Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
2. Производственный инструктаж
Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
3. Смена рабочего места (ротация)
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
5. Подготовка
в проектных группах
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач
6.Баскет — метод
В литературе встречаются и другие названия этого метода: «Ин — баскет» или «Ин — трей», соответствующие английским вариантам названий «In-Basket» и «In-Tray» (буквально: «basket»- корзина).
Это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (корреспонденцию, докладные записки, отчеты, факсы, телефонограммы и т.д.), предприняв по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, визиты разных людей, незапланированные встречи, экстренные ситуации и т.п.
В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация является наиболее существенной, и на основе этого анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы (приказы, распоряжения, письма, служебные или докладные записки и пр.) для решения поставленных проблем.
Как правило, в рамках этого метода с деловыми бумагами работают индивидуально, но можно организовать взаимодействие обучающихся, раздав им разные пакеты документов и дав соответствующие инструкции.
Возможности данного метода: он развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.
Преимущества метода: высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач. Баскет-метод позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основе имеющейся информации.
Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте
+ относительная дешевизна места
+ возможность сохранить за сотрудником выполнение служебных обязанностей
+ возможность оперативной проверки достижения результатов
- большая вероятность потери обучающего начала
Методы обучения персонала вне рабочего места
Метод обучения
Характерные особенности метода
1. Чтение лекций
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
2. Программированные курсы обучения
Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
3. Конференции, семинары
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики
Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения. Особенности деловой игры: - это поведенческая коммуникация; - это коллективное взаимодействие; - игра характеризуется сложностью и взаимозависимостью решаемых задач; - предполагает имитацию реальной ситуации; - игра многофункциональна. В зависимости от содержания и целей среди деловых игр выделяют: - ролевые игры - метод обучения, при котором участники игры с помощью проигрывания отдельных ролей в свободной от риска ситуации, обнаруживают свои значимые для организации черты поведения. Здесь выделяют: психодрамы, социодрамы (взаимосвязь людей). - плановые игры - последовательное и поэтапное проигрывание и проработка динамических ситуаций, на основании которых делаются общие выводы по решению комплексной организационной проблемы; - метод конкретной ситуации.
6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей
Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»)
Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений
8.Управленческие игры
Это игровое моделирование, которое предусматривает использование способности человека имитировать поведение других людей в реальных ситуациях конфликта интересов. Управленческие игры – разновидность имитационных игр, их проводят с целью обучения и тренировки, исследования процессов принятия решений вообще и управленческих решений в частности. В основе современного игрового моделирования – игра в шахматы, имитирующий сражение двух армий. Эту игру и ее модификации успешно используют для подготовки и анализа военных операций с середины XVII ст. Проведенная в 1955 г. Мичиганским университетом конференция по военным играм с участием военных и гражданских исследовательских организаций и университетов показала их высокую эффективность. После Второй мировой войны имитационные игры начали использовать в политике, социологии, социальной психологии, истории, в управлении фирмами и регионами. Первую такую игру для практических занятий по принятию решений в управлении фирмой с применением ЭВМ разработали в 1956 г. в Американской ассоциацией управления. Имитационные игры, в частности управленческие, используют в лабораторном экспериментировании, что особенно важно в исследованиях общественных наук, которые лишены натурных экспериментов. Управленческие игры эффективны на всех уровнях – от школ до организаций, их часто практикуют в управлении производством для прогнозирования и анализа принятия управленческого решения. Важным является привлечение к игре лиц, которые непосредственно принимают управленческие решения. С помощью имитационных игр проверяют существующие гипотезы, создают новые. Инструментарий игрового моделирования дает возможность разрабатывать и адаптировать системы искусственного интеллекта.
Преимущества и недостатки обучения вне рабочего места
+ методическая и дидактическая проработка материалов
+ отсутствие давления дефицита времени при отработке навыков
+ возможность обмена опытом между сотрудниками различных организаций или подразделениями одной организации
- относительно высокая стоимость обучения
Деловая игра
Деловые игры — это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.
Деловые игры широко применяются для подготовки ответственных решений в областях управления, экономики, долгосрочного планирования, распределения прав между различными структурными подразделениями организации, — словом, там, где изобилует неопределенность, конфликтность, когда математические методы неприемлемы из-за невозможности формализовать социально-психологические факторы поведения людей, когда решение надо получить быстро, когда опытная проверка дорога.
Деловая игра — это имитация деятельности. Она отличается от мозгового штурма открытой соревновательностью, необходимостью практического результата, волей к победе. Деловая игра в любом коллективе — это не для слабых!
Цели деловых игр:
· всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение. Обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать, как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться,
· не наделать ошибок, действовать эффективно. Оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы.
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры. Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры и подведение итогов.
Подготовка к проведению игры. Задачи, решаемые преподавателем, меняются на разных этапах игры. В период подготовки его основные функции - введение слушателей в игру, в роли, которые им предстоит играть. Важно создание такой атмосферы, в которой всем захочется работать инициативно и творчески. При проведении игры команды могут работать в параллельном режиме или по очереди, можно назначить основную команду и команду-дублера, которая будет выступать при определенных обстоятельствах. Обязательно заранее готовятся необходимые исходные данные, раздаточный материал для каждой команды. Проведение деловой игры. В ходе самой игры преподавателю необходимо наблюдать за ходом игры, поддерживать творческий дух, соревновательную обстановку и обеспечить вовлеченность слушателей в активную работу. Разбор хода деловой игры. Этот этап очень важен. Разбор игры — это общая оценка проведенной работы и оценка действий команд или отдельных участников игры. Времени на анализ игры должно быть выделено столько, чтобы все желающие имели возможность выступить с оценкой собственного вклада, высказать суждения, мнения о действиях своей команды, других команд, дать предложения о возможных изменениях, которые могли бы позитивно сказаться на конечных результатах. Желательно, чтобы все слушатели участвовали в обсуждении. Преподаватель должен отслеживать, чтобы обсуждение велось в доброжелательном стиле, следует избегать общих оценок, неконкретных и излишне резких. Лучше начать разбор игры с оценки со стороны участников и завершить анализом, комментариями и подведением итогов со стороны преподавателя. Важно выяснить, что приобрели участники в результате игры, какие выводы для себя они сделали. Особенно интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.