Дамский научный текст как особый вид текста
Обогатив свою память знанием всех тех богатств, что выработало человечество, Ученая Дама садится за письменный стол, сработанный еще рабами Рима. За этим письменным столом, уходящим своими ножками в тысячелетнюю историю всего человечества (как прогрессивного, так и не очень), Ученая Дама пишет научный труд с простым и ясным заголовком, соответствующим простоте и ясности задачи, стоящей перед Дамой — внести свой вклад. Взнос в науку выглядит монографией «Геометральность орального пространства в виртуальной реальности художественного произведения (на примере поэмы экстаза А. Барто «Наша Таня»)». «Наша Таня громко плачет», — цитирует Ученая Дама Агнию Львовну. — Посмотрите, как эпически дерзко и размашисто разрушает поэтесса ходячий, (а возможно, и бродячий, и лежачий) миф о гармонии «имагинативной логики» (Я. Голосовкер) и логики реального мира… Притяжательное местоимение «наша» — важный смысловой ингредиент: оно служит сигналом — повествователь дистанционно близок Тане, с которой произошло большое несчастье. Какое? Мы еще узнаем об этом. А пока обратим внимание на подразумеваемую оппозицию: «Хороша Маша, да не ваша». «Наша» — «не ваша»... Сколь велика дистанция между этими местоимениями! Как между буквами Н (Нил) и В (Волга). Но если разница между Онегою и Печорою (по наблюдению В. Белинского) укладывается в одно геополитическое пространство, то путь от Нила к Волге заставляет вспомнить о Синайской пустыне, по ко1х)рой Моисей водил евреев столько лет (уж не по этому ли поводу наша Таня громко плачет? — подчеркнуто мною. — УД.), а также о Волге, на утесистых брегах коброй живет, судя по всему, Маша («Выдь на Волгу — чей стон раздается?» — выделено мною. — У.Д.). На Ниле «громко плачет» наша Таня, на Волге стенает Маша.
Вот разгадка первой загадки. «Наша Таня» и «ваша Маша» идеологически близки, как сказал бы В.П. Скобелев (хотя, как известно, он ничего подобного в своей жизни никогда не говорил). <…> Громкий плач Тани превращает ее маленькую трагедию во всеобщее бедствие человечества, перебрасывая эмоциональный мостик во вселенную и космос. «Наша Таня громко плачет», подчеркивает поэтесса. Невольно вспоминается аналогичное: «В Путивле плачет Ярославна, одна на городской стене». Так понятно, отчего девушка льет слезы: забралась, по всей видимости, на высокую крепостную стену, а слезть не может. И некому ей помочь — «одна на городской стене» (вьщелено мною. — У.Д.). Там трагедия неисполнимости простейшего физического действия. А здесь что? Ответ на этот вопрос еще впереди. А пока обратим внимание, что наша девушка не рыдает, не вопит, а равномерно проливает слезы — чувство ее спокойно, выверенно, я бы даже сказала — равноускоренно. Таня плачет, ибо сохраняет веру в преодоление душевного кризиса. Между тем Агния Барто нагнетает напряженность: оказывается, наша Таня плачет достаточно громко потому, что «уронила в речку мячик». Так возникает один из центральных мотивов поэмы экстаза — мотив потери. Помните, у Твардовского: «потерял солдат кисет»? Таня теряет мяч, но сохраняет самообладание. Но нас интересует не только это обстоятельство. Где происходит действо? Все там же — на берегах Нила. Дамская африканская земля становится родной и близкой нашей соотечественнице, мыслящей планетарными категориями: какая разница, где ты играешь в мяч — на Ниле, на Иртыше или на Миссисипи-Миссури? Наша Таня принадлежит всему миру, это сама трансцедентная невинность мировой геометральности осваиваемого человеком пространства по осям:
река
Таня < > мяч
плач
где точка пересечения осей (координат) есть нравственное болото, то есть место с семантическим пучком негативных ассоциаций. Но нашу Таню в болото духа не затянешь! Трагедия потери легко преодолима, и поэтесса хорошо подчеркивает это уменьшительными суффиксами -К и -ИК — Таня роняет не мяч, но мячик. И — мяч-ик роняется не в реку, а в реч-ку. Предметный мир в поэме Агнии Барто не просто умаляется — он осмысливается как милый, маленький, несерьезный, шуточный. Снимается трагический флер глубокой психологической драмы одинокой мировой души, утратившей самое необходимое в этом жестоком мире. Реальность превращается в виртуальность. Все мнимо, как бы говорит автор, и этот Нил, и эта Таня^ и этот мяч, и этот громкий плач. Все это не более чем игра нашего воображения. Вот почему естественно выглядят заключительные строки поэмы:
Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч!
Старая как мир сентенция: «Москва слезам не верит». Даже если эти слезы несутся с берегов Нила, где неизвестно как оказалась наша Таня (51с! Как вариант— Танин папа строил высотную Асуанскую плотину. А пока отец оказывал безвозмездную помощь братскому египетскому народу, Таня безмятежно играла в мячик — размышление автора. — УД.). Эмоциональная нагрузка падает, таким образом, не на плач, а на Воскресение Таниной души. Ангатеза «громко» — «тише» переводит все повествование в иной эмоциональный план: нет повода для слез в этой игре воображения. И если Шекспир утверждал в свое время, что жизнь — театр, то мы вместе с Агнией Львовной можем прямо и смело заявить: «Жизнь игра*. Все миражно, непрочно, неосновательно в этом мире: сегодаш* мяг чик упадет в воду, а завтра придет водолаз и достанет его. Сей>д-ня — слезы невосполнимой утраты (мячик оказывается в бурных водах Нила), а завтра смех очищения, восстановление души человеческой («не утонет в речке мяч»), И то, что Нил — самая многоводная река мира — воспринимается как речка, речечка, речонка, речушка, тоже говорит о многом. До сих пор мы говорили о тексте поэмы экстаза — но, как известно, в каждом произведении есть не только текст, но и подтекст, и контекст Почему наша Таня оказалась в далекой Африке? Почему она гуляет у речки одна? Кто вложил в хрупкие детские ручки эту тяжелую ношу — мяч? Я мысленно обращаюсь к знаменитому полотну Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Не та ли грубая сила, что изображена художником с такой реалистической откровенностью, бросила нашу Таню на пески Сахары? Не дает ответа великая мастерица психологической драмы
А. Барто. Да и кто ответит за эти и другие злодеяния, если сегодня в мире ежеминутно совершается двести изнасилований, пятьсот пятнадцать квартирных краж и восемьсот двадцать семь угонов автомашин? Важно другое: наша Таня живет, несмотря на эти угоны, кражи и изнасилования. Живет и верит в свое будущее. <…> Россиянам есть кому радоваться! Будем же любить эту жизнь так, как любит ее наша Таня, нечаянно (ненарочно, случайно) обронившая в речку обыкновенный отечественный мячик! Вот так пишет Ученая Дама. Можете лучше — рискните. [1] 'Впервые опубликовано в сборнике: Инютин В.В., Кулиничев В.Г., Стернин И.А. (ред.). Мужской взгляд: Сборник филологических эссе. Воронеж, 1997. С. 39-43.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|