Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа 6




МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИИ ИЗОЛЯЦИИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Цель работы — изучение и практическое освоение методи­ки проведения испытаний изоляции электрических машин.

Общие сведения. Контроль состояния изоляции электри­ческих машин и тяговых двигателей позволяет своевременно предупредить возможность выхода из строя этого ответствен­ного электрооборудования.
Для проверки изоляции электрических машин должны
быть проведены следующие виды испытаний:

1. Измерение величины сопротивления изоляции относи­тельно корпуса машины.

2. Испытание на степень увлажнения изоляции.

3. Испытание па ионизационные процессы.

4. Испытание витковой изоляции.

5. Испытание электрической изоляции повышенным на­пряжением.

 

1. Измерение величины сопротивления изоляции являет­ся наиболее простым и распространенным средством провер­ки ее состояния. Измеряя сопротивление изоляции мегомметром, можно обнаружить пробой электрической изоляции, ее сильное загрязнение, общее увлажнение изоляции, посто­ронние предметы на токоведущих частях.

Измеренное сопротивление изоляции электрических машин при температуре близкой к рабочей должно удовлетворять условию

где U — номинальное напряжение машины, В;

Rиз - сопротивление изоляции, МОм;

Р - номинальная мощность электрической машины, кВА.

Сопротивление изоляции машины практически не подда­ется расчету, поэтому по измеренному абсолютному значе­нию Rиз трудно судить о ее состоянии.

При контроле изоляции вместо анализа абсолютных зна­чений целесообразно производить сравнения с данными предыдущего измерения и, если сопротивление изоляции уменьшилось на 25% и более, то изоляцию следует считать поврежденной.

Этот вид испытаний следует рассматривать не как про­филактическое испытание, а лишь как контрольное испыта­ние перед включением электрической машины в работу, име­ющее целью проверить отсутствие случайного замыкания об­мотки на корпус.

2. Существенное влияние на характеристики изоляции электрических машин оказывает процесс увлажнения. Сте­пень увлажнения изоляции может быть определена по значе­нию коэффициента абсорбции /Кабс, тангенсу угла диэлектрических потерь — tg и сопоставлением емкостей изоляции при раз­ личных частотах—метод «емкость—частота».
Во внешнем электрическом поле в изоляции происходит медленная миграция носителей заряда, характеризующая перемещение свободного заряда абсорбции. После отключе­ния источника питания емкость изоляции разряжается на со­противление утечки по закону

где Rn - объемное сопротивление изоляции; Сn - емкость изоляции.

При увлажнении R и постоянная времени уменьшаются. Это обстоятельство используется для оценки состоя­ния изоляции.

На основании опыта эксплуатации принято считать изоля­цию сухой, если

Метод контроля tg угла диэлектрических потерь базиру­ется на явлении, возникающем в диэлектрике под действием слабых электрических нолей, электрической поляризации. Процесс поляризации в реальных диэлектриках сопровожда­ется рассеянием энергии - диэлектрическими потерями. Кон­троль этих потерь (tg ) является наиболее распространен­ным способом обнаружения общего ухудшения состоянии изо­ляции. Увеличение потерь свидетельствует об увлажнении, появлении неоднородностей между слоями, возникновении ча­стичных разрядов.

 

Метод «емкость—частота» основан па том, что емкость неувлажненной изоляции с изменением частоты почти не из­меняется, в то время как в увлажненной изоляции процессы поляризации протекают достаточно быстро. Это существенно сказывается на величине диэлектрической проницаемости и, в конечном счете, на емкости образца.

При измерении емкости в функции частоты приложенного напряжения для влажной изоляции достаточно резко прояв­ляется перепад емкостей при частотах f1 = 2 Гц и f2 = 50 Гц. Для сухой изоляции этот перепад практически не заметен. Опытным путем установлено, что для неувлажненной изоляции отношение Сf1f2 близко к 1, а для увлажнен-­
ной, требующей сушки; - Cf1/Cf2>1,3. Таким образом, по коэффициенту

Kf= Cf1/Cf2 можно судить о степени увлаж­нения изоляции образца.

З. По современным представлениям пробой изоляции элек­трических машин при длительном воздействии напряжения имеет ионизационный характер, т. с. обусловлен постепенным разрушением изоляции частичными разрядами. Частичные разряды представляют собою электрические локализованные разряды в микрообластях пор изоляции тяговых электриче­ских машин. Они могут обнаруживаться при напряжениях, существенно меньших пробивного значения.

Поскольку в миканитовой изоляции имеется большое чис­ло воздушных включений, то при приложении к ней напря­жения, особенно переменного, разряды происходят весьма часто и в питающей цепи образуются непрерывные высокоча­стотные несинусоидальные колебания тока (рис.18). Ампли­туда импульса тока, вызываемого частичным разрядом, зави­сит от размера воздушного включения. Измеряя импульсы ток можно оценить состояние изоляции и относительные размеры воздушных включений. По рекомендации МЭК для оценки интенсивности ЧР используется понятие о кажущем­ся заряде. При возникновении в воздушном включении ЧР происходит нейтрализация заряда Q, а в изоляции возни­кают переходные процессы. При этом на изоляции наблюда­ется скачкообразное изменение напряжения

UX которое соответствует кажущемуся изменению заряда на емкости всей изоляции Сх на величину Q, пКл:

 

Рис. 1. Схема для измерения интенсивности ЧР и осциллограммы им­пульсных токов и напряжений

Энергия, выделяемая при ЧР в нДж:

где Uчр – действующее напряжение на изоляции, при котором в воздушном включении возникают ЧР.

Средняя мощность ЧР в изоляции оценивается как

где n – число ЧР в единицу времени, причем минимальное значение n = 4f, где f – чистота напряжения.

4. Для испытаний витковой изоляции обычно используют
метод осциллографирования импульсного тока в обмотке ма­шины. В кривой тока, снятой при неопасной для изоляции амплитуде импульсного напряжения и остающейся себе по­добной с повышением напряжения, в момент пробоя витковой изоляции отмечается характерное изменение.

5. Испытание электрической изоляции повышенным на­пряжением является одной из важнейших контрольных опе­раций, обеспечивающей надежную работу изоляции электри­ческих машин в эксплуатации. Испытания повышенным на­пряжением могут включать в себя испытание переменным на­пряжением промышленной, высокой и низкой частот, выпрямленным и импульсным.

Испытание повышенным напряжением промышленной час­тоты обязательно при заводских и профилактических испы­таниях. Оно дает возможность выявить большинство мест­ных дефектов изоляции. Величина испытательного напряже­ния составляет (1,7... 2,0) UH. Отступления от максималь­ных норм испытательного напряжения возможны и необхо­димы. Но эти отступления должны основываться не только на принципе, предусматривающем применение пониженных испытательных напряжений, а с учетом экономических фак­торов, так как испытания повышенным напряжением таят в себе много неопределенного, и при этом постоянно существует опасность разрушения изоляции.

Испытание повышенным выпрямленным напряжением яв­ляется разновидностью высоковольтных испытаний и осуще­ствляется обычно в тех случаях, когда значительная собст­венная емкость оборудования затрудняет проведение испыта­ний переменным током; Следует отметить, что при испытании постоянным' напряжением отсутствует опасность появления мощных ЧР, вследствие чего напряжение можно увеличить для лучшего выявления дефектов. Величина испытательного напряжения, согласно рекомендациям МЭК, составляет 2 Uн + 1000 В. Кроме того, во время испытания можно измерять ток утечки и тем самым получать дополнительную информацию.

Импульсные испытания с кратностью (1,7... 2,0)UH про­водят с целью проверки состояния межвитковой изоляции обмоток и определения ВСХ изоляции электрооборудования.

Программа работы

1. Измерить сопротивление корпусной изоляции электри­ческой машины.

2. Испытать изоляцию на степень увлажнения:

а) определить коэффициент абсорбции; б) определить коэффициент по методу «емкость—частота»; в) снять кри­вую саморазряда.

3. Исследовать ионизационные процессы в изоляции.

4. Испытать изоляцию электрической машины повышен­ным напряжением.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...