Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Йога как философия и медицина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медико-фармацевтический колледж

 

Тема: Генезис философского знания. Философия Древнего Востока

Формируемые компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

План изучения темы

1. Этапы исторического развития философии.

2. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. 

3. Йога как философия и медицина.

4. Джайнизм и буддизм как философские системы.

5. Специфика древнекитайской философии.

6. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.

7. Древнекитайская философия и медицина современного Китая

Прежде, чем переходить к усвоению философских идей, следует обратиться к истории философии, проследить логику формирования философского знания. Поэтому сегодня наша основная задача состоит в том, чтобы усвоить этапы развития философии и познакомиться с развитыми древневосточными философскими системами. Итогом усвоения данного материала станет первый опыт написания эссе по философии в качестве домашнего задания.

Этапы исторического развития философии

В процессе становления и развития философии круг её проблем постоянно менялся в зависимости от социокультурного контекста эпохи. Выделим основные этапы генезиса философии, которые будут рассмотрены далее в нашем курсе.

1. Древняя философия (индийская философия, китайская философия, античная философия).

2. Религиозно-христианская философия Средних веков (V–ХV вв.)

3. Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.)

4. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

5. Немецкая классическая философия (XVIII–XIX вв.)

6. Постклассическая европейская философия (в том числе, русская религиозная философия) (XIX–XX вв.)

7. Современная западноевропейская философия (ХХ–ХХI вв.)

Представления о сущности, предмете и функциях философии менялись в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеческих знаний о мире.

Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии

Смотри лекцию.

Йога как философия и медицина

Поскольку главная задача индийской философии заключается в обретении спасения, то одной из самых характерных её черт является нацеленность на практику. Понятие практики в индийской философии совершенно иное, нежели в западной или китайской. Если в западной философии этот термин указывает на связь человека с природой, в китайской – на взаимосвязь людей в обществе, то в индийской она есть не что иное, как слияние человека с духовным первоначалом всего существующего, с Атманом (всемирная душа). Таким образом, процесс освобождения от внешнего мира мыслится индийскими философами как процесс слияния «Я» с субстанцией всего сущего, Единым Брахманом. Методы, направленные на развитие в человеке способности к воздействию на его физические и психические функции, использовались, прежде всего, школой йоги.

Элементы йогической практики содержатся в Упанишадах. Однако йога представляет собой не только технику, но имеет и философское содержание. Как философское учение йога («сосредоточение») была создана Патанджали во II в. до н. э.

Основная задача йоги – достижение полной внутренней свободы. Условием внутренней свободы является свобода от материальных привязанностей, а также такое понимание чувства долга, которое не должно ассоциироваться с моральным принуждением.

Согласно йоге, к достижению внутренней свободы ведут три пути: труд, любовь и знание.

v Путем труда можно прийти к внутренней свободе лишь тогда, когда человек не оказывается привязанным к плодам своего труда и не жаждет похвалы и награды за свой труд.

v Путь любви, или сердца дает свободу, если под любовью понимать не привязанность к отдельному человеку или группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как высшему выражению сущности бытия.

v Путь знания, или разума, объектом которого является сущность жизни и смерти, повышает жизненную устойчивость человека.

Подчинение всех протекающих в человеческом организме процессов сознанию и воле рассматривается йогой необходимым условием освобождения души из-под власти материи. Практически эта задача решается посредством выработки умения сосредоточивать мысль.

Йога рекомендовала медитацию (созерцание) на образ Бога. Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания, приводящая к остановке процессов восприятия и мышления. Это состояние достигается после ряда физических и психических упражнений в сосредоточении.

К упражнениям физического характера относятся: 1) воздержание в пище, удобствах, страстях; 2) самодисциплина, основанная на выполнении предписаний; 3) асаны – сидение в позе, обеспечивающее условия для сосредоточения; 4) пранаяма – регулирование дыхания.

Далее следует психологический этап тренировки концентрации внимания и мысли. Он включает в себя: 1) отвлечение органов чувств от внешних воздействий и полное сосредоточение внимания на внутренних ощущениях; 2) сосредоточение внимания лишь на одном или нескольких объектах сознания; 3) сосредоточение внимания на смысле, не связанного с какой-либо конкретной формой; 4) прекращение деятельности сознания.

При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи. Состояние самадхи – это состояние полной интраверсии  (самоуглубления) человека, в котором человеческая душа освобождается от своей телесной, чувственно-эмоциональной оболочки и испытывает экстаз, то есть соединяется с Богом. Йогические авторы предупреждают, что описать словесно состояние самадхи невозможно. Они пытаются определить его как «не то и не это» или сравнивают с пустотой.

Многие современные ученые признают, что учение йоги, отработанное в течение тысячелетий, обладает мощными средствами воздействия на человеческий организм, несмотря на мистические представления о природе и жизненных целях человека. Поэтому рекомендации йоги серьезно изучаются с позиций науки. Медико-философская система йоги содержит учение о «духовной физиологии», которое включает представления о взаимосвязи нравственных качеств личности, чувств человека и работы органов и систем его организма.

В йоге считается, что здоровье – это состояние равновесия трёх стихий тела (дыхания, желчи и слизи), при условии, что мозг и органы тела работают слаженно и гармонично, человек спокоен и счастлив, исполняет жизненные обязанности легко непринужденно. Рассматривая здоровье, как изменяющееся от многих факторов состояние, йога-терапия предлагает различные способы его восстановления, сохранения и совершенствования. Они основаны на понимании человека как существа, состоящего из тела, сознания и духа. Считается, что все болезни зарождаются в сознании, затем поражают тело. Следовательно, лечение требует не только оздоровлять тело, но и совершенствовать сознание, прежде всего, его нравственную область.

Согласно учению йоги, основными средствами избавления от болезней считаются:

· Радостное состояние духа

· Соблюдение нравственных законов

· Естественный образ жизни (согласно ритмам природы)

· Натуральная пища

· Чистота

· Отдых

· Умеренные физические нагрузки

В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йога-терапии); различные НИИ продолжают изучать эту духовно-физическую практику, вобравшую опыт многих поколений индийцев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...