Йога как философия и медицина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Медико-фармацевтический колледж
Тема: Генезис философского знания. Философия Древнего Востока Формируемые компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности План изучения темы 1. Этапы исторического развития философии. 2. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. 3. Йога как философия и медицина. 4. Джайнизм и буддизм как философские системы. 5. Специфика древнекитайской философии. 6. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. 7. Древнекитайская философия и медицина современного Китая Прежде, чем переходить к усвоению философских идей, следует обратиться к истории философии, проследить логику формирования философского знания. Поэтому сегодня наша основная задача состоит в том, чтобы усвоить этапы развития философии и познакомиться с развитыми древневосточными философскими системами. Итогом усвоения данного материала станет первый опыт написания эссе по философии в качестве домашнего задания. Этапы исторического развития философии
В процессе становления и развития философии круг её проблем постоянно менялся в зависимости от социокультурного контекста эпохи. Выделим основные этапы генезиса философии, которые будут рассмотрены далее в нашем курсе. 1. Древняя философия (индийская философия, китайская философия, античная философия). 2. Религиозно-христианская философия Средних веков (V–ХV вв.) 3. Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.) 4. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.) 5. Немецкая классическая философия (XVIII–XIX вв.) 6. Постклассическая европейская философия (в том числе, русская религиозная философия) (XIX–XX вв.) 7. Современная западноевропейская философия (ХХ–ХХI вв.) Представления о сущности, предмете и функциях философии менялись в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеческих знаний о мире. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии Смотри лекцию. Йога как философия и медицина Поскольку главная задача индийской философии заключается в обретении спасения, то одной из самых характерных её черт является нацеленность на практику. Понятие практики в индийской философии совершенно иное, нежели в западной или китайской. Если в западной философии этот термин указывает на связь человека с природой, в китайской – на взаимосвязь людей в обществе, то в индийской она есть не что иное, как слияние человека с духовным первоначалом всего существующего, с Атманом (всемирная душа). Таким образом, процесс освобождения от внешнего мира мыслится индийскими философами как процесс слияния «Я» с субстанцией всего сущего, Единым Брахманом. Методы, направленные на развитие в человеке способности к воздействию на его физические и психические функции, использовались, прежде всего, школой йоги. Элементы йогической практики содержатся в Упанишадах. Однако йога представляет собой не только технику, но имеет и философское содержание. Как философское учение йога («сосредоточение») была создана Патанджали во II в. до н. э.
Основная задача йоги – достижение полной внутренней свободы. Условием внутренней свободы является свобода от материальных привязанностей, а также такое понимание чувства долга, которое не должно ассоциироваться с моральным принуждением. Согласно йоге, к достижению внутренней свободы ведут три пути: труд, любовь и знание. v Путем труда можно прийти к внутренней свободе лишь тогда, когда человек не оказывается привязанным к плодам своего труда и не жаждет похвалы и награды за свой труд. v Путь любви, или сердца дает свободу, если под любовью понимать не привязанность к отдельному человеку или группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как высшему выражению сущности бытия. v Путь знания, или разума, объектом которого является сущность жизни и смерти, повышает жизненную устойчивость человека. Подчинение всех протекающих в человеческом организме процессов сознанию и воле рассматривается йогой необходимым условием освобождения души из-под власти материи. Практически эта задача решается посредством выработки умения сосредоточивать мысль. Йога рекомендовала медитацию (созерцание) на образ Бога. Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания, приводящая к остановке процессов восприятия и мышления. Это состояние достигается после ряда физических и психических упражнений в сосредоточении. К упражнениям физического характера относятся: 1) воздержание в пище, удобствах, страстях; 2) самодисциплина, основанная на выполнении предписаний; 3) асаны – сидение в позе, обеспечивающее условия для сосредоточения; 4) пранаяма – регулирование дыхания. Далее следует психологический этап тренировки концентрации внимания и мысли. Он включает в себя: 1) отвлечение органов чувств от внешних воздействий и полное сосредоточение внимания на внутренних ощущениях; 2) сосредоточение внимания лишь на одном или нескольких объектах сознания; 3) сосредоточение внимания на смысле, не связанного с какой-либо конкретной формой; 4) прекращение деятельности сознания.
При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи. Состояние самадхи – это состояние полной интраверсии (самоуглубления) человека, в котором человеческая душа освобождается от своей телесной, чувственно-эмоциональной оболочки и испытывает экстаз, то есть соединяется с Богом. Йогические авторы предупреждают, что описать словесно состояние самадхи невозможно. Они пытаются определить его как «не то и не это» или сравнивают с пустотой. Многие современные ученые признают, что учение йоги, отработанное в течение тысячелетий, обладает мощными средствами воздействия на человеческий организм, несмотря на мистические представления о природе и жизненных целях человека. Поэтому рекомендации йоги серьезно изучаются с позиций науки. Медико-философская система йоги содержит учение о «духовной физиологии», которое включает представления о взаимосвязи нравственных качеств личности, чувств человека и работы органов и систем его организма. В йоге считается, что здоровье – это состояние равновесия трёх стихий тела (дыхания, желчи и слизи), при условии, что мозг и органы тела работают слаженно и гармонично, человек спокоен и счастлив, исполняет жизненные обязанности легко непринужденно. Рассматривая здоровье, как изменяющееся от многих факторов состояние, йога-терапия предлагает различные способы его восстановления, сохранения и совершенствования. Они основаны на понимании человека как существа, состоящего из тела, сознания и духа. Считается, что все болезни зарождаются в сознании, затем поражают тело. Следовательно, лечение требует не только оздоровлять тело, но и совершенствовать сознание, прежде всего, его нравственную область. Согласно учению йоги, основными средствами избавления от болезней считаются: · Радостное состояние духа · Соблюдение нравственных законов · Естественный образ жизни (согласно ритмам природы) · Натуральная пища · Чистота · Отдых · Умеренные физические нагрузки В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йога-терапии); различные НИИ продолжают изучать эту духовно-физическую практику, вобравшую опыт многих поколений индийцев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|