Часть первая. Практический тренинг
Для чего мы собрались? Мы не хотим ничего достигнуть. Мы не хотим ничего оценивать. Мы хотим попытаться высказаться по поводу того, что есть "в самом себе для себя бытие" и "в самом себе для других бытие", а также постараться найти ответ на вопрос, "представлен ли человек самому себе в качестве бытия" без ссылки на какие-либо авторитеты. Мы хотим реализоваться в размышлении. В результате наших встреч должен появиться текст в виде некоторого полифонического высказывания по этим вопросам. Все мы достаточно образованны, но можем ли объяснить, что имеем в виду, когда употребляем термин "бытие" и чем это понятие отличается от понятия "жизнь"? К какой философской концепции мы прибегаем в реальной жизни (материализм, субъективный идеализм, солипсизм и т.д.), что руководит нашим выбором в различных жизненных ситуациях? Как трактуем для себя смысл высказывания "бытие определяет сознание"? Как условия существования? Тогда получается, что среда определяет наше сознание. Интуитивно чувствуется, что это не совсем так. Люди, включенные в нашу культуру, плавают в ней, как мыльные пузыри, они очень независимы от мнения того слоя, в котором обитают, очень суггестируемы. И весь понятийный аппарат, которым они пользуются, чаще всего не имеет реального содержания, то есть не связан с практикой их жизни, он независим от мнения "своего круга". Таким образом, человек живет в плену своего иллюзий "общего" мнения. А когда он начинает заниматься какой-либо системой духовного развития, у него, кроме общих для всех иллюзий, появляется еще и личная. От этого страдают идея духовного развития и те, кто занимается ее реализацией.
Итак, попытаемся обнаружить в себе философа и повернуться к друг другу этой гранью. Для начала попробуем ответить, исходя каждый из себя самого, на ряд вопросов.
I. а) Бытие как философская категория. б) Бытие как термин в реальной практике (как он функционирует в нашей культуре). в) Бытие как его трактуете вы сами. II. Содержание выражения "в себе самом": а) с точки зрения философии; б) с точки зрения реальной практики (в речевом общении); в) ваш объем этого содержания. III. В тех же аспектах смысл выражений "для себя" и "для других" в сочетании со словами "в себе самом".
Момент реализации тренинга - высказывание
В з г л я д и з н у т р и № 19 1. Бытие - это явленность. Потенциальное бытие - возможность явленности. Можно ли говорить о бытии в отрыве от человека? Если рассматривать в рамках человечества, то бытие - это отношение к реальности существующего человека, то есть реальность и бытие - понятия разные. Тогда небытие - все неявленное, инобытие - предположение о существовании других способов бытия. Если рассматривать единичный субъект, то бытие для него- все, что явлено ему. Все, что не явлено ему, но он об этом знает, субъективно воспринимается как некоторое инобытие.
2. В самом себе для себя и в самом себе для других. В себе самом - в своей субъективной реальности (если смотреть с позиции субъекта). В себе самом для себя - как я представляю себя как объект, обладающий бытием. В себе самом для других - мое бытие меня как объекта, о котором я узнаю от других. Оба высказывания можно рассматривать как с позиции субъекта, так и с позиции объекта .В самом себе для других бытие мы обнаруживанием, общаясь с другими. И все мы или почти все осознаем бытие для других; оно потенциально присутствует, и любой человек может это осознать. Для любого постороннего наблюдателя мы есть часть бытия.
Человек как объект для другого познает себя как в самом себе для других бытие. Но, таким образом, в человеке остается принципиально непознананная часть, та, которая недоступна для постороннего наблюдателя. Эта часть есть в себе самом для себя бытие. Это та абсолютная истина, постичь которую невозможно, - как утверждают философы. В себе самом для других бытие может быть изучено до полного исчерпания, но, желая познать человека, мы должны понимать, что всякий недоступен нам как в самом себе для себя бытие. Сам субъект доступен себе как в самом себе для других бытие (об этом узнает при общении с другими). Доступен ли он сам себе в качестве в себе самом для себя бытия? Духовные учения утверждают, что да, доступен. И духовное развитие есть не что иное, как познание себя, как в себе самом для себя бытие, то есть представленность человека самому себе в качестве бытия. И эта часть субъекта доступна только ему самому, это то, что нельзя передать словами. Потому духовное развитие человека и является сугубо личным делом, в котором ему никто принципиально не может помочь, а только лишь направить его внимание в эту сторону. Можно сформулировать, что человек, желающий познать себя, сталкивается с двумя формами самопредставленности:
1) познание себя как в себе самом для других бытие (здесь и психологическая защита, и вытеснение, и замещение); 2) познание себя как в себе самом для себя бытие. ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ" Часть вторая При анализе наших высказываний выяснилось, что мы достигли некоторой согласованности в вопросе: что есть "в себе самом для других бытие"? В себе самом для других бытие - это есть бытие как описание Мира и меня самого, полученное себе через других. Что же есть в себе самом для себя бытие? Во всяком случае, это не то, что я не показываю другим, здесь дело не в скрытности или открытности, но в чем-то ином. Предлагается направить ваши размышления по такому направлению:
1) Представлен ли человек сам себе как бытие, если нет - то возможно ли это? Если возможно, то как? 2) Известно, что есть два варианта представленности человека самому себе: - в себе самом для других; - в себе самом для себя. Во всяком случае, мы полагаем, что такая представленность существует или может существовать для конкретного человека.
В себе самом - это то, что я отрефлексировал. В себе - предполагает знание, но отсутствие рефлексии (к примеру, я знаю о разрешающей способности своего слухового аппарата, но это мной не рефлексируется). Процедура рефлексии - сугубо личный акт, это может сделать каждый сам для себя, и никто другой за конкретного человека проделать не может. Предлагается сформулировать, в чем вы видите различие между понятиями: - в себе самом для других бытие; - в себе самом для себя бытие. 3) Что есть "бытие" в моей реальности? Попытайтесь провести разграничение понятий: "моя жизнь" и "мое бытие", но не в философском аспекте, а скорее в психологическом, применительно к самому себе. 4) Возможно ли растождествиться с жизнью (зачем, как, почему?) и возможно ли растождествиться с бытием? Растождествиться с жизнью - это понять, что я и моя жизнь - это не одно и то же. Есть я сам, есть моя жизнь, и я сам наблюдаю или творю свою жизнь. Чем это отличается от патологического раздвоения личности? 5) Чем отличается цель жизненная от цели бытийной (их содержание)? Тема для размышлений Для чего и по каким правилам мы используем ситуацию общения? У нас есть маленький шанс: пока каждый из нас не имеет описания себя всеми другими, попытайтесь и не дать этому свершиться. Для чего это нужно? Разберитесь: как формируется группа? В ней неизбежно начинается процесс знакомства всех участников, протекающий объективно, независимо от желания конкретного человека: - все составляют описание меня и пытаются сообщить его мне, и - я составляю описание других и пытаюсь это сообщить другим, а также сообщаю другим свое описание себя. Это происходит обязательно. Групповые механизмы снижают индивидуальный уровень творчества в таком деле, как высказывания. Попытайтесь не дать сработать групповому механизму и не сообщать членам группы своего описания каждого из них, а также не принимать описания себя от других.
Дело непростое, но, рефлексируя эти моменты, вы получаете весьма эффективный способ обнаружить в себе самом для других бытие. Существует также процедура обнаружения в себе самом для себя бытия. Проведите для этого следующую предварительную процедуру: мысленно поместите всю объективную реальность внутрь себя (в свою субъективную реальность) и впустите в эту совокупную реальность свое "Я". Какое у вас там бытие и как вы там будете жить? Принцип неопределенности: сам процесс описания чего-либо изменяет то, что описывается. Любое высказывание изменяет нашу ситуацию, и создается некая траектория нашего движения. А координатор должен найти и совершить действия, удерживающие целое, то есть группу, от разрушения. Человек, попадая в сферу в себе самом для других бытия, не может самостоятельно избежать зависимости от этой сферы, он продолжает тосковать по чему-то такому, чего сам не осознает. Размышляя о бытии, мы с вами уже рефлексировали один из объектов: в себе самом для других бытие - это и есть та ловушка, клетка, попав в которую, человек сам уже не может из нее выбраться. По поводу же в самом себе для себя бытия у нас имеется некоторая расплывчатость. Это же касается понятий "бытие" и "жизнь". (Интересен вопрос: размышляя о себе самом для себя бытии - где я нахожусь?). Суть такого обучения состоит в том, чтобы засекать интересующий нас понятийный объект из разных точек (как будто пеленговать его). Здесь самое важное - не дать этим точкам сближаться, сближение же происходит тогда, когда люди начинают спорить, дискутировать, доказывать и в итоге просто приходят к соглашению (то есть оказываются все в одной точке). Если нет таких дискуссий, смысл каждого персонального высказывания входит в каждого из нас и служит материалом для некоторой внутренней работы. Ведь каждый из нас несет внутри себя некоторое семантическое пространство, и оно у разных людей не тождественно. В центре такого пространства - автор высказывания. Высказываясь, мы преследуем цель - обнаружить разнообразие пространств высказывания по поводу некоторых понятий. И при этом в каждом из нас во время восприятия чужого высказывания происходит процесс изменения семантического пространства используемых в высказывании понятий. Если же просто прийти к соглашению по поводу этих понятий, то мы окажемся в общей точке зрения, но это произойдет в пространстве в себе самом для других бытия без изменения индивидуального осознавания - оно подменится согласованной конвенцией "по поводу".
Новый тезис: "Бытие - Мир, в котором я пребываю, и я, в Мире пребывающий".
Целокупное бытие свойственно детям (я и Мир - не разделены). Взрослые: хаотическое бытие - целевое бытие - целокупное бытие.
Продолжаем высказываться на тему: 1) в себе самом для себя бытие; 2) жизнь и бытие, разница между ними, возможность растождествления; 3) представленность самому себе в качестве бытия.
ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ"
Часть третья Можно считать, что мы проделали путь от абстрактного до реального содержания термина, ибо последние ваши высказывания - содержательны, то есть жизненно ориентированы. Попытайтесь подготовить итоговое высказывание и вместить в него следующее: 1) в чем суть проблемы взаимоотношения в себе самом для других бытия и в себе самом для себя бытия; представленность или непредставленность человека самому себе в качестве бытия и что из этого следует; 2) ваша социально-психологическая оценка правил нашего общения, как вы к ним относитесь, есть ли в этом практический смысл, дало ли вам это что-нибудь? 3) для чего нужна методика, позволяющая осознать два аспекта своего бытия, что она дает и что отбирает, зачем это нужно или сможет быть нужно? 4) в высказываниях появилось новое для обсуждения нашей темы понятие - самосознание; ваше конкретное содержание этого понятия; почему без него не смогли обойтись? Употребив понятие "самосознание", мы незаметно для нас перешли в область, где подразумевается, но не оговаривается содержание (в нескольких независимых высказываниях такое понятие было введено как само себя объясняющее). Это опять сработал механизм охраны в себе самом для других бытия, при котором мы употребляем одни и те же слова, но не оговариваем их содержание, делая вид, что оно одинаково у всех. В каждом человеке есть набор само собой разумеющихся норм, которые он сам с собой не оговаривает. Они выполняют вполне определенную роль регулирующих механизмов. Задумайтесь:
- в чем функция этого механизма? - почему это есть? - что произойдет, если человек начнет это рефлексировать?
Такой же набор само собой разумеющихся норм, который имеется у личности, существует и в социальной группе, в обществе, в конкретной культуре и т.д. Этот механизм находится в очень сложных взаимоотношениях с самосознанием. Может быть (гипотеза), этот механизм и обеспечивает доминирование в себе самом для других бытия над в себе самом для себя бытием, такой ценой обеспечивая сохранение целостности при отсутствии стабильного самосознания? И что такое есть "само"...? Может быть, это комплекс само собой разумеющихся норм? Продолжаем размышления.
ГРУППА "ВЫСКАЗЫВАНИЙ" Часть четвертая Сознание и бессознательное Наиболее прогрессивная, как нам кажется, система взглядов на взаимодействие сознательного и бессознательного состоит в следующем: 1) в бессознательном нет переживания времени; 2) в бессознательном нет переживания разделения субъекта и объекта. В сознательном это есть. Попытайтесь для себя разобраться с этими понятиями, ибо люди, интересующиеся проблемой саморегуляции, имеют очень разные представления о конечной цели этого занятия. Возможно, потому, что бессознательное не содержит переживания времени и разделения субъекта и объекта, бесконечна тяга людей к занятиям чем-то "этаким", может быть, именно в этом кроется причина психологических срывов человека. Хотелось бы, чтобы вы подумали над тем, в каком взаимоотношении друг с другом находятся сознательное и бессознательное. Сознательное, будучи привязанными ко времени и разделяя субъект и объект, тоже обладает своими достоинствами. Каков ваш взгляд на эту проблему, в каком виде она существует в вашем круге общения? как бы вы хотели построить взаимоотношения между сознательным и бессознательным? Как сознательно организовать акт процесса саморегуляции? Хотелось бы, чтобы вы при этом не забыли, что наша группа имеет философский уклон, но не инженерный. И необходимо некоторое внутреннее усилие, чтобы направить свои мысли именно по такому руслу, настроить себя на размышления, а не на конструкцию. Выясните, что такое "высказывание", ведь именно из них строится идеологическая структура, отвергающая, объясняющая или доказывающая необходимость саморегуляции (для самих себя). Предлагается составить высказывания как результаты ваших размышлений по таким трем направлениям: 1) Ваш круг знаний и размышлений о проблемах взаимоотношения сознательного и бессознательного. 2) Взаимоотношение двух понятий: осознавание и саморегуляция. 3) Размышления на тему: каким образом возможна наиболее полная организация структуры взаимодействия сознательного и бессознательного по воле субъекта? Прочесть: Материалы международного симпозиума по проблеме " Бессознательное", I половина IV тома. Тбилиси, 1979 (особенно ст. Асмолова). Кн. "Бессознательное".
Высказываение В з г л я д и з н у т р и № 20 1. Осознавание и саморегуляция. В самом слове "саморегуляция" содержится провокация - это не более чем пожелание, призыв, нереальная система. Ибо в себе самом для себя это не существует, а в себе самом для других регулируется другими. То есть саморегуляция - это иллюзия. Осознавание - назвать себя в себе самом для других. Но это есть осознавание других, я присвоил его себе, сложив, как мозаику. Можно рассматривать саморегуляцию как осознавание и регуляцию в себе самом для других бытия. 2. Взаимодействие сознательного и бессознательного по воле субъекта. Для начала нужно определить понятие "воля". Воля - совокупность механизмов целеполагания, механизмов концентрации и управления для реализации поставленной цели. Тогда возникает вопрос: какую цель преследует субъект? Можно рассматривать волю как потребность в преодолении препятствий. С этих позиций проблема выступает как самоцель по преодолению препятствий. 3. Проблема с себе самом для себя бытия и взаимодействие сознательного и бессознательного связаны. Только четкий ответ по содержанию этих проблем в субъективном смысле без попытки извлечь обобщенную истину может позволить сделать следующий шаг к анализу понятий само... (регуляция, совершенствование и т.д.). Гипотеза. Бытие в себе самом для себя недоступно постороннему наблюдателю. Можно предположить, что это доступно самому субъекту. 4. О группе. Мы не мыслим себе жизни вне группы. Группа выступает как средство психологической защиты, эмоционального общения и т.д. Члены группы подвержены взаимной суггестии, индукции, в группе действуют ролевые механизмы (в том числе есть лидерство). 5. Сознательное и бессознательное. Содержание бессознательного гораздо шире, оно включает в себя не только автоматизмы поведения, вытесненные и регулирующие механизмы, но и еще что-то. Можно выделить две структуры бессознательного: Подсознание: потенциально доступное, то, что может переходить в бытие для самосознания, Сверхсознание: принципиально неосознаваемое.
* * * Они не хотели ничего достигнуть. Они не хотели ничего оценить. Они не хотели попытаться высказаться без ссылки на какие-либо авторитеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|