Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы хозяйства и культуры

ВВЕДЕНИЕ

 

Средняя Азия и Казахстан – один интереснейших районов. Исторически Средняя Азия была, по крайней мере в своих южных частях, близка к центрам южных цивилизаций и подверглась их влиянию.

Среднюю Азию можно разделить на 2 основные физико-географические зоны, и это деление отразилось на историко-этническом развитии населения: это 1) равнинная зона и 2)высокогорная зона. В первой из них издавна складывались благоприятные условия для развития производительных сил. В высокогорных же районах, в условиях скудной природы, земельной тесноты и географической изоляции, консервировался сравнительно низкий уровень из развития.

В Средней Азии равнинные области преобладают над горными. Именно равнины Средней Азии были той территорией, на которой издавна протекали основные этногонические процессы.

Открытые пространства равнин Средней Азии давали возможность оживленных сношений, широких передвижений народных масс и интенсивного экономического и культурного обмена. Благодаря этому на территории Средней Азии издавна складывались крупные этнические образования. Здесь не раз создавались большие межплеменные объединения и государства.

Равнины Средней Азии по характеру природных условий можно разделить на два основных ландшафта, но в этом разделении важнейшую роль играл уже человеческий труд. Вдоль течения больших рек и их притоков издавна сложилась система искусственного орошения, и там выросли созданные руками человека цветущие плодородные оазисы. Вся же остальная поверхность Среднеазиатской низменности с ее крайне засушливым климатом, в прошлом недоступная для искусственного орошения, представляла собой сухую степь, местами травянистую, местами полупустынную, переходящую в настоящую пустыню.                                                       

Именно земледельческие оазисы Средней Азии и были с древних времен очагами высокой культуры. Они были центрами притяжения для народов степи и фокусами кристаллизации основных этнических объединений.

[1]

Коренные казахи - смешение тюркских и монгольских кочевых племен, которые мигрировали в регион в 13-ом веке - изредка объединялись как единая нация. Территория была аннексирована Россией в 18-ом веке и Казахстан стал Советской Республикой в 1936. В течение 1950-1960-х гг. советские граждане интенсивно осваивали целину в северном Казахстане. Приток поселенцев (преимущественно русских, а также некоторых других депортированных наций) обусловил этническое разнообразие и преобладание неказахов в регионе. [2]

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

[3]В Средней Азии мы находим крупные этнические массивы. Несмотря на то, что территория Средней Азии очень велика, здесь налицо все лишь 6 крупных наций, не считая мелких национальных групп. Эти шесть основных наций Средней Азии следующие:1)узбеки, 2) казахи, 3) таджики, 4) киргизы, 5)туркмены, 6) каракалпаки. По языку они распределяются на следующие группы:

Таджики принадлежат к иранской группе народов. Остальные 5 народов- тюркоязычные. Подразделяя из на более мелкие группы, мы находим, что казахи и киргизы вместе с каракалпаками входят в северо-западную или кипчакскую группу, ветвь тюркоязычной группы. Узбеки принадлежат к юго-восточной, или кашггарской, ветви тюркских языков, а туркмены входят в юго-западную (туркменскую) ветвь.

Таким образом, перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Мы видим почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.

Таким образом перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Видно почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.

Казахстан — государство с полиэтническим составом населения. В республике проживают представители более 120 национальностей.

Формирование многонационального состава населения на территории современного Казахстана началось в середине XVIII столетия. Однако, до самого начала ХХ века казахи абсолютно преобладали в составе населения Казахстана.

В результате Столыпинской переселенческой политики в Казахстане происходит значительный рост русско-украинского населения. К 1911 году доля казахов сократилась до 67,2 % населения.

В течение всей первой половины ХХ столетия вплоть до переписи 1959 года, когда относительное количество казахское население достигло 30,02 %, удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался как в силу мощного миграционного притока иноэтничного населения в Казахстан, так и по причине массовой гибели казахского населения в годы Гражданской войны и коллективизации.

Количество русского, украинского и другого иноэтничного населения постоянно росло за счёт миграции.

В последующие годы в результате высокого естественного прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться.

Одной из наиболее значительных групп населения Казахстана в ХХ веке стали депортированные в годы войны немцы, численность которых к 1989 году достигла 957 518 человек.

Также значительно за период с 1926 по 1989 годы выросла численность татар, белорусов, уйгуров, корейцев и других. Сохранили своё достаточно значительное представительство узбеки. При этом только уйгуры и узбеки увеличили свою численность за счёт естественного прироста населения, все остальные народы выросли главным образом за счёт миграционного прироста.

Суверенитет Казахстана привёл к тотальному изменению этнодемографической ситуации в стране. Эмиграция населения из Казахстана в Россию и страны Европы снизила население страны на 9,1 %.

За годы суверенитета численность абсолютного большинства народов Казахстана значительно сократилась. Численность немцев уменьшилась на 63,1 %. Численность русского населения снизилась на 28,6 %, украинцев – на 38,9 %, татар – на 24,1 %, белорусов – на 38, 7 %, корейцев – на 3,5 %, азербайджанцев – на 13,1 %, поляков – на 21,1 % и т.д. Снизилась также численность чеченцев, башкир, молдаван, ингушей, мордвы, армян, греков, киргизов, болгар, лезгин, туркменов и абсолютного большинства других народов Казахстана.

За период с 1989 по 1999 годы незначительно выросла численность лишь казахов на 22,1 %, узбеков – на 11,6 %, уйгуров – на 13,5 %, дунган – на 22,4 % и курд[4]ов – на 28,8 %.[5]

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Сравнительно однороден и антропологический состав населения. Среди народов Средней Азии антропологи (Яршо, Оханин) выделяют два основных европеоидных и один или два монголоидных типа; между собой они часто смешаны. Европеоидные типы – это «закаспийский», преобладающий среди туркмен, темно-пигментированный и длинноголовый; памиро-ферганский тип (или «тип среднеазиатского междуречья»), характерный для таджиков и узбеков, он отличается от закаспийского типа короткоголовостью. Господствующий монгольский тип- «южносибирский». С Нерезко выраженными монголоидными признаками; его теперь чаще считают не самостоятельным расовым типом, а продуктом смешения монголоидной и европеоидной рас; преобладает среди казахов и киргизов, встречается в виде примеси у узбеков.  Чисто-монголоидный «центрально-азиатский» антропологический тип представлен среди киргизов и казахов.

[6]

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ

[7]За тысячелетнюю историю у этих народов сложились устойчивые типы хозяйства и культуры. Люди создали их, приспосабливаясь к природным условиям, но частью и изменяя эти условия своим трудом. Основных типов было три.

1. интенсивное земледелие с искусственным орошением в оазисах, с оседлым образом жизни населения. Носители это типа хозяйства и культуры- главным образом равнинные таджики и узбеки, местами и туркмены.

2. Кочевое пастбищное скотоводство в степных и пустынных пространствах. Преимущественно в западной и северной частях Средней Азии, в Казахстане и Туркмении; представители этого типа – казахи, туркмены.

3. третий тип – это своеобразное горное земледелие и скотоводство в районах Памира и Тянь- Шаня. Но эта область не однородна: восточная часть Памира и Тянь-Шаня по своему культурно-хозяйственному облику скорее примыкает к типу степных, равнинных скотоводческих районов. Здесь расселяются кочевые скотоводы – киргизы, хозяйство которых не только отличалось от скотоводческого хозяйства равнинных казахов. Но в долинах Западного Памира – у горных таджиков и припамирских племен – сложился особый тип оседлого высокогорного земледельческо-скотоводческого хозяйства.

Между указанными типами резкой грани никогда не существовало. Издавна установились культурные и экономические связи между  оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим населением. Существовали промежуточные группы, которые в своем хозяйстве совмещали черты земледельческого и скотоводческого уклада. Отмечалась и известная текучесть- переход отдельных групп от скотоводческого хозяйства к земледельческому и реже наоборот.

 

Сейчас различие между этими типами быстро стирается. Однако сами отрасли хозяйства сохраняются, и хозяйственный профиль отдельных областей, в зависимости от природных условий различен.

[8] В оазисах Средней Азии господствующей формой хозяйства издавна было и до сих пор остается земледелие, причем специфического типа, основанное на системе искусственного орошения. Эта древняя система сохранилась до настоящего времени во всех своих типических чертах.

Она имеет следующий вид: основные водные магистрали – Аму-Дарья, Зеравшан и Сын-Дарья с их притоками питают целую сеть каналов, которые направляются на поля и орошают земледельческие участки. Некоторые реки отдают свою воду каналам всю целиком и никуда не «впадают». До последнего времени сохранились существовавшая с отдаленных времен система распределения воды, передача ее по отдельным каналам. Применяются водоподъемные сооружения, так называемые чингири, представляющие собой вертикальное колесо, по ободу которого прикреплены глиняные кувшины; при вращении колеса кувшины черпают воду из канала, поднимают ее и опрокидываясь, выливают в ярык, который направляется на участок.

В горном Таджикистане и Горно- Бадахшанской области искусственное орошение применялось не везде. Но и в равнинных районах Средней Азии известно «неполивное» земледелие на так называемых «богарных» землях, где сеют под дождь.

Еще недавно удерживался сравнительно примитивный процесс обработки земли: грубая соха – «омач», простое деревянное орудие с насаженным деревянным сошником. Заделывали посеянные семеня тяжелой доской, которую запряженные животные волокли по пашне. Широко применялся кетмень – мотыга с широкой тяжелой частью и широким рабочим краем. Уборку производили серпом; молотьбу при помощи вытаптывания копытами скота. Ассортимент культурных растений очень разнообразен: пшенияца, ячмень, кукуруза, рис, хлопок, кунжут; большое значение имеет люцерна (корм для скота); очень важны бахчевые культуры – дыни, арбузы, тыквы; издавна широко распространено виноградство и плодоводство – яблоки, персики. Абрикосы, черешня.

Скотоводство господствовало в степных и пустынных областях. Это скотоводство кочевого типа, без запасания корма на зиму, с выпасом скота на подножном корму в течение круглого года. В степях Казахстана скот перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.

Типичные виды скота кочевников – овцы, лошади, верблюды. Рогатый скот менее характерен.

Помимо молока и мяса кочевник получал от своего скота шкуры и кожи для изготовления одежды, обуви, утвари, посуды.

Ремесла. Очень разнообразны и известны кустарно-ремесленные производства. В городах Средней Азии ремесленное производство развитии давно. В числе наиболее важных из них стояла и стоит обработка волокнистых веществ, особенно хлопка и шелка. Развито издавна кожевенное производство. Широко распространялось гончарное производство- изготовление различных видов посуды, неполивной и поливной, гончарных труб и пр. Сложна и разнообразна обработка дерева. 

Мастера по металлу делились на кузнецов, ножовщиков, медников, оружейников, ювелиров, последние работали главным образом по серебру.

Почти все эти производства исстари были мужскими и имели товарное направление. Женщины были заняты лишь домашними производствами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Итак, мы видим, что Средняя Азия и Казахстан - один из наиболее интересных и специфичных макрорегионов бывшего СССР. Его коренные народы имеют много общего в культуре, быте и традициях, что можно объяснить общностью исторических судеб. Так, например, для этих народов характерна многодетность семей, что значительно сказывается на демографической ситуации в регионе. Здесь проживают казахи, киргизы, таджики, туркмены, узбеки, татары, уйгуры, каракалпаки, а также русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне и т.д. Из них казахи, туркмены, таджики, киргизы, каракалпаки и узбеки имели свою государственность (каракалпаки образовывали Каракалпакскую АССР в составе Узбекистана). Узбеки, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, татары и уйгуры говорят на языках тюркской группы алтайской семьи. Таджики, курды, белуджи, персы говорят на языках иранской группы индоевропейской семьи. Основные исповедуемые религии - ислам и христианство.

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

 

Кафедра этнологии и культурного наследия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...