внешнее покорится, как слабейшее.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин33

Ещё одна военная хитрость.

Если нет сил исповедоваться человеку, перед которым согрешил, можно для начала сказать об этом грехе другим людям. Можно, сказав об этом же в церковной исповеди, попросить помощи Божией в исповедании греха перед человеком и примирении с ним.

 

Итак, если ты принесёшь дар твой

к жертвеннику и там вспомнишь,

что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником,

и пойди прежде примирись с братом твоим,

и тогда приди и принеси дар твой.

 

Евангелие от Матфея, 5: 23–24

 

 

КОГДА ЧТО-ТО БОЛИТ, пластырь прикладывают в это место, а не рядом.

К внутреннему стыду, часто недостаточному для того, чтобы пережечь грех, добавляется внешний стыд – огонь исповеди перед человеком или людьми. И готовность от него принять такую же исповедь и молиться друг за друга. И через это исцелиться. Помоги, Господи, исповедовать и то, в чём стыдно признаться даже самому себе.

 

Исповедайте друг другу согрешения ваши

и молитесь друг за друга,

чтобы вам исцелиться.

Послание ап. Иакова, 5: 16

 

«В 1920-е годы во Франции был съезд Русского студенческого христианского дви-

жения. Там присутствовал замечательный священник, отец Александр Ельчанинов.

 

К нему на исповедь пришел офицер и сказал: “Знаете, я вам могу выложить всю неправду моей жизни, но я её только головой сознаю; моё сердце остаётся совершенно нетронутым, мне все равно. Головой я понимаю, что это всё зло, а душой не отзываюсь ни болью,

ни стыдом”.

И отец Александр сделал потрясающую вещь; он сказал: “Не исповедуйтесь у меня, это будет совершенно напрасно. Завтра, перед тем как я буду служить литургию, вы выйдете вперед и, когда все соберутся, повторите то, что только что сказали мне, и принесёте исповедь перед всеми собравшимися”.

 

Офицер согласился на это, потому что чувст-вовал, что он мертвец, что в нём жизни нет, что у него только память да голова,

но сердце мертво и жизнь в нем погасла.

 

И он вышел с чувством ужаса: вот, я сейчас начну рассказывать и весь съезд от меня отвернётся. Все с ужасом посмотрят на меня

с мыслью: мы думали, что он порядочный человек, а он не только негодяй, но и мертвец перед Богом… Он встал, пересилил свой страх и ужас и начал говорить.

 

И случилось нечто для него совершенно

неожиданное: в момент, когда он сказал,

для чего он стал перед царскими вратами, весь съезд к нему обратился сострадатель-ной любовью, он почувствовал, что все ему открылись, все открыли объятия своего сердца, все с ужасом думают о том, как

ему больно, как ему стыдно…

И он разрыдался и в слезах произнес свою исповедь; и для него началась новая жизнь»

(Митрополит Антоний Сурожский)34.

 

ЧТО ОСТАЁТСЯ

В разном состоянии бываем. Когда-то думаем, что злые свои дела лучше скрывать. Когда-то мучит совесть, требует рассказать,

исповедовать, исправить. Но впереди ждёт момент, когда рад буду отдать всё, лишь бы это выслушали и взяли.

Со Славкой дружили ещё с девяностых. Много хорошего было, о многом говорили,

но больше всего запомнились его слова, признание, что когда-то проявил подлость. Вот эта исповедь и осталась в памяти и на Небесах, когда Славки на земле уже нет. Прими, Господи!

 

ОБЛИЧИ

« Обличи меня, брат, сестра, в чём мой грех, какие вопросы, претензии, обиды на душе, сам многое не вижу, помоги мне». Тогда напряжение выходит из сердца в более грубую форму, в сознание, мысли, слова.

И с ними уже можно что-то делать, как-то разбираться.

И обличающий получит пользу, если будет говорить с любовью, помня, что похожие качества имеет и в своём сердце и сам, возможно, подобным согрешил.

В правильном финале плачут оба.

 

Если же согрешит против тебя брат твой,

пойди и обличи его между тобою и им одним;

если послушает тебя,

то приобрел ты брата твоего.

Евангелие от Матфея, 18: 15

 

Заповедь об обличении одна из сложных

и деликатных к исполнению. Не укори,

не осуди, не уязви, а именно обличи. То есть,

не держи на сердце, не жди, пока взорвётся или изъест изнутри, выведи на поверхность,

в разговор, например.

 

Обличи, насколько возможно, с любовью, начиная с себя, с признания и своихстрастей и греха, которые должен обличить в брате.

 

Бывает, не обличаю человека, потому что сам использую его грех для удовлетворения или оправдания своих страстей. Среди которых: сластолюбие, говорливость, осуждение, ропот, обидчивость, блуд и т. д.

 

Расстаться с ними НЕ хочу, и поэтому НЕ обличаю грех в человеке, не открываю ему глаза, не даю шанс к покаянию; по сути, становлюсь соучастником и соблазнителем

ко греху.

 

Ещё сложность: желая сказать что-то поле-зное или обличить человека, надо понимать, что для того, чтобы он принял мои слова, ему иной раз нужно отказаться от чего-то очень существенного, чему он посвятил большую часть своей жизни. От каких-то убеждений, «достижений», укоренившихся страстей. Признать их ложными ценностями.

 

Поэтому человек часто слышит и не слышит. Его духовный фильтр настроен по-другому. Чтобы услышали уши, сначала должны заговорить сердца.

 

Как быть? Опять начиная с себя, понижая уровень гордыни в своём сердце,

на примерах своейжизни.

 

Хорошо сказал Евгений Иваницкий:

«Лучшая проповедь – исповедь 35.

Обличить – это значит поставить задачу исцеления не только перед братом, но и перед собой, от одной и той же болезни. Просто сегодня, через него, она стала виднее.                                                     

 

Истинно говорю вам: что вы свяжете

на земле, то будет связано на небе;

и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Евангелие от Матфея, 18: 18

 

ГОВОРИ, КАК ЕСТЬ

Иной раз возникает сложная, тесная ситуация, когда с человеком нужно что-то прояснить, в чём-то признаться, рассеять подозрение или его обличить. И вот думаешь,

как это сделать.

 

Пытаешься как-то ситуацию замаскировать, замолчать, отложить, даже соврать что ни-будь. Толку мало. Узелок не развязывается.

 

А может, изложить всё как есть? Подвигнуть себя к доверию, открытости, исповеди? Сказать или написать:

– Брат, вот так я сейчас вижу ситуацию.

Если неправ – скажи, ведь могу ошибаться.

И тогда за этим стоит любовь и правда и нет лукавства. Могут быть заблуждения, но нет лукавства и лицемерия нет, а есть правда, как она сейчас понимается.

 

И тот, другой, человек сразу это почувствует.

Потому что Ангел уже известил его, что это – правда.

Чудеса! Только дописал этот текст, открываю новостную ленту, а там сразу Пётр Мамонов, про правду: «Сколько раз я себе говорю:

– не давать гаишникам взятку, не давать!

Еду – опять сую!

Но раз был случай такой удивительный. Проехал на желтый, самый последний.

Ну, типа, на красный.

Стою, думаю: ну, сейчас подойдёт.

Молодой парень под козырёк, честь отдаёт.

А я до этого ехал и думал: как бы вот с этим справиться? Нельзя давать, нельзя!

А у самого уже рука полезла.

 

И вдруг не своим голосом я ему говорю:

– а можно ли штраф на месте заплатить?

Он говорит: конечно. Я сто рублей ему даю.

По тем деньгам ещё прилично было.

И вдруг не мой же голос говорит: только,

пожалуйста, мне квитанцию дайте!

С ужасом, весь потный, сижу и думаю:

– что же я делаю?!

Он вдруг мне и говорит: а зачем вам?

Я говорю, опять же не своим голосом: а я

вот в деревню уехал, в Бога поверил. А нам,

по нашей вере, взятки давать нельзя! Пауза.

 

Вдруг он под козырёк опять, отдаёт мне

сто рублей и говорит: проезжайте! Вот это реальный случай. Когда нечего сказать, говори правду! Слава Богу! » 36

 

НА СВЕТ

Помоги, Господи, оживлять отношения, сводить к нулю непонятки и обиды.

Проговаривать, прощать, просить прощения, исправлять делами. Выводить на чистую воду, на свет, на солнышко, чтобы растаяли без следа.

 

Работайте, братья, над очищением души,

и увидите изменения в жизни, и будут случаться разные чудеса.

 

Птицы будут садиться на руку!

– А нам? А сёстрам?

– И вам тоже!

 

Поговорили. Сколько раз уже замечал:

после откровенного разговора о том, что не выходило из головы, происходят изменения

и в материальном мире. Пошел, сразу кресло переставил, столик какой-то соорудил. Даже не задумываясь, руки сами начали делать. Это на фоне хронической лени.

 

Или находится потерянная вещь.

Или дом начинает строиться.

Или рождается дитё.

Просто потому, что п о г о в о р и л и.

 

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА, или НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ

Один хороший человек посоветовал:

А ты, хоть ненадолго, остановись, постарайся ни о чём не думать, побудь

с собой настоящим хоть минуту.

 

Ну, я и попробовал, сидя на скамейке во дворе. Почти сразу из дома вышла Елена:

– Ты чего? а я ничего. Просто попробовал жить в настоящем моменте времени.

 

И сразу что-то изменилось в мире.

И женщина это почувствовала.

Они вообще ВСЁ чувствуют.

Но обычно я размазан по времени.

То в прошлом засиделся,

то в будущем залетался, только нет меня

в настоящем, где, собственно, и происходит главное событие в жизни.

 

Жизнь – учебник, где каждая страница открывается вовремя. И вот, когда страница открыта, тогда это задание и нужно про-ходить. Испытания, искушения, внешние

обстоятельства, вот этот человек рядом – сейчас самое главное.

 

И если попробовать придержать себя в настоящем моменте времени, то понимаешь, что находишься там, где тебе нужно находиться.

 

И тогда вот это слово – ЛЮБОВЬ, к людям, Богу, к себе – вдруг начинает проявляться

в душе, начинает оживать, светиться и звучать. Очень интересный эффект.

 

ПРО ЛЮБОВЬ

И откроется на Страшном Суде,

что единственным смыслом жизни на земле

была любовь!

Митрополит Антоний Сурожский37

Получаю от сына СМС: «Я тебя люблю».

«Это, – говорит, – я всем разослал, “воду пошевелить”».

То есть, другому человеку надо помогать любить меня. Потому что любить ближнего – лучшее состояние. Любить меня трудно,

ко мне много и прямых, и неосознанных претензий. Но не любить – ещё труднее. Нелюбовь напрягает, разрушает человека изнутри. Хочу ли я быть причиной?

 

Поэтому я должен расстилать ближнему дорожку и постоянно подметать её.

Должен расчищать в душе завалы из обид, лицемерия, самолюбия, лжи, гордыни.

 

А чтобы ему было легче любить, я и сам должен любить его. А если увидел, что нет любви к Богу, к человеку, к своей душе, – самое время вспомнить о покаянии.

 

Покаяние – это постоянное ощущение

и сожаление о том, что в тебе нет любви.

Иеромонах Ермолай (Чежия)38

 

Наверное, покаяние – один из оттенков любви, они рядом идут, любовь и покаяние. Через покаяние Бог всё больше открывает Себя и делится с человеком Своими качествами, духом, любовью.

 

Постоянно Отец наш Небесный помогает развязать узлы, которые мы вяжем

по жизни тысячами.

 

Помогает встретить человека, у которого надо бы испросить прощения. Помогает деньгами, чтобы я отдал долг. Подаёт

и горькое лекарство, наказания, скорби

для исцеления души.

 

И так присмотришься: всё, что получается доброго, – всё от Него, и чаще – в меру покаяния.

 

Но и в покаянии моей заслуги нету!

Это Отец наш устраивает так, что

мою гордыню, трусость, лень превращает

в зёрна покаяния. Ну, хорошо хоть так…

 

Странное наблюдение: люди признались друг другу в «нелюбви», а стали

друг другу ближе.

 

Может, потому, что из души уходит лицемерие? Или не знаем, что такое любовь, и сожалеем о любви страстной, проходящей. Вот и полегчало, когда признались.

Но к этому ещё надо прийти...

 

Двум людям, которые хотели бы любить друг друга, но не имеют в сердце любви, надо просить её у Бога. У Бога всего много.

 

Любовь Христова неизмеримо выше других разновидностей любви, и она не исчезает.

 

…Ибо, где двое или трое

собраны во имя Моё, там и Я посреди них.

Евангелие от Матфея, 18: 20

 

ПРО РАДОСТЬ

Пока заполняется помянник, можно открыть контакты телефона. На каких-то именах захочется остановиться, какие-то быстрее пролистать.

 

Духовный фонарик высветит очередное качество души, по поводу которого хорошо бы пролить хоть одну слезинку в молитве

 ко Господу: «Боже, очисти мя грешнаго…»39

Именно по поводу этого обнаруженного качества.

 

И вот что интересно: этот труд, эта ниточка,

когда человек её постоянно тянет, не приво-дит к унынию, она приводит к радости.

 

Почему? – Потому что идёт работа по

очищению души, которой радуется Отец наш Небесный. И радость эта возникает просто

по закону резонанса. Душа так устроена,

что в ней есть место для Бога:

 

Ибо вот, Царствие Божие

внутрь вас есть.

Евангелие от Луки, 17: 21

 

И чем больше трудов человек прилагает, что-бы бомбить, стучать в своё каменное сердце, тем скорее получается что-то путное в делах внешних, земных.

 

Только надо смотреть за собой и душу чис-тить не ради получения земных благ, а ради Царствия Небесного:

 

Ищите же прежде

Царствия Божия и правды Его,

и это всё приложится вам.

Евангелие от Матфея, 6: 33

«Это всё» – земное, необходимое и потен-циально полезное на пути к Жизни Вечной.

ЕЩЁ ПРО РАДОСТЬ

И если уж говорить о радости, то надо говорить о признаках радости, о качестве радости, об истинности радости, которая может ответить на любой вопрос без всякого смущения.

 

Потому что большинство «радостей» разбивается мыслью о смерти, само понятие радости ставится под вопрос.

 

Поэтому не найдётся радости более чистой, светлой, настоящей, более подлинной, естественной, живой, чем радость о Христе Воскресшем. Радость – надежда на Воскресение вместе со Христом.

 

Когда в сердце есть эта главная радость, тогда и все другие радости очищаются от лицемерия, лжи и других вредных примесей, наполняются светом истины.

 

ЖИЗНЬ – МОЛИТВА

Иногда человек настолько тонко и ясно воспринимает происходящее с ним, что любое событие внешней или внутренней жизни сопровождается молитвой. Которая накладывается на текущие события,

и вовсе не мешает, а, скорее, помогает

всем другим делам.

 

Бывает, человек из состояния молитвы

и не выходит. У него всё время в голове

«Господи, помилуй» фоном звучит.

 

И уже непонятно, что есть «фон». Может, «фон» – это внешние дела, а молитва –

это главное, «Едино же есть на потребу»

(Евангелие от Луки, 10: 42).

 

Например, горит костёр или свеча. Какой участок пламени самый горячий? – Верхний. Там, где цвет пламени совсем исчезает.

 

Так исчезают и все наши земные дела,

а в Вечности остаётся качество духа,

с которым эти дела делались.

То, ради чего они делались.

 

Остаётся молитва ко Христу об очищении души, возникшая из самого малого эпизода жизни – взгляда, слова, интонации.

 

Эпизоды эти, события и дела – только дрова, масло и фитиль, чтобы было пламя, переходящее в молитву.

 

Когда вспоминаю человека, это тоже становится событием в мыслях, чувствах, сердце. Становится поводом для молитвы.

Со словами или без слов. О себе

и о человеке, имя которого вспомнил.

 

ЗАПОЛНЯЕМ ПОМЯННИК при появлении

в жизни новых людей, воспоминании старых, по мере исследования своего рода. Все, кто живы, все кто уже ушли с этого света ждут

и надеются, что я о них вспомню.

 

О ком-то говорили в семейном кругу,

какие-то сохранились документы – всё

на карандаш. Кстати, записи действительно, лучше делать хорошим карандашом. Всех сразу, конечно, не вспомнить, но постепенно в памяти оживают давно забытые события

и люди.

 

Все, кто оставил хоть какой-то след в моей жизни, просятся в помянник: родные, друзья детства, соседи, одноклассники, учителя, сослуживцы, священники, начальники, духовные наставники, благодетели; «враги», или напротив, пострадавшие от меня. Все, кого обидел, соблазнил, обманул, забыл, ждут от меня, хотя бы поминания.

Иногда имя не помню или не знаю.

Бывает ведь, что человек жизнь спасёт

и пойдёт дальше, не представившись!

Поминаю без имени: «Спаси, Господи, води-теля оранжевого КамАЗа, который ушёл на обочину в Кулешовке, когда меня обгоняла “девятка”».

Можно, если сердце просит, простыми сло-вами поминать сообщества, группы людей, например, соседей, живущих в многоэтажном доме, или в деревне, или в больнице, или

в тюрьме, или объединённых какой-то

общей ситуацией.

Имена лучше сгруппировать и озаглавить

по периодам жизни или по другим ассо-циациям. Например: «Детство» «Школа», «Семья Поповых», «Задонский монастырь».

 

Иногда оставляю пробелы – место для тех, кто вспомнится позднее из какого-то периода или списка.

Лучше перед именем писать фамилию, родство или другую пометку, пояснение для себя, чтобы человек сразу вспомнился, чтобы молиться за него осознанно.

Имён появляется всё больше, и не всегда получается не торопясь, мысленно встре-титься с каждым человеком. При прочтении имени возникает образ человека и проявля-ется отношение к нему – такое, какое имею

в душе на сегодняшний день.

 

Можно читать с перерывом, в течении

нескольких дней - помогают закладки.

Записи лучше сначала делать в черновике, читать их несколько раз, что-то исправлять,

а потом уже переносить в помянник.

 

По поводу молитвенных текстов. Их много, можно выбрать по душе и написать от руки.

 

Можно переписать имена из бабушкиного или дедушкиного помянника или держать

все книжечки вместе. Если человек умирает

раньше меня, обвожу его имя в списке живых и повторяю в списке усопших.

(Елена, ошибочка: не «со 150-й…», а со 170-й»- тут исправил прошу исправить в вёрстке)

Со 170-й страницы идёт продолжение текста «ПОСОБИЯ…» и чистые страницы для

поминовения усопших.

Но сначала – чистые страницы для имён людей, живущих сегодня. Помоги, Господи.

Господи, помилуй, спаси и сохрани.

Прости прегрешения вольные и невольные.

Помяни во Царствии Твоём:

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................ ......................................................................................

............................................................................................................................................................................

......................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

......................................................................................

............................................................................................................................................................................

......................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................ .................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

......................................................................................

......................................................................................

......................................................................................

......................................................................................

......................................................................................

............................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

......................................................................................

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...