Ермогена, якоже солнце незаходимое, возсия
Ермогена, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Святые патриархи Российские Иов и Ермоген 1530-е–1607 гг. ок. 1530–1612 гг. Со времен святого равноапостольного Владимира и до царствования Феодора Иоанновича пастыри нашей Церкви не равнялись с патриархами Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Но после падения в 1453 году под натиском турок столицы Византии Русская митрополия постепенно становится центром Вселенского Православия и все меньше зависит от восточных Церквей. Русского Первосвятителя с середины XVI века стали именовать «Святейшим». Наконец настал день, когда Собор святителей в храме Успения Пресвятой Богородицы избрал своего патриарха. 23 января 1589 года им стал митрополит Московский Иов. Мудрый и добродетельный пастырь возглавил Русскую Церковь накануне тяжкого испытания, выпавшего на долю Отечества. По смерти бездетного сына Ивана Грозного царя Феодора Иоанновича в 1598 году прервалась династия Рюриковичей, почти семь с половиной столетий управлявших Русским государством. На престол взошел верный боярин Ивана Грозного Борис Годунов, повенчанный с дочерью Малюты Скуратова. Иван Грозный в томительных думах предвидел – не сможет сын его, тихий и немощный Феодор, самодержавно управлять великой страной. В «совет» ему назначил Грозный царь пятерых знатных бояр. Одним из них оказался Борис Годунов, сумевший в скором времени добиться превосходства над Вельскими, Романовыми, Захарьиными, Шуйскими… После смерти Грозного государством фактически правил Годунов. Правда, царствовал Борис без скипетра и имени царского. Но власть вот-вот должна была прийти к нему в руки. Единственным препятствием на пути к трону стал для Годунова младший сын Ивана Грозного царевич Димитрий.
В 1591 году наследника не стало. Многие в государстве догадывались, чьих рук это злое дело. Но в опалу тогда попали невиновные. Мученическая смерть царевича Димитрия послужила началом Смутного времени. Расследовать угличское дело Борис Годунов поручил боярину Василию Шуйскому. Убийство или несчастный случай? Ошибка могла стоить Шуйскому головы. Тогда, по горячим следам, Шуйский принял официальное решение в угоду правителю – мол, царевич играл в тычку ножом и «тут пришла на него падучая немочь, и зашибло его и учало бити; да как его било, и он покололся ножом сам». На десять лет этой лжи хватило. Но в самом начале XVII века поползли по стране слухи, что царевич Димитрий жив и собирается отомстить Борису за все страдания. Конечно, то была другая ложь. Царевич погиб от рук наемных убийц, а его именем воспользовался самозванец Гришка Отрепьев, выдававший себя за Димитрия. Над Москвой нависла угроза измены и смуты. Патриарх Иов, чтобы остановить надвигающуюся беду, рассылал по всем русским землям грамоты, призывая народ православный помнить Бога и крестное целование, данное Борису Годунову. Однако уже в 1604 году почти вся юго-западная Русь присягнула самозванцу, а значит, и поддержавшему его польскому королю. Святителя Иова вывели из храма, облачили в сермяжную рясу, с позором таскали по рыночным площадям и, наконец, измученного посадили в телегу… Патриарх Иов предал анафеме самозванца, посягавшего на самое дорогое, что есть на Руси, – православную веру. В апреле 1605 года скоропостижно, от сердечного приступа умер царь Борис. Решительный патриарх тотчас после смерти царя настоял, чтобы войска присягнули сыну Годунова Феодору. Однако остановить разливающуюся по всей земле гибельную смуту уже было нельзя. Шестнадцатилетнего Феодора мятежники зарубили в Кремле, и Лжедмитрий вошел в столицу.
Самозванцу присягали многие. Но патриарх Иов оказался непреклонен. В начале июня в Успенский собор вбежали слуги самозванца. Прервав богослужение, с перекошенными от злобы лицами стали они выкручивать патриарху руки. – Матерь Божия, спаси Православие! – успел произнести патриарх возле чудотворной Владимирской иконы. Мучители на мгновение отступили. Тогда патриарх снял с себя панагию, чтобы никто не осквернил ее.
Святителя Иова вывели из храма, облачили в сермяжную рясу, с позором таскали по рыночным площадям и, наконец, измученного посадили в телегу и отправили подальше от Москвы в Старицкий Успенский монастырь – в тот самый, где начинался его духовный путь. Через год, в мае 1606 года, самозванец был убит. Тело Лжедмитрия разгневанные жители Москвы сожгли, пеплом набили пушку и выпалили в сторону Польши. Василий Иванович Шуйский, взошедший на престол, просил патриарха Иова вернуться в Москву. Но старец к тому времени ослеп и благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена. Воцарение Шуйского не успокоило Русь. Да и как ей было успокоиться, если ловкий боярин принародно солгал о смерти царевича Димитрия. Когда самозванец приближался к Москве и не стало царя Бориса, Шуйский объявил, что это чудом спасшийся царевич Димитрий грядет в столицу. Только год спустя, когда наказали лжецаря, Шуйский наконец-то сказал правду: «Царевич заклан бысть годуновскими рабами: Осипом Волоховым, Микитой Качаловым и Данилой Битяговским…» [11] Во время зыбкого царствования Василия Шуйского одному благочестивому мужу было дано откровение – за покаяние Господь помилует Россию! И тогда мудрый Иов вместе с избранным патриархом Ермогеном составили чин народного покаяния за нарушение присяги дому Годуновых и убийство царя Феодора Борисовича. 20 февраля 1607 года в Успенском храме от имени народа огласилась челобитная к патриарху Иову, в которой народ слезно просил страдальца разрешить православных от клятвенного греха.
Все и всех простивший патриарх взял с народа слово впредь не преступать крестного целования. Святой патриарх Иов отошел в мир иной 19 июня 1607 года. Погребли Первосвятителя возле Успенской церкви Старицкого монастыря. В 1652 году его мощи обрели нетленными и перенесли крестным ходом в Успенский собор Кремля. Благодарение Богу, что вслед за патриархом Иовом встали на защиту Отечества нашего от врагов Православия мудрые и бесстрашные мужи. Священномученик Ермоген, погребенный в Успенском соборе, – первый в их славном ряду. Родился будущий патриарх в 1530 году в семье донских казаков [12] и был наречен во Святом Крещении именем Ермолай. После взятия царем Иваном Грозным Казани и установления Казанской епархии Ермолая рукоположили во иерея. 8 июля 1579 года ему, как наиболее почитаемому городскому священнослужителю, выпала честь перенести новоявленную Казанскую икону Божией Матери в Никольский собор, в котором Ермолай служил настоятелем. А в свертке была та самая икона, увиденная во сне! Яркая, лучезарная… Вспомним о тех событиях… Со дня покорения Казани минуло двадцать семь лет. Не тревожили отныне татарские всадники русскую землю, не пылали избы мирных жителей, не плакали в неволе у сластолюбивых степняков русские девушки. В городе Казани, отражаясь в светлых водах матушки-Волги, поблескивали на солнце серебряными и золотыми маковками церкви Христовы. Колокольный звон раздольно разливался над бескрайними просторами, оглашая даль радостными медными переливами и перезвонами. Но победители никого не принуждали отрекаться от прежней веры. Еще святой митрополит Макарий Московский наставлял в посланиях святителя Гурия Казанского, чтобы тот благословлял крестить только уверовавших во Христа. Никому из невольников Христос мил не будет. К Нему идут с открытым сердцем и доброй волей. В городе Казани жил стрелец. Звали его Данилой. У стрельца семья была небольшая: жена да дочка Матронушка, которой к тому времени исполнилось девять лет. И вот однажды Матронушке снится сон. Только сном его назвать трудно. Глазки утром открыла, а они, словно на солнце смотрели всю ночь, – щурятся от увиденного света. Свет этот излучала Пресвятая Богородица, явившаяся к Матронушке перед самым рассветом. Царица Небесная будто вся была облачена в солнечные ризы. Особенно ярок был свет, исходящий от Ее Пречистого лика.
«На месте сгоревшего дома, в земле, покоится Моя икона. Пойди к архиепископу и посадским воеводам и скажи им, чтобы выкопали Мою икону, ибо через нее благодатная сила явится и милость для укрепления людей в истинной вере», – тихо и ласково промолвила Пресвятая Богородица. И стала невидимой. Девочка, пробудившись ото сна, рассказала о ночном видении родителям, но ей никто не поверил. Матерь Божия в другую ночь опять пришла к Матронушке. Однако повеление Царицы Небесной снова осталось неисполненным. В третий раз Богородица прорекла Матроне: «Если ты не исполнишь Моего повеления, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тут уж мать послушала дочь. Собрались они утром к воеводам и архиепископу Казанскому. Архиепископ Иеремия ласково встретил обеих. Но словам Матроны не поверил. Посоветовал поменьше обращать внимания на пустые грезы. Вернулись они домой ни с чем. Тогда мать сама взяла лопату и начала копать. Обещанная икона поначалу скрывалась от глаз. И тут Матрону осенило – вспомнила вдруг она, что Богородица указала во сне на место возле печки. Взяла Матронушка лопату и только копнула – заступ уперся в сверток из вишневого сукна. А в свертке была та самая икона, увиденная во сне! Яркая, лучезарная… Матронушка даже глаза рукавом прикрыла. Прибежали посадские жители взглянуть на чудо. А за ними – архиепископ и воеводы. Подошли с трепетом к образу, упали на колени, прося прощения у Матери Божией за свое маловерие. Оказалось, что обретенная в Казани икона была списана с чудотворного образа Богородицы, называемого Влахернским. За то, что Влахернская икона часто исцеляла слепых, ее назвали «Одигитрией», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Царь Иван Васильевич, узнав о казанском чуде, велел на месте обретения иконы построить женский монастырь, в котором Матронушка стала первой инокиней, а затем и настоятельницей. В том же году с иконы сделали список и отправили в Москву Грозному царю. Священник Никольского собора Ермолай в точности сообщил потомкам все обстоятельства чудесного обретения дивной Казанской иконы. Мог ли кто тогда предположить, что через четверть века он станет Патриархом всея Руси? Похоронив любимую супругу, Ермолай вскоре постригся в монахи в Московском Чудовом монастыре. С того дня, как по крутой лестнице, взбирался будущий святитель Ермоген на вершину нетленной славы своей. Сначала посвящение во архимандрита, назначение настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а в 1589 году он стал митрополитом Казанским.
В Смутное время святитель Ермоген, не раздумывая, встал на сторону патриарха Иова… И вот после смерти Лжедмитрия, в 1606 году, митрополита Ермогена, как наиболее достойного, избрали Всероссийским Первосвятителем. Смута тогда только разгоралась. Объявился еще один самозванец – Лжедмитрий II, выдававший себя за царевича Димитрия. В историю он вошел под именем «Тушинского вора». Вот тогда-то, как коршун на добычу, польский король Сигизмунд отправился с огромной армией в Россию. Наконец настал для давних врагов Руси – поляков – удобный момент, чтобы расправиться с православной державой. Москва была окружена. В столице начался страшный голод. Неверные бояре, в который раз позабыв о крестном целовании, уходили в лагерь Лжедмитрия в Тушино. А те, кто остался в Москве, требовали низложения Василия Шуйского. И только высокий авторитет патриарха Ермогена удерживал народ от нового греха. Из осажденного Кремля он рассылал грамоты во все города Руси, призывая народ оставаться верным Василию Шуйскому. И все же бояре-изменники поступили по-своему. Василия Шуйского они насильно постригли в монахи и на царский престол любезно пригласили королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда, полагая, что тот откажется от католичества и примет православную веру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|