Религиозные представления древних греков
Аид - бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. Его имя означает “невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид — также само царство мертвых. В это царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускают сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне сидит Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти — чернокрылый Танатос с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян — Орк. Амброзия - (греч. ambrosia), (букв. "бессмертное"), пища и благовонное притирание богов. Амброзия вместе с нектаром (“напитком богов”) дают богам бессмертие и вечную юность. Также корм коней богов. Иносказательно: вкушать нектар и амброзию - испытывать блаженство. Амброзию с пиров олимпийцев воровал Тантал, амброзией Фетида натирала своего сына Ахилла, желая сделать его бессмертным; то же делала Эос со своим супругом Тифоном, но обе безрезультатно. Чтобы отбить вонь от тюленей, амброзией смазал себе ноздри Менелай перед встречей с тюленьим пастухом Протеем. С помощью амброзии же Фетида сохраняла от тления тело Патрокла.
Вакханки - женщины, посвятившие себя богу Дионису. Они следовали за ним повсюду, одетые в шкуры диких животных, в венках из плюща и с тирсами (деревянными палками), увитыми плющом и виноградными листьями, с еловой шишкой на конце. Празднества в честь Диониса назывались вакханалиями, а участвовавшие в них женщины подражали вакханкам и менадам. Дионисийские мистерии - Дионисийские ритуалы были похожи на вакхические, и многие рассматривали этих двух богов как одно божество. Статуи Диониса несли также и на Элевсинских Мистериях, особенно на Малых. Вакх, представляя душу земных сфер, имел огромное число форм и образов, Дионис, возможно, был его солнечным аспектом. Дионисийские Архитекторы составляли тайное секретное общество, в принципах и доктринах которого много масонского. Они были организацией строителей, обладающих секретным знанием соотношений между земными и небесными науками архитектоники. Они были использованы царем Соломоном для строительства его храма, хотя не были евреями и не поклонялись еврейскому Богу, будучи последователями Вакха и Диониса. Эти архитекторы возвели многие древние сооружения. Они обладали секретным языком и системой маркировки камней. У них были ежегодные встречи и празднества. Точная природа их доктрин неизвестна. Считается, что Хирам Абифф был основателем этого общества. Космос - понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства.
Лето - (Латона) — титанида, мать Аполлона и Артемиды. Лето — воплощение материнской любви, преданности своим детям, самоотверженности в их защите. Лето — образец титанической стойкости в исполнении материнского долга. Когда Лето пришёл срок рожать, причиной беременности был Зевс, преследуемая Герой, она нигде не могла найти пристанища. Гера устроила так, что ни один клочок земной тверди не должен был принять Лето. Отовсюду гонимая, она пришла, наконец, на остров Делос, который ещё не был окончательно затвердевшим, так как менял своё местоположение. Здесь Лето и нашла для себя убе жище, пообещав воздвигнуть великолепный храм. Девять дней мучилась богиня в родовых схватках. Почти все олимпийские богини хлопотали вокруг неё, пытаясь помочь, и только Гера из злобной ревности во всем мешала, задержала даже на Олимпе богиню родов Илифию. Первой появилась на свет Артемида, она же ускорила рождение брата Аполлона. И в дальнейшем они будут действовать заодно, часто — против старшего поколения богов. Вместе с детьми Лето помогала троянцам в знаменитой битве с ахейцами. Аполлон вынес с поля боя Энея и поместил его в своём храме «на вершине святого Пергама». Стараниями Лето и Артемиды здесь к герою вернулись «мощь и краса». Мантий - (“предсказатель”) — сын Мелампа. Брат или отец Антифата.
Мойры - в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды — Клото, Лахесис, Атропос. Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба — мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения: Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис — разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос — перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь). Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками. Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Зевс, Гера, Деметра, Гестия, Посейдон, Аид. А также их потомки: Гефест, Гермес, Арес, Афродита, Афина, Аполлон, Артемида, Дионис.
Оракул - храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” - сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы. Жрица, называемая пифией, вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз, а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования. Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы. Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Стикс - (др.-греч. Στύξ «чудовище», лат. Styx) олицетворение первобытного ужаса (греч. στυγεϊν, слав. стужаться) и мрака, из которых возникли первые живые существа, и персонификация одноимённой мифической реки Стикс. Дочь Океана и Тефиды, или дочь Ночи и Эреба. Согласно Гесиоду, Стикс — жена Палланта, мать Ники, Зависти, Силы и Мощи. Лин в подложных стихах сообщает «нечто подобное» Гесиоду. Согласно поэме Эпименида, Стикс — дочь Океана и жена Перанта, от него родила Ехидну. Во время борьбы Кроноса с Зевсом Стикс прежде других богов поспешила с детьми (особенно богиней победы Никой) на помощь Зевсу, за что тот сделал eё богиней клятв, а её воды их символом. Стикс жила далеко, на крайнем западе, где начинается царство ночи[8], в роскошном дворце, серебряные колонны которого упирались в небо. Это место было отдалено от обители богов, лишь изредка залетала сюда Ирида за священной водой, когда боги в спорах клялись водами Стикса. Клятва считалась священной и за нарушение её даже богов постигала страшная кара: клятвоотступники лежали год без признаков жизни, и затем на 9 лет изгонялись из сонма небожителей. Под серебряными колоннами дворца подразумеваются падающие с высоты струи источника; местопребывание богини находилось там, где из струй образовывался поток. Отсюда воды уходили под землю, в темноту глубокой ночи, ужас которой выразился в ужасе клятвы. Стикс — спутница игр Персефоны. Сову иногда называли стикс.
Тартар - (др.-греч. Τάρταρος) - глубочайшая бездна, а также её божественная персонификация, находящаяся под Аидом, куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов, и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены старшие киклопы. Единственными, кто мог выйти оттуда, были Никта и её потомки. Это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо: по словам Гесиода, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение 9 дней. Тартар был окружён тройным слоем мрака и железною стеной с железными воротами, воздвигнутыми Посейдоном. Согласно Гесиоду, зародился вслед за Хаосом и Геей. По Эпимениду, рожден от Аэра и Никты. По другим авторам, как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи. Титаны - архаические боги первого поколения (доолимпийские), рожденные Геей и Ураном. Шесть братьев: Океан, Кой (Кей), Крий, Гиперион, Иапет, Кронос. Шесть сестер-титанид: Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея. Вступили в брак между собой и породили новое, третье, поколение богов. Когда Кронос был свергнут Зевсом, встали на защиту своего брата, но после титаномахии, десятилетней борьбы с Зевсом и другими младшими богами-олимпийцами, были побеждены, скованы и низвергнуты по совету Прометея в мрачный Тартар. Впоследствии примирились с Зевсом и покорились ему, признав его власть, за что были им освобождены. В позднейших мифах титанов смешивают с гигантами. Тюмос - у Гомера эмоционально-волевые процессы передаются словом "тюмос", которое (как и латинское "фумус" и санскритское "дхумас") первоначально обозначало дым, а затем – чувства, а также словами "крадие" (позднейшее "кардиа"), "этор" и "кэр", означавшими "сердце".
Тюхе (Тихе) - в греческой мифологии богиня судьбы, дочь Океана (или Зевса) и Тетии (Тефиды). Культ ее был чрезвычайно распространен в эпоху эллинизма; отождествлялась с римской Фортуной. Культ Тихе особенно распространился тогда, когда вера в богов пошатнулась или вообще была утрачена, когда казалось, что надо всем царит слепой рок. Многие города, в том числе и Александрия и Антиохия, считали Тихе своей богиней-покровительницей. В Антиохии находится статуя Евтихида, изображающая Тихе (копия в Ватикане). Тихе изображали с рогом изобилия и с рулем в руках как признак того, что она посылает урожаи и богатство и одновременно управляет человеческими судьбами. На голове у нее чаще всего—диадема в виде оборонных сооружений, как у богини, которая опекает города. Многие из тех городов, которые после походов Александра Македонского были основаны греками в чужих и далеких землях, выбрали богиню Тихе покровительницей. Хаос – 1)греч. — разверстое, зияющее бесконечное пространство, существующее вечно, до возникновения мира, земли и богов. Гесиод в «Теогонии» отмечает, что Хаос зарождается во Вселенной прежде всего, затем Земля (Гея) «широкогрудая», в недрах которой появляется Тартар. Из Хаоса рождается Эрос (любовь) как сила, влекущая друг к другу и богов, и людей противоположного пола. Хаос порождает Ночь (Никта) и мрак (Эреб). Эрос способствовал сочетанию неба и мрака, породившему лучезарное небо (Эфир), где живут боги, и день (Гемеру). Мифы о Хаосе у древних греков являются архаической формой познания окружающего мира, В других вариантах этого мифа Хаос - порождение вечного времени Хроноса. Это место разделения стихий (воды, воздуха, огня) начало бытия. 2) Слово «Хаос» в переводе с древнегреческого языка означает «раскрываться». Впервые это определение в греческой мифологии описал Гесиод в «Теогонии». Хаос - изначальное состояние мира до появления упорядоченной Вселенной с Эросом и Геей. По мнению Гигина, Хаос породил Калиго. Из Хаоса появились следующие боги: Гея –Земля, Тартар – Бездна, Никта – Ночь, Эреб – Мрак, Эрос –Желание. Эвринома - (Εύρυνόμη), в греческом мифотворчестве: 1. Океанида, принявшая на морском дне Гефеста, ребенком брошенного Герой с Олимпа. По Гесиоду, дочь Океана Эвринома была матерью харит. По Аполлодору Эвринома родила от Зевса речного бога Асопа. У Аполлония Родосского, в позднейшем теогоническом эпосе, она фигурировала, вместе с Офионом, как обладательница Олимпа до Кроноса. Аполлоний Родосский рассказывает, что она в начале творения была богиней всего сущего, появившейся из Хаоса. Эвринома отделила небо от моря и, танцуя над водами, поймала в ладони ветер, который превратился в великого змея Офиона. Змей оплодотворил богиню и она через определенное время, обернувшись голубкой, снесла Мировое Яйцо. Офион высиживал его до тех пор пока оно не раскололось, затем из этого яйца появилось все на свете. Вместе с Офионом Эвринома царила на Олимпе, пока власть не перешла к Кроносу. Тогда они оба были низринуты в глубины Океана. В Аркадии было святилище Эвриномы, тождественной в этой центральной части Пелопоннеса, по-видимому, с богиней Артемидой. Изображалась Эвринома в виде полуженщины-полурыбы. 2. Дочь мегарского царя Ниса, мать Беллерофонта. Элизиум - (Ήλύσιον πεδίον), в греческой мифологии впервые упоминается в гомеровской эпопее "Одиссея" (IV, 563), в которой это царство павших героев помещается на конце вселенной. Там царствует светловласый Радаманф; туда должен после смерти переселиться Менелай, как зять Зевса. Там нет бурь и непогод, но постоянно с океана веет зефир. Точнее местоположение Елизиума не указывается. Возникшее, может быть, под влиянием Египта, представление об Елизиуме в греческой мифологии впоследствии развилось и слилось с представлением об "островах блаженных", помещавшихся на краю океана и большею частью на крайнем западе. Сюда же относится и представление об острове Левке, где наслаждаются бессмертием Ахилл и другие герои. У Гесиода ("Труды и Дни", 167-201) на островах блаженных пребывают все герои, сражавшиеся в знаменитых войнах древности. Острова эти необычайно плодородны и управляются Кроносом. Любопытное развитие понятия Елизиума, как об островах блаженных находим у Пиндара (Олимпийские оды, II, 140), где оно возвышается до степени понятия о загробном воздаянии, и у Платона (Горгий, 626), по которому истинный мудрец (добродетельный человек) отсылается Радаманфом на острова блаженных Эринии - В древнегреческой мифологии богини мести, родовых проклятий. По одной версии, они произошли из крови Урана. Согласно другой, богини считаются детьми Ночи. Принято говорить о существовании трех Эриний: Алекто, Тисифоны и Мегеры. Это ужасные старухи, на голове которых вместо волос шевелятся змеи. Из их пастей каплет кровь, а в руках они держат горящие факелы. Эринии живут в подземном царстве Аида и только иногда выходят на землю, чтобы среди людей появились месть, безумие и злоба. Однажды Алекто проникла в мысли царицы латинов Аматы, и женщина сошла с ума. Она воспылала злобой и ненавистью ко всем своим друзьям и родственникам. В другой раз Алекто возбудила жажду боя у царя Турна, и это привело к большому и бессмысленному кровопролитию. Мегера была самой злой и сварливой из Эриний, ее люди боялись и ненавидели больше, чем других двух сестер. Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, E u m e n i d e z ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч. e r i n u e i n, "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными"). Эрос - в греческой мифологии бог любви, один из четырех древнейших космогонических богов, как и Гея, Тартар и Хаос. Сначала Эрос предстает в виде крылатого стрелка, владыки ключей эфира, нёба, моря, земли, царства мертвых и Тартара. В этот период родословная его сложна и противоречива. Он был сыном Эреба и Никты (Ночи), происшедших от Хаоса, и одним из древнейших созданий Афродиты, и самим Протогоном («перворожденным»). Постепенно, под влиянием новых олимпийских богов, Эрос приобретает новые черты и превращается то в златокрылого, золотоволосого, подобного ветру бога, то в хитроумного, но жестокосердного малыша. Получает он свое место на Олимпе, став, по одной версии, сыном Зевса, по другой, Афродиты и Ареса и т. п. Платон приводит миф, по которому Эрос является демоном Афродиты. Он сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты. Он получил от родителей такие черты, как жажда обладания, стойкость, отвага, бездомность. В римской мифологии ему соответствовали Амур и Купидон. Ящик Пандоры. Пандора - В древнегреческих мифах первая женщина. Создана Гефестом по приказу Зевса, смешавшим землю и воду, при участии других богов. Афина дала ей душу, а каждый из прочих по подарку, Зевс дал ей любопытство в подарок. Сатиры принесли ее к Эпиметею в чане, и тот, вопреки приказу Зевса, приказал разбить его молотами. Пандора стала женой Эпиметея, младшего брата Прометея. От мужа она узнала, что в доме есть ларец, который ни в коем случае нельзя открывать. Если нарушить запрет, весь мир и его обитателей ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла ларец и, беды обрушились на мир. Когда Пандора закрыла ларец, то на дне его, по воле Зевса, осталась только Надежда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|