Тема: Психологический стресс
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Для студентов 1 курса ФП Практическое занятие № 1. Тема: Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости. 1. Многозначность определения понятия «стресс». Взаимосвязь термина «стресс» с другими понятиями, характеризующими эмоциональные состояния: «тревога», «фрустрация», «психическое напряжение» и др. 2. Понятие общего адаптационного синдрома, введённого Г. Селье. «Триада признаков» стресса по Г.Селье, физиологические механизмы возникновения. Эустресс и дистресс в концепции Г. Селье. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс, стресса в дистресс. Наиболее спорные моменты концепции стресса Г. Селье. 3. Современные психологические подходы к изучению стресса: · экологический (В. Касл, П. Варра), · транзактный (Т.Кокс, С. Хобфолл, Л. Лазарус), · регуляторный (Д. Бродбент, А.Б. Леонова; В.И. Медведев). 4. Характеристика основных видов стресса (физиологический, психологический, эмоциональный, информационный, организационный). Психологический подход Л. Лазаруса в понимании психологического и физиологического стресса. 5. Понятие «стрессора». Классификация факторов, вызывающих стресс (микрострессоры, макрострессоры, критические события, хронические стрессоры). Степень подконтрольности стрессора. 6. Понятие стрессоустойчивости личности. Патофизиологические механизмы, лежащие в основе различной стрессорной устойчивости. 7. Социально-психологические ресурсы стрессоустойчивости и возможности ее формирования. Литература: 1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368 с. 4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с. 5. Кокс Т. Стресс. – М.: Медицина, 1981. 6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. – 255 с. 7. Селье Г. Психофизиология стресса. М., 1991. 8. Селье Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1979. — 123 с. 9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с. 10. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
Частично-поисковые задания Привести аргументированные опровержения или подтверждения нижеследующим распространённым представлениям о стрессе. 1) «Только слабые люди страдают от стресс». 2) «Человек не несёт ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в современное время неизбежен, все люди являются его жертвами». 3) «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить человеку реального вреда, поскольку все они существуют только в его воображении». 4) «Все люди реагируют на стресс одинаково». 5) «Человек всегда знает, когда испытывает чрезмерный стресс». 6) «В состоянии чрезмерного стресса, всё, что должен сделать человек, - это сесть и расслабиться».
Практическое занятие № 2. Тема: Формы и динамика развития стрессовых состояний 1. Формы проявления стресса (физиологический, когнитивный, поведенческий, эмоциональный уровень). 2. Фазы развития стресса. 3. Кризисные ранги стресса (ступенчатые изменения проявлений стресса) при чрезмерном нарастании экстремальных воздействий Л.А.Китаев-Смык (Л.А. Китаев-Смык Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.). 4. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействие, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев).
5. Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык). 6. Объективные и субъективные оценки уровня стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса. Литература 1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с. 2. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с. 3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с. 4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с. 5. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с. Практическое занятие № 3. Тема: Психологический стресс 1. Понятие психологического стресса. Теории и модели психологического стресса (Р. Лазарус, С. Хобфолл). 2. Объективные причины возникновения психологического стресса (условия жизни и работы, экономические факторы и др.). 3. Субъективные причины возникновения психологического стресса (личностные особенности, когнитивный диссонанс, невозможность реализации актуальных потребностей и др.). 4. Субъективные факторы, способствующие усилению/уменьшению интенсивности психологического стресса. 5. Эмоциональный и информационный стрессы как разновидность психологического стресса (определение, причины возникновения, особенности). 6. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса. 7. Гендерные особенности развития стрессовых состояний. 8. Стратегии и стили преодоления психологического стресса: · механизмы психологических защит и их классификация; · стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса. · эффективность совладающего со стрессом поведения: кратковременные и долговременные последствия
Заполнить таблицу: «Особенности психологического стресса».
Литература:
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166с. 2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. 3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352. 4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №1. – С.122-133. 5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №2. – С.113-123 6. Габдреева, Г. Ш. Психологическая защита личности в хроничсеких стрессовых ситуациях / Г. Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманит. науки. – 2007. – №1. – С. 84-94 7. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с. 8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с. 9. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита/ Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 176с. 10. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Спб.: Речь, 2001. – 507 с. 11. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. – 2005. – Т.26, №6. – С.35-43 Практическое занятие № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|