Основные компоненты либерализма
-Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей -Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность) -Теория и практика правового государства. Главные условия процветания государства: государство частной собственности; невмешательство государства в экономику; простор для личной инициативы -Идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов -Идея «естественного неравенства людей».Неравенство — естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов -Концепция социального прогресса Неолиберализм - Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка -Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу -Расширение деятельности государства в социальной сфере -Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройст- ве — принципу разделения властей -Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через мно- гопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности. Консерватизм Консерватизм — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жиз- ни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр, Луи де Бональд и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.
Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение XVIII-XIX вв., следующие. 1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»). 2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов 3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки 4. У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. 5. Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы
6. Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому. 7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы 8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существую- щих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию 9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.
И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые круп- ные политические партии в западных странах (республиканская в США, либе- рально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг при- верженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире Принципы и установки консерватизма: 1) преклонение перед традициями и историческим прошлым; 2) государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации; 3) оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей; 4) сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно; 5) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только рели- гиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не по- зволяют ему поступать плохо. Неоконсерватизм — политическое течение, в основе которого лежат идеи кон- серватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.__
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|