Организация бухгалтерского учета
Руководитель от университета
ПЛАН
1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета 2. Взаимоотношения с поставщиками и покупателями 3. Взаимоотношения с налоговыми органами 4. Взаимоотношения с банковской системой 5.1. Учет производственных запасов 5.2. Учет затрат на производство 5.3. Учет основных фондов 5.4. Учет готовой продукции и ее реализации 5.5. Учет финансовых операций 5.6. Учет денежных средств и расчетов 5.7. Учет заработной платы 5.8. Бухгалтерская отчетность 6. Финансовое планирование на предприятии
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПРИЯТИЯ
Открытое акционерное общество “Слуцкий хлебозавод” с коллективной формой собственности, именуемое в дальнейшем общество, создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 23 декабря 1996 года №54 путем преобразования государственного предприятия “Слуцкий хлебозавод” в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Минским облисполкомом 31 декабря 1996 года (свидетельство о государственной регистрации – приложение 1), номер государственной регистрации ЕГР № 600154157, и осуществляет свою деятельность на основании устава в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков. Общество вправе от своего имени заключать договоры, соглашения, приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Местонахождение юридического лица: г. Слуцк, ул. Заводская, 3. Общество является коммерческой организацией. Основной целью является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов акционеров. Общество осуществляет следующие виды деятельности: · производство хлеба и хлебобулочных изделий; · производство готового вымешанного теста; · производство сухарей и печенья, производство пирогов и пироженных с продленной сохранностью; · производство какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара; · оптовая и комиссионная торговля; · междугородние перевозки грузов; · внутригородские перевозки грузов. Кроме того, в соответствии с дополнениями к уставу Общества от 30 июня 2000 года № 401 этот перечень дополнен сдачей в наем собственного недвижимого имущества, а лицензируемыми видами деятельности являются: 1. деятельность в области промышленной безопасности; 2. деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц; 3. деятельность по обеспечению пожарной безопасности; 4. розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание. В соответствии с вышеизложенным Общество имеет ряд лицензий на осуществление отдельных видов деятельности (приложения 2,3,4). Общество ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в установленном порядке, предоставляет данные в налоговую инспекцию и несет ответственность за их достоверность.
Отчет о финансово-хозяйственной деятельности Общества представляется налоговой инспекции. В сроки, согласованные с финансовым отделом исполкома, представляется справка о взаимоотношениях с бюджетом.
Прибыль Общества является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности Общества. Прибыль Общества используется на уплату налогов и иных платежей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Прибыль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение и направляется на образование фондов Общества (резервного, накопления, потребления и пр.) и выплату дивидендов акционерам. В обществе создаются высший и исполнительный органы управления. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Первое собрание акционеров было проведено в марте 1998 года, на котором был утвержден устав Общества, регламент и было избрано Правление и Ревизионная комиссия. Исполнительным органом управления является директор. К компетенции общего собрания акционеров относятся: - изменение устава; - изменение уставного фонда; - определение организационной структуры и правил; - определение основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; - принятие других решений в соответствии с уставом. Директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров. Директор: - осуществляет текущее руководство деятельностью общества, обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров; - без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами; - распоряжается имуществом и денежными средствами общества; - заключает все виды хозяйственных договоров, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета; - принимает на работу и увольняет работников; - решает другие вопросы. Уставный фонд общества формируется путем выпуска простых именных акций в форме записей на счетах. Количество выпущенных акций –80720 шт. Номинальная стоимость каждой акции – 105000 рублей. Уставный фонд на день подписания составляет 847560000 рублей. Изменение уставного фонда общества допускается только в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в реестр государственной регистрации. Владение акциями свидетельствуется соответствующими записями в реестре акционеров.
Реестр акционеров является основным документом, подтверждающим право акционеров на владение акциями и использование вытекающей из него прав. В реестр акционеров отражаются сведения общества о размере и структуре его уставного капитала, о выплате дивидендов, о документах подтверждающих совершение сделок с акциями. Порядок ведения реестра акционеров определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг (приложение 5). Количество акций, находящихся у акционера, не ограничиваются. Количество акционеров и размещение среди них ценных бумаг представлено в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Слуцкий хлебозавод” за 1 квартал 2004 года (приложение 6). Контроль за хозяйственной деятельностью общества осуществляет Ревизионная комиссия. Персональный и количественный состав Ревизионной комиссии определяется общим собранием акционеров. Организационная структура предприятия (схема)
Бухгалтерия: - отражает на счетах бухгалтерского учета все осуществленные хозяйственные операции; - предоставление оперативной информации о финансовом состоянии фирмы; - определение направлений и принятие решения о расходовании средств с рублевых и валютных счетов фирмы; - составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и представление ее в соответствующие органы, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Коммерческий отдел: - реализация товаров и материалов с целью исполнения плановых показателей и обеспечение стабильного положения общества на рынке;
- комплексная разработка и внедрение новых товарных схем, с целью повышения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов отдела и общества; - анализ и оценка эффективности проводимой работы и плановое развитие отдела.
Юридический отдел: - обеспечение законности в деятельности предприятия; - активное использование правовых средств для соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнение договорных обязательств, улучшение экономических показателей работы предприятия; - защита имущественных прав и законных интересов предприятия. 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ Поставщики при поставке материалов, сырья прилагают договор, заключенный между заводом и поставщиком. Договор, сопровождающийся пакетом документов в соответствии с законодательством, просматривается, подписывается, визируется, а затем отправляют на подпись руководителю предприятия и главному бухгалтеру. Договор заключается в двух экземплярах: один хранится на предприятии, а другой остается у поставщика. При поставке собственной продукции заказчикам между ними и предприятием также заключается договор аналогичный предыдущему, только со стороны нашего предприятия. Товары (сырье, материалы) поступают на предприятие от поставщиков согласно договорам поставки (приложение 7). В договоре, как правило, должны быть отражены: - предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность); - порядок расчетов и цена товара; - порядок поставки товара; - транспорт; - требования к таре и упаковке; - страхование; - имущественная ответственность сторон; - срок действия договора; - порядок изменения и расторжения договора; - иные условия. В качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель приобретения товара. При заключении договора путем составления одного документа, он, как правило, должен содержать следующие реквизиты: - точное и полное имя (наименование), а также сведения о юридическом адресе сторон договора; - дату заключения договора; - место заключения договора; - надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени. Основными документами на поступление товаров является счет-фактура и платежное требование-поручение с приложением товарно-транспортной накладной (приложение8), а необходимых случаях, и спецификаций. В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчеты между предприятиями производятся: платежными требованиями; платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; инкассовыми распоряжениями; в порядке плановых платежей; зачетов взаимных требований и др.
Формы расчетов с поставщиками и заказчиками, применяемые на ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’: предварительная оплата; оплата с отсрочкой платежа (платежное поручение и платежное требование, платежное требование- поручение); зачет взаимных требований. Платежные требования (приложение9) используется при расчетах посредством инкассо. Это расчетный документ, содержащий требования поставщика плательщику об уплате определенной суммы через банк. При этом акцепт (согласие на оплату) требований может быть только предварительным, за исключением расчетов за сельскохозяйственную продукцию, где акцепт последующий, что определяется договором. На основании отгрузочных документов грузоотправители выписывают платежные требования в трех экземплярах с приложением товарно-транспортных документов и сдают их в учреждение обслуживающего банка. Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты. Плательщик в течение трех рабочих дней имеет право заявить банку отказ от акцепта. Отказ может быть полный или частичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком. При предварительном акцепте требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Отказ от акцепта оформляется заявлением типовой или произвольной формы. Платежное поручение (приложение10) представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия. Платежными поручениями, как правило, оформляются расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение ссуды и процентов по ней, представление займа), предварительная оплата товаров, услуг, если это оговорено договором, авансовые платежи и т.д. Поручения на предварительную оплату, перечисление авансов, оказание временной финансовой помощи принимаются банком только при наличии на счете достаточных для платежей средств. Поручения представляются в банк в трех экземплярах и действительны в течение десяти дней со дня выписки. Платежные требования-поручения (приложение11), выписанные в трех экземплярах, с отгрузочными документами направляются поставщиком непосредственно покупателю, минуя банк поставщика. Получив их, плательщик заполняет вторую часть поручения, дает указание банку о списании с его расчетного счета данной суммы. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа. Зачет взаимных требований (приложение12) осуществляется на основании договора перевода долга, в котором указывается Кредитор, основной Должник и новый Должник, права и обязанности сторон и др.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
Порядок поставки и снятия с налогового учета осуществляется на основании постановления Министерства Финансов РБ № 127 от 31.12.03 г. ‘‘Об утверждении положения об упорядочении документационной обеспеченности ведения государственного реестра налоговых платежей РБ’’. Для постановки на налоговый учет налогоплательщик представляет в городскую государственную налоговую инспекцию следующие документы: В соответствии с действующим законодательством от суммы реализации продукции, работ, услуг, товаров ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ уплачивает установленные налоги и сборы. К ним относят: налог на добавленную стоимость (НДС); отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; отчисления в местный целевой жилищно-инвестиционный фонд и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; подоходный налог; налог с продаж; отчисления в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики; чрезвычайный налог в фонд занятости, объединенный налог в фонд социальной защиты, дорожный фонд; взносы в пенсионный фонд; акцизы; земельный, экологический налоги, транспортный сбор, сбор на осуществление торговли на территории города и др. Для открытия расчетного (текущего) или других счетов в банках ИМНС по месту нахождения предприятия на основании заявления налогоплательщика по форме выдает извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика (приложение13) и справку о включении в государственный реестр налогоплательщиков РБ (приложение14). Налогообложение на предприятии ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ производится по следующим ставкам и в следующие сроки: - подоходный налог (срок уплаты – 20 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом, исходя из размера фонда заработной платы (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - транспортный сбор (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - налог на продажу (не позднее 23 числа месяца, следующего за отчетным месяцем); - налог на прибыль, облагается балансовая прибыль, ставка 15% (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - налог на недвижимость (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным кварталам); - целевой сбор на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка 2,5%, срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - налог на добавленную стоимость, облагаются обороты по реализации товаров, работ, услуг (за исключением освобождаемых от налогообложения), основная ставка - 20 %, кроме того используются ставки 10%, 16,67%, 9,09% и 0% (срок уплаты – 22 число месяца, следующего за отчетным месяцем); - платежи за землю (22 число месяца); - экологический налог (22 число месяца); - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (22 число месяца); - прочие налоги и сборы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога по реализованным в налоговом периоде товарам (работам, услугам) и суммам налоговых вычетов по приобретенным ценностям в данном периоде. Ежемесячно налоговым органам представляется налоговая декларация (расчет) до 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Исчисление всех вышеуказанные налогов и сборов приведено в приложении (приложение15).
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ
Взаимоотношения с банковской системой осуществляются на основе программы Банк-Клиент, согласно которой предприятие поручает, а банк принимает на себя обязательства по открытию счетов предприятия и комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с договором, подписанным между банком и предприятием, и действующим законодательством. Расчеты между предприятиями совершаются путем безналичных перечислений через систему банка. Безналичные расчеты, осуществляемые через банк, являются основной формой расчетов. Проведение расчетно-кассовых операций через банк позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Банк призван контролировать соблюдение лимитов на хозяйственные и операционные расходы, следить за своевременностью расчетов с бюджетом по налогам, за своевременной оплатой счетов платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, наблюдает за возвратом этих ссуд и т.п. В соответствии с законодательством Республики Беларусь предприятия и предприниматели без образования юридического лица обязаны хранить денежные средства на открытых ими в учреждениях банков счетах. На предприятии ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ открыт текущий расчетный счет и текущий банковский счет в иностранной валюте. Причем, для их открытия в банк предоставляется огромный перечень документов. Банк присваивает предприятию номер расчетного счета, на котором хранятся свободные денежные средства и совершаются безналичные расчеты. На расчетный счет поступают денежные средства за реализованную продукцию, работы, услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, займы и прочие поступления. С расчетного счета производится оплата счетов поставщиков за сырье и материалы, погашение задолженности перед бюджетом, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы через систему пластиковых карточек, на хозяйственные и операционные расходы и др. На предприятии учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 ‘‘Расчетный счет’’. По дебету этого счета отражают поступление, а по кредиту — списание денежных средств с расчетного счета. Текущий счет в иностранной валюте открыт для хранения денежных средств, зачисления на него денежных средств, поступающих в пользу Клиента. На каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Банк также обязуется выполнять поручения Клиента о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета и т.д. (договор текущего банковского счета в иностранной валюте – приложение16). Услуги, не относящиеся непосредственно к расчетно-кассовому обслуживанию (кредитование, факторинг, лизинг, овердрафт, инкассация денежной выручки, покупка-продажа ценных бумаг, консалтинг, доверительные операции и т.д.), предоставляются на основе отдельных договоров, заключенных между Банком и Клиентом.. Режим работы счетов, а также очередность проведения платежей по счетам определяется белорусским законодательствам. Банк осуществляет прием и обработку платежей, который устанавливается банком. Информация об изменении режима приема и обработки платежей доводится до сведения предприятия посредством помещения объявления на информационном стенде банка. Платежные инструкции предприятия подлежат исполнению банком в день их представления, если они представлены в банк в соответствии с режимом приема и обработки платежей, установленным банком. В случае преставления платежных инструкций по истечении времени для приема платежных инструкций по истечении времени приема, подлежат исполнению на следующий день. Предприятие вправе использовать денежные средства, поступившие на его счета до получения подтверждающих расчетных документов от банка-отправителя. Ответственность за использование средств, перечисленных не по назначению, несет предприятие. При отсутствии денежных средств на счете платежное поручение на перечисление помещается в картотеку внебалансовому счету ‘‘Расчетные документы, не оплаченные в срок’’. Срочные платежи исполняются по заявлению предприятия или при наличии пометки о срочности на платежном поручении, по усмотрению банка в случае наличия у него в течение дня достаточного количества ресурсов. Информация по операциям, проведенным по счетам за день, выдается в виде выписок на бумажном носителе с приложением подтверждающих расчетных документов, поступивших от банка отправителя на момент выдачи выписки, не позднее следующего рабочего дня. Выписки по счетам считаются подтвержденными, если предприятие не представит свои замечания в письменном виде в течение 10 дней с даты выписки (выписка банка – приложение17). Выдача предприятию наличных денег производится на основе кассовой заявки на цели. Заявка, оформленная не позднее 12.00 текущего рабочего дня, исполнятся на следующий день при наличии наличных денежных средств у банка. Предприятие самостоятельно начисляет и перечисляет пеню по неоплаченным в срок расчетным документам. Суммы, ошибочно перечисленные предприятию по вине плательщика, возвращаются плательщику с письменного согласия предприятия. Суммы, ошибочно зачисленные предприятию по вине банка плательщика и установленные банком, списываются без согласия предприятия мемориальным ордером. Предприятие обязано не позднее банковских дней зачисления на счет информировать банк обо всех неправильно зачисленных, не принадлежащих ему суммах. При наличии претензий расчетному счету предприятия действие ранее выданных разрешений на использование поступающей в его кассу денежной выручки приостанавливается до полного расчета по первым трем группам очередности платежей. Предприятие оплачивает услуги банка по осуществлению операций с денежными средствами, находящимися на его счете, согласно действующим в банке тарифам. Оплата услуг производится предприятием или списывается в безакцептном порядке со счета по мере оказания услуг или ежемесячно по итогам месяца по усмотрению банка. ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ вступает в кредитные отношения с обслуживающим банком, беря при необходимости кредит. Порядок получения кредита следующий: предприятие подает в обслуживающее отделение банка кредитную заявку на открытие кредитной линии (приложение18) и прикладывает сопутствующие документы – опись имущества, передаваемого в залог (приложение19). В соответствии с этими документами составляется кредитный договор (приложение20) и договор о залоге товаров в обороте (приложение21), которые подписываются как кредитодателем, так и кредитополучателем. В кредитном договоре определяются сроки и порядок предоставления и погашения кредита, проценты за пользование кредитом и порядок их уплаты, права и обязанности сторон, их ответственность, срок действия договора, порядок разрешения споров и прочие условия.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5.1. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
На предприятиях применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей, используемых в процессе производства по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе, другие — изменяют только свою форму, третьи — входят в изделия без каких-либо внешних изменений, четвертые — только способствуют изготовлению изделий, не включаясь в их массу или химический состав. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, топлива, запасных частей, тары и других ценностей предназначен активный синтетический счет 10 ‘‘Материалы’’ с соответствующими субсчетами: · сырье и материалы (субсчет 1); · покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (субсчет 2); · топливо (субсчет 3); · тара и тарные материалы (субсчет 4); · запасные части (субсчет 5); · инвентарь и хоз. принадлежности (субсчет 9); · спец. оснастка и спец. одежда (субсчет 10). По дебиту этих счетов отражаются остатки ценностей на начало и конец отчетного периода и их поступление, а по кредиту – расход (выбытие). Указанные ценности на этих счетах на ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ учитываются по фактической себестоимости. На предприятие материальные ценности поступают от поставщиков на основании заключенных договоров поставки, от подотчетных лиц, от ликвидации основных средств и МБП. От поставщиков груз поступает со следующими товаросопроводительными документами: 1. выписывается ТТН-1 (приложение8) в четырех экземплярах: покупателю для оприходования материалов взамен приходного ордера; поставщику для списания ценностей; водителям автотранспорта для начисления заработной платы; автопредприятию для предъявления документов в банк на оплату услуг. 2. типовая накладная ТН-2 является также бланком строгой отчетности и используется для приемки и отпуска грузов, если их перемещение осуществляется без участия автотранспорта. Она заполняется в двух экземплярах: один — грузоотправителю, другой — грузополучателю. Поступившие ценности приходуются по массе, количеству. Если они приходуются в одной единице, а отпускаются в другой, то в документах учет производится в двух единицах (например, топливо). Для учета расчетов с поставщиками материалов используют журнал-ордер 6. Он ведется по кредиту счета 60 ‘‘Расчеты с поставщиками и подрядчиками’’ в корреспонденции с дебетом счетов 07,08,10,18/1,20,23,25,63 и др. Журнал-ордер 6 ведется по каждому счету поставщика. На основании выписок банка в журнале-ордере 6 делают отметки об оплате, после этого подсчитывают итоги, выводят сальдо, а на обороте заполняют ‘‘Сводно-контрольные данные по счету 60’’. Выведенное сальдо по счету 60 должно равняться остатку по этому счету в Главной книге. В целях эксплуатации транспортных средств необходимы топливно-смазочные материалы (дизельное топливо, бензин и т.д.). На субсчете ‘‘Топливо’’ счета 10 ‘‘Материалы’’ учитывается наличие и движение всех топливно-смазочных материалов, имеющихся на предприятия. ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ приобретает топливно-смазочные материалы на АЗС, используя при этом электронные карты. Предприятие в соответствии с заключенным договором обеспечивает их предварительную оплату, а автозаправочное предприятие – отпуск в счет ранее перечисленных денежных средств. По окончании месяца автозаправочное предприятие представляет предприятию-потребителю документ, в котором указывает количество и стоимость отпущенных в течение месяца ТМ, а также остаток денежных средств (справка с АЗС – приложение22). По данным путевых листов (приложение23) на протяжении месяца ведутся накопительные карточки учета расхода топлива по отдельным автомобилям и материально-ответственным лицам. В конце месяца делаются замеры остатков топлива в баках транспортных средств, которые оформляются актом. Затем по данным карточек учета расхода топлива в конце месяца определяется стоимость ТСМ, фактически израсходованных при эксплуатации транспортных средств. При этом определяется расход топлива по норме, который сравнивается с фактическим расходом. И выводится экономия или перерасход. Учет материалов на складах осуществляется материально ответственными лицами в карточках складского учета по форме М-12. Учет в них осуществляется только по количеству. Все приходные и расходные документы поступают в бухгалтерию, где составляют ведомости прихода и расхода на компьютере (накопительная ведомость типовой формы М-43). В бухгалтерии предприятия осуществляется учет движения материалов в суммарном выражении в ведомости движения материальных ценностей по каждому поставщику и подотчетному лицу (приложение24). В них указывается наименование материала (сырья), его код, единицы измерения. В обязательном порядке в ведомостях отражается сальдо на начало месяца, приход за месяц, расход материалов (сырья) за месяц и сальдо на конец отчетного периода. В конце подводят итог по складу. Ведомости составляются в разрезе каждого поставщика и подотчетного лица, где указываются остатки на первое число по каждому счету. Внутри предприятия при приходе и расходе материалов материально-ответственное лицо каждого цеха оформляет материальный отчет о поступлении и расходовании сырья. Данный материальный отчет идет в бухгалтерию, где бухгалтер составляет ведомость учета (движения) остатков материалов на складе. Отпуск материалов в производство производится по массе, объему в соответствии с установленными нормами на заданный объем работ. Строго определен круг лиц, получающих со склада материальные ценности актами списания материалов израсходованных на выполнение работ. Первичными документами на отпуск ценностей со склада являются: накладные требования на отпуск, акты требования на замену, комплектовочные ведомости и др. В связи со значительным ростом цен на производственные запасы периодически по решению правительства производится их переоценка. Порядок переоценки ценностей, относящихся к средствам в обороте и учета ее результатов, регулируется Министерством финансов Республики Беларусь.
5.2. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
Согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отраслевым методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию учет производственных расходов должен вестись по экономическим элементам и статьям калькулирования. Группировка затрат по указанным признакам на предприятии ОАО ‘‘Слуцкий хлебозавод’’ обеспечивается сначала на счетах 20, 23, 25, 26. Затем в журнале затраты перегруппировываются по элементам и статьям калькуляции. Группировка затрат по экономическим элементам: 1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 2) расходы на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация основных фондов; 5) прочие затраты. Группировка затрат по статьям калькуляции: 1) сырье и материалы; 2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты; 3) возвратные отходы (вычитаются); 4) заработная плата производственных рабочих; 5) отчисления в бюджет от средств на оплату труда; 6) износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы 7) общехозяйственные расходы; 8) прочие производственные расходы. Все названные статьи затрат составляют производственную себестоимость продукции. Приведенная группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции дает возможность формировать в учете информацию о затратах на производство по предприятию в целом — по экономическим элементам. Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты – предварительной или последующей. Включение в себестоимость продукции (работ и услуг) командировочных и представительских расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, на проведение обязательной аудиторской проверки, на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях производятся в пределах норм, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Фактические расходы сверх установленных норм относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К затратам, отражаемым в составе прибылей и убытков, относятся: - потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; - убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; - присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды экономических санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; - убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году и др. Для целей калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг на каждый вид продукции, работ, услуг ежемесячно открывается ведомость сводного учета затрат за месяц. Издержки предприятия возмещаются из стоимости услуг, их снижение, является важным источником повышения рентабельности производства. 5.3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с законом ‘‘О бухгалтерском учете и отчетности’’ основные средства в учете оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. В текущем учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости, а подвергшиеся переоценке — по восстановительной, в балансе их показывают по остаточной стоимости. Для синтетического учета основных средств предназначен активный счет 01 ‘‘Основные средства’’, на нем отражается движение основных средств предприятия. Основные средства поступают на предприятие в результате: капитальных вложений; приобретения за плату у других предприятий и лиц; получения от других предприятий и лиц безвозмездно; оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации и др. Поступающие основные средства оформляются документально и приходуются. На принятые в эксплуатацию объекты составляется ‘‘Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств’’ (форма ОС-1). В нем отражают характеристику объекта, год выпуска, дату ввода в эксплуатацию, результаты испытания, заключение комиссии. Акт составляется на каждый объект, кроме однотипных, поступающих в о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|