Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противостояние с Норвегией.

Летию со дня кончины посвящается.

Андреевский кавалер – последний Король Швеции и Норвегии Оскар II Фредерика Бернадотт.

Четвертый Король Династии Бернадот (Bernadotte) Оскар II Фредерика Бернадотт (1829-1907), третий Августейший сын Короля Швеции и Норвегии и Андреевского кавалера Оскара I (1799-1859) и принцессы Лейхтенберг Жозефины Максимилианы Августы Евгении (1807-1876), Августейшей дочери принца Эжена Роз де Богарне (1781-1824), Князя Эйхштадт(Eugène de Beauharnais), державный внук Жана Батиста Жюля Бернадотт (1763-1859), французского военачальника, маршала Франции (1804), участника революционных и наполеоновских войн, наследного принца Швеции (1810), избранного королем Швеции и Норвегии под именем Карла XIV Юхана (1818-1844), младший Августейший брат короля Швеции и Норвегии и Андреевского кавалера Карла XV (1826-1872), старший венценосный брат Андреевского кавалера принца Николая Августа (1831-1873), герцога Далекарла появился на свет Божий девятого (22) января 1829 года.

 

Таланты Принца и Короля.

 

Принц Оскар Фридрих, герцог Острогот учился морскому делу, путешествовал на военном корабле, позднее посещал университет в Упсале.

Всегда с особенной любовью занимался принц военно-морским делом, по которому часто читал доклады в шведском военном обществе, а также историей Швеции, по которой опубликовал несколько книг. Наибольшее значение имеют исследования принца о короле Карле ХII (Стокгольм, 1868) и военной истории Швеции (Стокгольм, 1859—1865).

Принц Оскар Фридрих выступал также как лирический и драматический поэт и как литературный критик. Государь переводил Тассо, Гете: "Saml a de scrifter". Собрание сочинений короля Оскара II вышло в Стокгольме в 1875—1890 гг. Многие из сочинений, Монарха как в прозе, так и в стихах переведены на иностранные языки: на русский Головиным: "К юбилею Оскара I, 9 января 1889 г." (СПб. 1889), Кореандером: "Несколько листков из дневника" и "Речь о Карле XII" (СПб. 1890). Новое издание его "Samlade Skrifter" появилось в Стокгольме в 1894 г. В 1896 г. в Берлине появился немецкий перевод его речей. См. Linck, " Konung О. II " (Стокгольм, 1897), Rydfors, " Konung О. II " (там же, 1897); Beyer-Boppard, "Ein Senior von Europas Monarchen" (Лейпциг, 1901).

 

Августейшая избранница.

 

25 мая (7 июня) 1857 года 31-летний принц Оскар Фридрих браковенчался с 18-летней принцессой герцогского Дома Нассау-Вейльбург Софией Вильгельминой Марией Генриеттой (1836-1912), младшей венценосной дочерью владетельного герцога Вильгельма II Георга Августа Генриха (1792-1837) и принцессы Дома Саксен-Гильдбурггаузен Шарлотты Фридерики Луизы (1794-1825). Высокородная избранница принца приходилась младшей державной сестрой владетельному герцогу Нассау-Вейльбург и Андреевскому кавалеру Адольфу I Вильгельму Августу Карлу Фридриху (1817-1905), ставшему в 1890 году первым Великим герцогом Люксембург.

В счастливом венценосном союзе на свет появились четверо Августейших сыновей: наследный принц Оскар Густав Адольф (1858-1950), герцог Вермландт, принц Оскар Карл Август (1859-1953), герцог Готландт, принц Карл Оскар Вильгельм (1861-1951), герцог Вестготландт и принц Евгений (1865-1947), герцог Нерик.

 

Наследник престола.

 

Через два года и 33 дня после столь радостного события 26 июня (9 июля) 1859 года скончался Августейший отец принца Оскара Фридриха – король Оскар I.

На престол Швеции и Норвегии под именем Карла XV взошел Регент королевства – старший Августейший брат – наследный принц Карл Людвиг Евгений, герцог Сканий. Поскольку у нового Монарха не было наследников по мужской линии, то младший Августейший брат короля Оскар Фридрих объявлен был наследником престола королевства. В новой роли наследный принц Оскар Фридрих пробыл чуть более 13 лет.

 

Бремя правления.

 

Шестого (19) сентября 1872 года на 47-м году жизни внезапно скончался король Карл XV и, согласно закону о престолонаследии, наследный принц Оскар Фридрих взошел на престол королевства под именем Оскара II, тотчас столкнувшись с враждебностью парламента (риксдага), который отказался вотировать расходы на Коронацию Монарха. А потому королю Оскару II пришлось короноваться на свой счет.

Несмотря на либерализм, унаследованный от Августейшего родителя, на литературное и научное образование, на привлекательность личного характера, король Оскар II много раз имел столкновения с народным представительством, в особенности с норвежским парламентом (сторингом). Последний, особенно с 1885 года, настаивал на отделении иностранной политики Швеции от иностранной политики Норвегии. Король же Оскар II твердо и решительно противился всем подобным постановлениям стортинга, смело вступая в конституционные конфликты.

В 1881 году король Оскар II и старший Августейший сын его кронпринц Оскар Густав Адольф Государем Императором Александром III Александровичем (1845-1894) Высочайше пожалованы были высшим орденом Российской Империи – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. То было первое пожалование иностранного Монарха высшим орденом Российской Империи в Царствование Государя Александра III Миротворца.

 

Противостояние с Норвегией.

 

Норвегия давно мечтала обрести свою независимость. Однако в октябре 1814 года она вновь оказалась в унии. На этот раз со Швецией.

По выработанной в мае 1814 года конституции Норвегия образует свободное, независимое и нераздельное королевство. Законодательная власть принадлежит народу, который отправляет ее через посредство представителей. — Обложение налогами составляет исключительное право представителей народа. — Право объявлять войну и заключать мир принадлежит королю. — Судебная власть отдельна от законодательной и исполнительной. — Свобода печати. — Евангелическо-лютеранская вера признается государственной религией, но допускается полная свобода религии; только иезуитам не разрешается вступать в пределы государства; не допускаются также монашеские ордена и евреи. — Король может, за выдающиеся услуги государству, давать ордена, но он не имеет право возводить в какое-либо звание или чин, не связанные с должностью, занимаемой данным лицом. Никакие личные и наследственные преимущества не могут быть никому предоставляемы. Королю предоставляется veto suspensivu m, но не absolutum. — Король не имеет права принимать какой-либо другой короны без согласия 2/3 стортинга. — Король должен жить внутри теперешних пределов государства.

По выработанному в норвежском парламенте после долгих прений договору, Норвегия объявлена была свободным и самостоятельным королевством, имеющим общего со Швецией короля.

Во всех собственных делах Норвегия должна была управляться самостоятельно, а в общих со Швецией – пользоваться равным влиянием. Также же и в основании устройства внешних отношений Норвегия должна была иметь свое собственное управление внешними делами, но внешние дела, касавшиеся обоих государств, должны были решаться в соединенном норвежском и шведском государственном совете, согласно принципу: равное влияние или полное равенство.

Норвегия могла, в лице двух членов государственного совета, состоявших при короле, участвовать и в шведском государственном совете всякий раз, когда в нем обсуждался вопрос, имевший государственное значение. В таком случае для решения его требовалось и согласие норвежского правительства. Вслед за тем была принята Норвежская конституция. Отныне каждый новый Монарх Швеции должен был давать присягу в норвежском парламенте "управлять Норвегией согласно с ее конституцией и ее законами". Только после этого члены норвежского стортинга, со своей стороны, приносили клятву в верности вначале конституции и только после этого – королю. Так впервые было совершено в октябре 1814 года будущим королем Карлом XIV Юханом – основателем династии Бернадот и всеми последующими Монархами.

По вступлении своем на престол в король Оскар II сумел расположить в свою пользу норвежский стортинг разными уступками, так что последний согласился в 1874 году на преобразования таможенного дела, в 1875 году на введение общей скандинавской монеты и т. д.

Однако на восьмом году Царствования в 1880 году борьба Монарха и норвежского парламента вновь разгорелась. Так, еще в 1872 году внесен был в стортинг законопроект о том, чтобы министры, по первому требованию короля Оскара II, являлись бы на заседания парламента. В 1880 году стортинг стал настаивать на исполнении этого закона, однако королевское министерство не согласилось, и вынуждено было подать в отставку. Поздее появились и новые причины для несогласий: королевское правительство требовало увеличения флота и армии, тогда как норвежский стортинг отверг это требование и принял проект об учреждении милиции наподобие швейцарской. Король Оскар II не утвердил этого проекта. В ответ норвежский парламент подвергнул суду министров, и они даже были осуждены, однако Монарх кассировал приговор.

После выхода в отставку очередного королевского министерства образовано было радикальное министерство, которое, уступив королю Оскару II в вопросе об абсолютном veto и других, добилось принятия Монархом закона о праве норвежского парламента требовать в свои заседания министров, реорганизации армии, расширения избирательных прав и т. д.

Вопрос об унии вновь стал открытым в 1885 году, когда Швеция самостоятельно изменила свое управление иностранных дел, не подтвердив согласия у Норвегии. Король Оскар II в одночасье перестал быть руководителем иностранной политики Швеции: отныне управлял ею министр иностранных дел, на которого возлагалась конституционная ответственность. Но так как шведский министр иностранных дел был в то же время и руководителем норвежских внешних дел, то право норвежского короля, коим являлся Оскар II, заправлять внешней политикой Норвегии перешло, таким образом, к Швеции. Помимо своего идейного значения, вопрос представлялся очень важным и с практической точки зрения: неловкий шаг во внешней политике мог грозить опасностью для политического и национального существования страны. Внешняя политика представляла особенно важное значение для Норвегии, как страны преимущественно торговой, в противоположность Швеции, страны преимущественно земледельческой. Так начались утомительные переговоры между норвежским министерством и шведским. В результате подписан был третьего (16) мая 1885 года протокол: постановлено было, чтобы в состав министерского совета входило столько же норвежских чиновников, сколько и шведских; норвежские будут участвовать в решении дел и нести ответственность перед стортингом, но взамен этого Норвегия должна была признать, что руководство внешней политикой принадлежит Швеции.

Узнав о последнем, стортинг пришел в такое негодование, что премьер-министр был вынужден выйти в отставку; вслед за тем прекратились и переговоры. При следующих выборах и правая, и левая партии норвежского стортинга внесли в палату вопрос о внешней политике. Левая победила, но так как две ее группы, чистая и умеренная, не могли никак прийти к соглашению, то правая стала во главе управления, образовав новое министерство, и переговоры со Швецией возобновились, но вновь не привели ни к каким результатам. Бесплодность всяких переговоров и всякого рода совместных политических действий становилась все более и более очевидной и дела перешли в новую стадию, выраженную в программе для выборов 18 (31) января 1891 года: "новый порядок управления дипломатическими делами, который возложил бы более основательную конституционную ответственность на норвежские государственные власти". Левая победила на выборах, и во главе управления стал министр, который высказал прямое требование о назначении отдельного норвежского министра иностранных дел. Норвежский парламент, не желая действовать слишком резко, ограничился пока учреждением отдельных норвежских консульств, представляющих большое практическое значение для страны, живущей почти исключительно мореходством и торговлей.

29 мая (11 июня) 1892 года стортинг выделили средства на произведение требуемых изменений, но король Оскар II отказался утвердить это решение и отставил министерство, обладавшее большинством в 64 голоса; министром было назначено доверенное лицо Монарха, что представляло само по себе нарушение парламентского режима. В ответ норвежские радикалы провели в 1893 году постановление об уменьшении цивильного листа короля Оскара II на 80.000, а содержание наследника престола — принца Оскара Густава Адольфа на 50.000 крон. Кроме того, сокращено было содержание и министров.

Кроме того, большинство стортинга назначило сроком для отделения норвежских консульств от шведских 20 декабря (2 января) 1895 года и определило на содержание их 340.450 крон.

Правительство королевства ответило на это отказом отделить норвежские консульства и употребило на общие консульства деньги, назначенные на отдельные. Страна тотчас разделилась между двумя партиями: правой и левой. Правая желала проведения принцип равенства в границах существующего теперь соглашения, но это с точки зрения левой это было невозможно; левая партия видела только один выход из унизительного для Норвегии и неудовлетворительного положения дел — разделение обеих стран, отмену союза относительно всего, что не вошло в договор. "Пора, — говорил один из радикальных норвежских вождей, — прекратить договор, зачумляющий нас".

Надежда короля Оскара II и консервативного кабинета добиться большинства на выборах в норвежский парламент в 1894 году оказалась тщетной: сторонники единства страны потеряли несколько мест, но все же располагали в новом норвежском парламенте большинством 59 против 55 умеренных и консерваторов. Вслед за тем кабинет подал 19 января (1 февраля) 1895 года прошение королю об отставке. Монарх вступил в переговоры с левой частью норвежского парламента, требуя от нее некоторых обязательств относительно дальнейшего ее образа действий, и когда такие обязательства даны не были, категорически отказался 22 марта (4 апреля) 1895 года принять отставку правительства. Вследствие этого оппозиция левой стороны норвежского парламента крайне обострилась; раздавались речи столь резкие по тону и содержанию, каких раньше нельзя было в нем услышать. Однако, кабинету министров удалось добиться от стортинга согласия на ведение переговоров со Швецией, для чего в ноябре 1895 года был выбран парламентами комитет соглашения из 7 шведов и 7 норвежцев. Еще раньше, в октябре, министерство окончательно вышло в отставку, уступив место новому коалиционному кабинету, состоявшему из представителей всех партий норвежского стортинга. Однако дело примирения шло плохо.

В 1896 году стортинг, ничтожным большинством голосов (41 против 40), постановил заменить шведско-норвежский флаг исключительно норвежским. Постановление сделано было во второй раз, и король вторично отказал в своей санкции. В ответ на это стортинг опять таки ничтожным большинством (58 против 56) отклонил внесенное консерваторами предложение вновь возвысить цивильный лист короля Оскара II и кронпринца Оскара Густава Адольфа до прежнего уровня 326.000 крон первому и 88.000 крон второму, на котором норвежский парламент стоял до 1893 года.

Участие Норвегии в Стокгольмской выставке, предложенное шведским правительством, было принято также ничтожным большинством (58 против 56). Обсуждение шведско-норвежского торгового договора с Японией дало повод к резким нападениям против премьер-министра, который, по мнению радикалов, пренебрег интересами Норвегии в пользу Швеции; тем не менее договор был утвержден, хотя и ничтожным большинством голосов.

В то время, когда в других странах Европы за усиление армии стояли обыкновенно консерваторы, а либералы и радикалы боролись против него, в Норвегии происходило как раз обратное: предложенное правительством усиление и перевооружение армии было не только принято норвежским стортингом, но даже расходы на реформу были значительно увеличены сравнительно с требованием правительства, потому что Норвегия серьезно считалась с возможностью войны со Швецией.

При этом парламент Норвегии делал все возможное, чтобы заручится поддержкой избирателей, в противовес популярности Монарха. Так, в 1896 — 1897 гг. норвежским парламентом проведено было несколько важных законопроектов в области конституционного и социального законодательства. Право голосования при выборах в стортинг предоставлено было лицам, находящимся вне пределов Норвегии. Значительно расширено было избирательное право при выборах в органы местного самоуправления. В тоже время требование радикалов о распространении права голоса на женщин было отклонено. Законом 1897 года в Норвегии назначена была уголовная санкция в дополнение к постановлению конституции, в силу которого стортинг имел право вызывать к себе каждое лицо по делам государства, за исключением короля и членов Королевской фамилии. Лица, таким образом, вызванные и не явившиеся на призыв стортинга, подвергались отныне штрафу в размере от 1000 до 10000 крон, а всякое заявление, сделанное вызванным, по своим юридическим последствиям приравнивалось отныне к заявлению, сделанному под присягой. Этот закон был уже вотирован в 1894 году, и тогда король Оскар II отказал ему в своей санкции; на этот раз Монарху пришлось изменить свое решение ввиду популярности закона у народа.

В 1897 года постановлено было парламентом закрытие в праздничные дни значительного числа торгово-промышленных предприятий. В том же 1897 году им выработана была новелла к закону 1894 года о страховании рабочих от несчастных случаев. Рабочий, пострадавший на работе и ставший от того к труду неспособным, получал пожизненную пенсию в размере 60 % своего заработка; в случае смерти рабочего от несчастного случая его вдова получала отныне пожизненную пенсию в 20 %, а каждый из его детей до 15-летнего возраста, при жизни матери — пособие в размере 15 % его заработка, а при отсутствии матери, в размере 20 %; средства на страхование складываются из взносов предпринимателей, рабочих и государства.

Выборы в стортинг в 1897 году дали торжество левой части парламента, которая и провела 79 своих представителей, тогда как число членов правой понизилось с 55 до 35. Таким образом, левая располагала достаточным большинством как для пересмотра конституции Норвегии, так и для обвинительного приговора против членов государственного совета (министерства). Первым результатом выборов был выход в отставку министерства. Шестого (19) февраля 1898 года был сформирован радикальный кабинет, под председательством бывшего премьера Стеена. В 1898 году проведена реформа избирательного права и. число избирателей, в 1880-х годах не превышавшее 6 % населения, к 1897 г. поднялось до 11 %, а реформой 1898 года сразу поднято было до 20 %.

В марте 1898 года шведско-норвежский комитет соглашения представил парламентам обеих стран свой доклад, из которого оказалось, что соглашения не последовало. Шведы настаивали на сохранении общего шведско-норвежского министра иностранных дел. Среди норвежских членов обнаружились разногласия; большинство (умеренное) согласилось на временное сохранение общих консулов, с тем, чтобы по истечении нескольких лет были назначены отдельные норвежские консулы. Меньшинство (радикальное), действовавшее под влиянием торжества радикалов на выборах, настаивало на немедленном назначении норвежского министра иностранных дел и норвежских консулов. В ноябре 1898 года норвежский парламент в третий раз принял постановление о замене шведско-норвежского флага флагом норвежским. Король Оскар II вновь отказал в санкционировании этого закона, однако проект стал законом без его санкции, поскольку подряд принят был тремя парламентами, следовавшими друг за другом. Члены норвежского государственного совета (министерства) усиленно советовали королю Оскару II не подрывать своего авторитета в Норвегии отказом в санкции этого проекта, практически совершенно бесполезным. Однако Монарх упорно стоял на своем, ссылаясь на то, что шведско-норвежский флаг принят в свое время был норвежским народом с восторгом, и что он с честью развевался на всех океанах.

 

Назначение Регента.

С 11 (24) января 1899 года 70-летний король Оскар II, вследствие слабости здоровья, вызванного, в том числе постоянным противостоянием с парламентом Норвегии, передал управление Швецией и Норвегией на правах Регента своему старшему Августейшему сыну 41-летнему кронпринцу Оскару Густаву Адольфу, который энергично принялся проводить политику своего Августейшего отца, всю свою жизнь боровшегося за единство страны.

Третьего (16) февраля 1899 года кронпринц Густав заявил, что на Гаагской мирной конференции Швеция и Норвегия будут представлены одним общим делегатом, а не двумя делегатами, как того желает норвежский стортинг. Это решение было одним из ближайших поводов того, что при въезде кронпринца и Регента Густава в столицу Норвегии г. Христианию наследник встречен был враждебной манифестацией со стороны части норвежского народа. Напротив, при обратном въезде в Стокгольм кронпринц восторженно встречен был шведским народом. Резче чем когда-либо в этот момент оказалось, что борьба между Швецией и Норвегией велась не только правительствами, но и народами, из которых каждый в этом вопросе был почти единодушен.

В мае 1899 года норвежский парламент без дебатов единогласно вотировал экстраординарный кредит на армию и флот в размере 11,5 миллионов крон.

 

Последние годы.

29 апреля (12 мая) 1899 года король Оскар II, оправившись от болезни, вновь принял в свои руки управление страной.

В октябре 1899 года стортинг принял предложение о займе в 30.000.000 крон на расширение железнодорожной сети.

В октябре 1900 года состоялись новые выборы в парламент Норвегии, на этот раз — на основе всеобщего голосования. Они не произвели почти никаких изменений в составе партий.

В 1902 году обнародован был новый уголовный кодекс, в сущности почти только кодифицировавший новеллы, принятые в последнее время. Бюджет на 1901 — 1902 гг. ассигновал большие суммы на расширение железнодорожной сети, а также на военные цели. Несмотря на почти не изменившееся численное отношение между партиями, центр тяжести в стортинге передвинулся влево, вследствие чего более умеренные члены кабинета вышли в отставку и были заменены крайними радикалами.

Избирательное право в органах местного самоуправления было распространено на самостоятельных женщин, платящих налоги. Выборы на основе нового закона значительно усилили консерваторов на счет радикалов.

В июне 1901 года стортинг ассигновал 3.380.000 крон на укрепление столицы Норвегии Христиании со стороны суши — мера, явственно направленная против Швеции.

Рост бюджета принудил стортинг принять в октябре 1901 года возвышение таможенных пошлин на большое число ввозимых товаров; особенно сильно была возвышена пошлина на табак и сигары.

В сентябре 1903 года произошли новые выборы в стортинг, на этот раз неблагоприятные для радикалов: произошла смена правительства.

В 1904 году стортинг принял новый таможенный тариф, значительно повышающий таможенные ставки как на сельскохозяйственные продукты, так и на предметы обрабатывающей промышленности.

В мае 1905 года через стортинг прошел новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов.

 

Потеря Норвегии.

В начале 1905 года король Оскар II по болезни окончательно уступил королевскую власть своему Августейшему наследнику Густаву, который у норвежцев вызывал нескрываемую антипатию.

В это время через норвежский парламент прошел закон о разделении шведско-норвежского министерства иностранных дел на два особых и о создании особых норвежских консульств. Кронпринц и Регент Оскар Густав Адольф отказался его санкционировать. В результате министерство ответило выходом в отставку. Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался ее принять. Тогда стортинг единогласно, 26 мая (8 июня) 1905 года, принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить короля Оскара II разрешить одному из его младших Августейших сыновей занять место короля Норвегии. Социал-демократы же, вотировавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Норвегию республикой.

Принятая норвежским парламентом резолюция гласила: "ввиду того, что все члены министерства отказались от своих должностей; ввиду заявления короля, что он не в состоянии составить новое правительство; ввиду того, что конституционная королевская власть этим самым перестала исполнять свои функции, — стортинг поручает членам министерства, подавшего теперь в отставку, временно облечься властью, принадлежащей королю и, под названием норвежского правительства, править страной на основании конституции норвежского королевства и действующих законов, внеся в них те изменения, которые неизбежно вызываются разрывом унии, связывавшей Норвегию со Швецией под властью одного короля, который перестал исполнять свои функции короля норвежского".

Одновременно с этой резолюцией стортинг постановил составить адрес королю Оскару II, где настойчиво проводилась мысль, что характер унии истолковывается Швецией неправильно. Солидарность интересов и непосредственное единение более ценны, чем политические узы; уния стала опасностью для этого единения; уничтожение унии не связано с неприязненным чувством ни по отношению к шведскому народу, ни по отношению к Династии Бернадот. В заключение стортинг выражал надежду, что новый выбор короля Оскара II приготовит для Норвегии новую эру спокойной работы и истинно дружественных отношений к народу Швеции и ее королю, к личности которого норвежский народ неизменно сохранит чувства уважения и преданности.

В прокламации стортинга к норвежскому народу была высказана надежда, что норвежский народ будет жить в мире и согласии со всеми народами, в особенности со шведским, с которым его связывают многочисленные естественные узы. Министерство составило адрес королю Оскару II, в котором, упомянув о решении его не принимать их отставки, заявляло, что в силу конституции король обязан дать стране конституционное правительство. С того момента, когда король воспрещает образование ответственного кабинета, норвежская королевская власть перестает функционировать. Политика короля Оскара II по вопросу о реорганизации консульского законодательства несовместима с конституционным режимом; никакое другое правительство не расположено взять на себя ответственность за эту политику, а нынешний кабинет не может принять в ней участие.

В ответ король Оскар II протестовал против образа действий стортинга и не согласился на вступление одного из Августейших сыновей на норвежский трон, ссылаясь на произведенное стортингом нарушение конституции.

С формальной точки зрения такое нарушение несомненно имело место, так как акт унии со Швецией является в Норвегии конституционным актом, и в качестве такового мог быть изменен или отменен только после двухкратного принятия в двух последовательных стортингах и согласия короны. С норвежской стороны отвечали на это, что первым вступил на дорогу нарушения конституции король Оскар II, отказавший в санкции принятому стортингом закону, давший отставку министерству и не смогший сформировать нового, так что вся деятельность его происходила без контрассигнации ответственного перед стортингом министерства. Безусловно, это был только повод для давно желанного решения – выйти из унии со Швецией.

 

На грани войны.

В ответ на это заявление король Оскар II обратился с посланием к президенту норвежского стортинга, в котором доказывал, что Монарх не перешел за пределы прав, предоставленных ему конституцией, а норвежский стортинг совершил революционный акт.

В первое время после этих переговоров король Оскар II, на стороне которого были почти все Монархи Европы, не скрывал, что ведет дело к войне. В ответ и норвежское временное правительство, во главе которого стоял Михельсен, энергично готовилось к ней. Так, имя короля Оскара II перестали поминать на богослужении в церквах; правосудие стали отправлять от имени временного правительства, которому единодушно присягнула вся армия. Все норвежцы, состоявшие на дипломатической службе Швеции и Норвегии, вышли в отставку; только посланник в Вашингтоне, Грип, остался на своем посту. Временным правительством было организовано министерство иностранных дел, но назначить консулов оно не могло до признания его европейскими державами.

Седьмого (20) июня открылась сессия шведского риксдага. Президент шведского совета министров заявил, что прибегать к мерам насилия не входит в интересы Швеции, и высказался за переговоры с Норвегией. Так, опасность войны была предотвращена, хотя лавры миротворца принадлежали королю Оскару II, а не депутатам. Норвежское временное правительство, желая найти опору в народе, обратилось к референдуму, до тех пор в Норвегии не практиковавшемуся.

 

Разрыв унии.

 

31 июля (13 августа) 1905 года состоялось всенародное голосование о разрыве унии с Швецией. Как и следовало ожидать, референдуму предшествовала страстная агитация. Результат превзошел самые пылкие ожидания: за разрыв с Швецией подано 321.197 голосов, против — всего 161 голос. При этом в голосовании приняли участие 81 процент всех лиц, имеющих право голоса.

18 (31) августа 1905 года открылась конференция шведских и норвежских делегатов, избранных парламентами обеих стран. На конференции обе стороны пришли к соглашению, на основании которого Норвегия обязалась срыть укрепления, находящиеся вблизи границы. В стортинге это вызвало недовольство, но большинством голосов Карльстадтская конвенция была ратифицирована и, после ратификации ее и шведским риксдагом, вступила в силу.

Вслед за этим на очередь стал вопрос о том, должна ли Норвегия быть монархией или республикой. В стране велась оживленная агитация; за учреждение республики стояли социал-демократы и радикалы. Вся правая часть парласента, напротив, настаивала на монархической форме правления, указывая на то, что норвежская конституция является наиболее республиканской в мире и потому даже в качестве королевства Норвегия останется в действительности республикой, только с наследственным президентом, власть которого более ограничена, чем власть английского короля или французского президента республики.

Республика же может уединить Норвегию в политическом отношении, тогда как король, особенно если королем будет избран принц из датского королевского Дома Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург, принесет с собой и союз с целым рядом держав. По-видимому, это соображение имело решающее влияние; как норвежский парламент. Народ так же на референдуме установил монархическую форму правления, и вместе с парламентом избрал королем принца Христиана Фредерика Карла Георга Вальдемара Акселя Карла (1872-1957), который пятого (18) ноября вступил на престол Норвегии под именем Хаокона VII, и Царствовал до восьмого (21) сентября 1957 года.

В ноябре 1905 года премьер-министр Михельсен внес в стортинг предложение установить цивильный лист норвежского короля в 700.000 крон на все время его Царствования, в то время как до того цивильный лист унизительно устанавливался королю Оскару II лишь на год. Крайняя левая протестовала как против удвоения размеров цивильного листа, так и против фиксации его на долгий срок. Тем не менее обе меры были приняты большинством 100 голосов против 11.

Таким образом, в ноябре 1905 года король Оскар II окончательно утратил норвежскую корону и сохранил только корону Швеции.

До самой кончины Монарх много покровительствовал литературе и науке, в особенности полярным экспедициям.

 

Кончина Монарха.

Сердце последнего в истории короля Швеции и Норвегии Оскара II Фредерика Бернадотт остановилось 25 ноября (8 декабря) 1907 года на 78-м году жизни.

Престол Швеции перешел к старшему Августейшему сыну почившего Монарха – 49-летнему кронпринцу и Регенту, Андреевскому кавалеру Оскару Густаву Адольфу, который Царствовал под именем Густава V более 42-х лет до 16 (29) октября 1950 года.

 

По тексту В. Водовозова подготовил Александр Рожинцев.

6 декабря 2015 года.

Град Тихвин.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...