Нагрузка на нервную систему
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Самым уязвимым местом пользователя ПК являются не глаза, как принято полагать, а нервы. Например, мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Шум вентиляторов медленно, но верно расшатывает нервы. Если к этому добавить вышеописанные проблемы с глазами и позвоночником, которые тоже нагружают нервную систему, то общая картина получится печальная. Ещё одним фактором, влияющим на нервную систему пользователя ПК, является большой поток информации, который он вынужден воспринимать. Даже геймер или постоянный обитатель чатов прогоняют через себя очень много информации самого разного характера, а что уж говорить о программисте или дизайнере. При устном общении можно пропускать часть информационного потока "мимо ушей", что и делают люди, когда не справляются с объёмом информации. При письменно-визуальном общении при помощи ПК это делать сложнее. Также не стоит забывать мелькание рекламных банеров, музыку из колонок, и прочие "сопутствующие факторы". 2. Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.
- параметры рабочей зоны, позволяющие выполнять необходимые движения и перемещения работающего; - достаточные зрительные, слуховые, физические и другие связи между рабочим оборудованием и людьми, выполняющими общее задание;
- рациональные приемы и методы выполнения рабочих операций, правильный режим труда и отдыха;
- средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов; - необходимое естественное и искусственное освещение; - оптимальный микроклимат рабочей среды. Организация рабочего места должна быть такой, чтобы утомляемость работающих была минимальной. Рабочее место необходимо создавать, учитывая возможность изменения рабочей позы. Положение стоя для человека более естественно, но при длительной работе оно утомительнее положения сидя. Статические нагрузки более утомительны, чем динамические. Поэтому, если необходимо прилагать усилие до 50 Н, рекомендуемая рабочая поза сидя, при условии свыше 100 Н и значительном размахе движения - стоя. Если требуемое усилие находится в пределах 50-100 Н, рабочая поза не влияет на производительность. В целях правильной организации рабочего места необходимо обеспечить оптимальные условия для зрительного восприятия в рабочей зоне. Наиболее важные элементы следует располагать в оптимальной зоне видимости (в пределах 15° от нормальной линии взора). Органы управления должны находиться так, чтобы не было случайных сдвигов и срабатывания. Наиболее важные и часто применяемые органы управления располагаются в зонах наибольшей доступности. Форма их должна быть удобной, без острых углов, а цвет - серым или черным (за исключением тех случаев, когда требуется цветовое кодирование). На рабочих местах используются различные типы рабочих сидений. К сиденьям длительного пользования независимо от назначения предъявляются такие требования: они должны обеспечить правильную и удобную рабочую позу, а также возможность менять ее, нормальное функционирование организма человека без болезненных ощущений. Обивка сидений и спинок должна быть нескользящей, нетоксичной, воздухопроницаемой, влагоотталкивающей, т. е. отвечать гигиеническим требованиям. Конструкция сидений должна позволять регулировать и такие параметры, как угол наклона спинки, при необходимости - возможность вращения сиденья.
В производственных помещениях оптимальные условия труда определяются в основном температурой в сочетании с влажностью и движением воздуха. Оптимальными условиямия вляются температура 20-22 °С, относительная влажность воздуха 30-60%, скорость его движения не выше 0,2 м/с. Для рабочей зоны эти параметры определяются с учетом времени года, категории работ, количества выделяемого в помещении тепла. Главными причинами развития утомляемости и снижения работоспособности человека являются шум и вибрация. Они раздражают органы слуха, вызывают утомляемость человека и могут привести к функциональным изменениям в центральной нервной системе, системе кровообращения и т. д. Различные физические и химические факторы действуют одновременно, при этом их взаимное влияние на человека может усиливаться или ослабляться.
Одним из важных мероприятий по снижению утомляемости является установление правильного режима труда и отдыха. Чередование работы и перерывов для отдыха должно быть обосновано физиологически и психологически. При организации отдыха необходимо учитывать особенности восстановления функционального состояния работающего. Так, если к концу работы утомляемость была значительной, то в первый час отдыха состояние организма не изменится. Восстановление происходит постепенно. Следовательно, организация отдыха должна определяться характером работы, а также условиями быта человека и его склонностями. Например, при сосредоточенной работе с повышенным вниманием рекомендуются частые, но короткие перерывы, так как длительные могут привести к потере ритма. Такие же перерывы необходимыи при длительном монотонном труде, однако в период повышенной работоспособности они должны быть более короткими, а после появления усталости - более продолжительными.
При оборудовании рабочего места невозможно создать оптимальные условия труда без учета требований технической эстетики, которые всегда рассматриваются во взаимосвязи с требованиями эргономики, техники безопасности, научной организации труда и т. д. Требования технической эстетики направлены на достижение целостности и композиционного единства всей среды, выразительности формы, графических решений, гармоничности светового решения, обеспечения единства эстетического и функционально-технического начал. 3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ (персональные электронно-вычислительные машины) и ВДТ (видеодисплейные терминалы) должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации;
Характеристики перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены и группы трудовой деятельности приведены. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы ПЭВМ, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену;
для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения). Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности. Данные приведены в в таблице. Таблица - Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ и ПЭВМ
- для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый; - для II категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы; - для III категории работ - через 1.5 - 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы). В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно - гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки). Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов - до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении
- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ; - устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут; - подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ; - проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него; - осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 - 4 минут; - проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости; - замена комплексов упражнений один раз в 2 - 3 недели. Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизованно с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования: - исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ; - не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ; - не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков; - учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков; двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при соблюдении профилактических
Читайте также: Влияние стиля организации на информационную систему Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|