Особенности издательской продукции и издательской деятельности
Издательская продукция – совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). Издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. Печатное издание -издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное. Электронное издание -издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники В стандарте подчеркнута недопустимость применения вместо термина «издание» терминов «название», «публикация», «тираж», «экземпляр». Издателем является юридическое лицо (или частный предприниматель), осуществляющее подготовку и выпуск издания. Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частная организация, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Полиграфическая организация (типография) - это организация, выполняющее все или некоторые виды полиграфических работ по выпуску печатной продукции. Объектами издательского планирования являются издания, находящиеся на разных стадиях подготовки и выпуска, а также материальные (бумага, картон, переплетные материалы) и финансовые ресурсы. Издательства планируют текущую, инвестиционную и финансовую деятельность. Текущей деятельностью считается деятельность издательства, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не преследующая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. выпуском и продажей издательской продукции, сдачей имущества в аренду и др.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность издательства, связанная с приобретением зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.). Финансовой деятельностью считается деятельность издательства, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). Система планов издательства Тематические планы: 1) перспективный тематический план выпуска литературы, 2) план редакционно-подготовительных работ, 3) годовой тематический план выпуска литературы, 4) аннотированный тематический план выпуска изданий – это библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску литературе и сбора заказов на нее.
1. Перспективное тематическое планирование определяет главные направления деятельности издательства на период 3 — 5 лет. Перспективный тематический план издательства составляется по укрупненным тематическим разделам и подразделам литературы. В него включают работы, уже заказанные авторам, темы произведений, к написанию которых издательство будет привлекать авторов, переиздания многотомных собраний сочинений, избранных сочинений художественной литературы, научные труды, справочные издания, учебники, произведения художественной литературы, а также другие издания, требующие для своего создания, редактирования, полиграфического исполнения длительного времени.
В перспективном тематическом плане выпуска литературы указывают фамилию автора (составителя, переводчика), название темы или издания, язык издания, ориентировочный объем издания в авторских листах, тираж издания, число печатных листов-оттисков, состояние работы на момент разработки плана и год выпуска. При отсутствии конкретных данных фамилия автора и название издания не указываются. 2. На основе перспективного тематического плана издательства составляют внутрииздательский план редакционно-подготовительных работ (сокращенно — план редподготовки). В него включают авторские предложения и намечаемые к выпуску издания по актуальным проблемам согласно профилю издательства. Это те произведения, над которыми будет работать издательство в планируемом году. Число изданий в плане редподготовки должно быть большим, чем в годовом тематическом плане выпуска литературы (до 130%). Объясняется это тем, что необходимо создать переходящий запас изданий на следующий год. Определить нормальный объем плана редподготовки в издательских листах помогает план движения портфелей (запасов литературного материала). В крупных издательствах при выпуске различных изданий план редакционно-подготовительных работ составляется по трем разделам: 1) книги и брошюры; 2) периодические издания; 3) изоиздания, нотные, картографические и другие издания. Первый раздел «Книги и брошюры» делится на три подраздела: а) собственные издания; б) совместные; в) заказные издания. Подразделы формируются по целевому назначению изданий (научные, учебные, справочные и т.д.). Второй раздел плана — «Периодические издания» — включает издания с твердой периодичностью выпуска (журналы). В плане редподготовки приводятся те же сведения (показатели) об изданиях, что и в перспективном плане. Кроме того в плане указывается фамилия автора, ученая степень, звание, место работы, должность, фамилия составителя или переводчика, дается краткая аннотация на каждое издание.
При формировании плана редподготовки необходимо учитывать экономические результаты по каждому запланированному изданию. 3.Годовой тематический план выпуска изданий формируется на основе плана редподготовки. Годовой тематический план выпуска является основой текущей деятельности издательства и базой для планирования этой деятельности. В него включают только те произведения, которые будут изданы в планируемом году. Годовой тематический план выпуска состоит из тех же разделов и подразделов, что и план редподготовки, его подразделы также формируются по видам литературы. В отдельных графах указывается, является ли издание оригинальным или переводным, наряду с печатным листажом каждого издания указывается число издательских листов-оттисков, ориентировочный квартал выпуска издания, финансовый результат. Планирование операционной деятельности издательства
Основой для расчета плановых показателей всех планов является годовой тематический план выпуска изданий. Планирование операционной деятельности издательства включает разработку следующих планов: 1) перспективного тематического плана, 2) годового тематического плана выпуска 3) плана редакционно-подготовительных работ, 4) плана художественно-технического оформления изданий, 5) плана движения издательских портфелей, 6) плана по себестоимости и прибыли. План художественно-технического оформления изданий содержит данные по объему тиражам и основным элементам оформления каждого издания: формат издания, формат полосы набора, вариант оформления полосы (размер полей), количество и вид иллюстраций, печатаемых вместе с текстом и отдельно (приклейки, вкладки, накидки) способ печати, красочность, бумага, характер обложки, тип переплетной крышки, переплетный материал и пр. Художественное оформление, т.е. совокупность изобразительных оригиналов и макетов внешнего и внутреннего оформления издания (обложки, переплетной крышки, титульного листа, макетов полос, разворотов, заголовков, иллюстраций, заставок и др. элементов) разрабатывается и планируется для каждого издания. На основании плана художественно-технического оформления рассчитывается потребность издательства в бумаге и переплетных материалах, а также затраты на оформление издания.
План по труду включает следующие показатели: 1) численность работающих; 2) среднюю заработную плату; 3) фонд заработной платы списочного (штатного) и несписочного состава. Штатных издательских работников можно разделить на три категории: · первая — редакционные работники, которые принимают непосредственное участие в работе над авторскими и издательскими оригиналами. К ним относятся: редакторы, технические и художественные редакторы, младшие редакторы, корректоры, операторы; · вторая — редакционные работники, выполняющие наряду с редакционными и производственными функции управленческие: заведующие редакциями, отделом художественного оформления, технической редакцией, корректорской, отделом подготовки оригиналов-макетов, графическим отделом, фотолабораторией, машбюро, выпускающие. В издательской практике издательских работников этих двух категорий называют редакционно-издательскими. · третья категория — работники аппарата управления издательства: руководство издательства (директор, главный редактор и его заместители, заместитель директора, главный художник), работники бухгалтерии, экономических служб, отделов снабжения, кадров, рекламы и распространения, административно-хозяйственного и производственного (кроме вошедших в первые две категории). Численность младшего обслуживающего персонала (уборщицы и др.) устанавливается исходя из специальных норм для каждой профессии. Редакционно-издательские работники делятся, в свою очередь, на работников с нормированным трудом и ненормированным. К первым относятся: редакторы, технические редакторы, корректоры. Количество основных редакционно-издательских работников зависит от многих факторов: объема выпуска продукции в издательских листах, характера и сложности выпускаемых изданий, квалификации сотрудников, объема и содержания издательского портфеля, организации системы маркетинга и др. Число штатных единиц редакторов, технических редакторов, корректоров определяется на каждый год делением общего числа учетно-издательских листов плана выпуска на соответствующие годовые нормативы загрузки этих работников (с учетом времени на отпуск).
Основная форма оплаты труда в издательствах — повременная. Помимо заработной платы в издательствах действуют системы премирования работников На основе организационной структуры издательства составляют штатное расписание. План потребности в бумаге и переплетных материалах. Потребность в бумаге и переплетных материалах рассчитывают, исходя из планов выпуска и сдачи продукции и плана художественно-технического оформления изданий. План по себестоимости, продажам готовой продукции и прибыли издательства. План маркетинговой деятельности. План маркетинговой деятельности может составляться как для издательства в целом, так и для отдельного издания. В него включаются все элементы, необходимые для подготовки книги к продаже и продвижению ее на рынок. Работа над планом начинается с того момента когда идея книги одобрена, но книги еще нет, либо когда редактор уже приступает к работе над принятым издательством произведением. План маркетинговой деятельности: 1) содержит алгоритм реализации стратегии издательства; 2) обеспечивает возможность управленческого контроля и мониторинга процесса реализации стратегии издательства; 3) содержит описание роли и функциях сотрудников в процессе реализации плана маркетинга; 4) распределяет ресурсы издательства; 5) определяет направления совершенствования маркетинговой деятельности; 6) определяет задачи и временные рамки маркетинговой деятельности; 7) позволяет выявить проблемы, возможности и опасности для издательства; 8) определяет сегменты рынка для концентрации усилий; 9) определяет приемлемую долю рынка в каждом регионе; 10) содержит схему распределения средств между обеспечением продаж, продвижением и рекламой изданий; 11) содержит ценовую политику. Финансовое планирование в издательстве Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты деятельности издательства, взаимоотношения с бюджетом, банками, контрагентами. Финансовый план (баланс доходов и расходов) издательства состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Планирование инвестиционной деятельности издательства Планирование инвестиционной деятельности является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления издательством. При этом процессе важно учитывать все внешние и внутренние факторы деятельности издательства: показатели инфляции, налоговые условия, состояние и перспектив развития рынка, наличия редакционного оборудования, материальных ресурсов, стратегию финансирования проекта. Планирование инвестиционной деятельности заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в редакционное оборудование, приобретение авторских прав, зданий, развитие и продвижение издательской продукции, ценные бумаги и другие активы. Основными задачами планирования инвестиционной деятельности являются: · определение потребности в инвестиционных ресурсах; · определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами; · оценка инвестиционной привлекательности издательства или проекта; · расчет экономической эффективности вложения инвестиций. Одним из инструментов инвестиционного планирования является бизнес-план. Оперативное планирование в издательстве Оперативное планирование охватывает годовой период и включает совокупность планов по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Оперативное планирование заключается в разработке на основе годовых планов конкретных заданий для издательства в целом и его структурных подразделений, в оперативном регулировании редакционно-издательского процесса, в увязке всех процессов, которые выполняются различными подразделениями издательства. Оперативное планирование складывается из календарного планирования и оперативного регулирования. Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по структурным подразделениям издательства и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. Под системой оперативного планирования понимают совокупность различных методик плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком учета и движения продукции и оформления учетной документации. Выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом объемом спроса на товары, затратами и результатами планирования, масштабом деятельности издательства. Основным элементом оперативного планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных долгосрочными и среднесрочными планами. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, которые составляются на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению. Бюджетное планирование предполагает формирование операционного бюджета и финансового бюджета. Оперативное планирование должно быть тематическим и охватывать основные процессы создания книги - от заключения договора с автором до сдачи типографией тиража. Важным элементом оперативного планирования в издательстве является план движения издательских портфелей. По месту нахождения литературного материала в незавершенном производстве издательские портфели делятся на договорный, редакционный и производственный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|