Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм.
Экзистенциали́зм - направление в философии, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Гуманизм-человеколюбие. Автор Выступает в защиту экзистенциализма: обвиняют в том, что он якобы призывает погрузиться в отчаяние, показывает только темное, гнусное; забыли о солидарности людей, смотрят на человека как на изолированное существо. Христиане обвиняют в том, что разрушая заповеди, они не оставляют ничего. Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Основное обвинение, нам предъявляемое, состоит, как известно, в том, что мы обращаем особое внимание на дурную сторону человеческой жизни. Большинству людей очень трудно его разъяснить, ибо ныне, когда оно стало модным, экзистенциалистами стали объявлять всех подряд. Слово приобрело такой широкий и пространный смысл, что, в сущности, уже ничего ровным счетом не означает, хотя это строгое учение. Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты ( Ясперса, Габриэля Марселя); и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты (Хайдеггер и французские экзистенциалисты-я). Их объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности. Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или нож для разрезания бумаги. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию.
§ Понятие «человек» в божественном разуме аналогично понятию «нож» в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме. § Атеистический экзистенциализм более последователен. Если даже бога нет, то по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, есть. Это означает, что человек сначала появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма. П ервым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Слово «субъективизм» имеет два смысла. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Мы сами выбираем свое окружение. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализм. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий и нам нет извинений. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он полагает, что человек ответствен за свои страсти. Часто мы стоим перед выбором, колеблемся между двумя сторонами морали,всегда стоим перед выбором. Никакая писаная мораль не может дать ответ и если ценности неопределенны, нам остается довериться инстинктам. Когда вы идете за советом, значит, вы выбрали этого человека и, в сущности, вы уже более или менее представляли себе, что он вам посоветует.
Квиетизм – позиция людей, которые говорят: другие могут сделать то, чего не могу сделать я. Учение, которое я излагаю, прямо противоположно квиетизму, ибо оно утверждает, что реальность – в действии. Мы хотим лишь сказать, что человек есть не что иное, как ряд его поступков, что он есть сумма, организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки. И в таком случае нас упрекают, по существу, не за пессимизм, а за упрямый оптимизм. Люди хотели бы думать: если вы родились трусом или героем, то и останетесь трусом-героем на всю жизнь, что бы вы ни делали. Экзистенциалист же говорит: трус делает себя трусом и герой делает себя героем. Экзистенциализм – это не попытка отбить у человека охоту к действиям. Нас упрекают также и в том, что мы замуровываем человека в индивидуальной субъективности. Действительно, наш исходный пункт – это субъективность индивида. В исходной точке не может быть ничего кроме: «Я мыслю, следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего самое себя. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определенных реакций. Что же касается нас, то мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Человек, постигающий себя через cogito(я думаю), непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других. Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания. В морали мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Нам говорят, что мы не можем судить других. Это отчасти верно, а отчасти нет. Это верно в том смысле, что всякий раз, когда человек выбирает свою позицию, ему невозможно предпочесть другой. Но судить можно, поскольку человек выбирает самого себя, перед лицом других людей.
Возьмем «Мельницу на Флоссе». В этом произведении мы встречаем Мэгги Тулливер, которая является воплощением страсти. Она влюблена в молодого человека, который обручен с другой не примечательной девушкой.Мэгги Тулливер, вместо того чтобы легкомысленно предпочесть свое собственное счастье, решает во имя человеческой солидарности пожертвовать собой и отказаться от любимого человека. Наоборот, Сансеверина в «Пармской обители», считая, что страсть составляет истинную ценность человека, заявила бы, что большая любовь стоит всех жертв, что ее нужно предпочесть банальной супружеской любви, которая соединила бы Стефана и ту дурочку, на которой он собрался жениться. Здесь перед нами две прямо противоположные морали. Но я полагаю, что они равноценны, ибо в обоих случаях целью является именно свобода. Слово «гуманизм» имеет два совершенно различных смысла. Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность. Мы можем оценивать человека по наиболее выдающимся действиям некоторых людей. Культ человечества приводит к замкнутому гуманизму Канта и – стоит сказать – к фашизму. Такой гуманизм нам не нужен. Но …. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. Что же такое экзистенциальный гуманизм? Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление. ВЫВОД: Из этих рассуждений видно, что нет ничего несправедливее выдвинутых против нас возражений. Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма, это не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: д аже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|