По дисциплине «История политических и правовых учений»
Тема семинара: Политические и правовые учение в Древнем Мире. Задание 1. Принимая за истину идеи первого мыслителя античности Демокрита, сформулируйте концепцию отрицания божественного происхождения законов. Докажите, что законы имеют естественный, причинно- обусловленный характер. Хоть они и порождены человеческим разумом, но являются производными от природы, естественного порядка вещей. И более того, ваша теория должна быть современной для нашего настоящего. Опираясь на постулаты своей теории, докажите ошибочность позиции ваших оппонентов:
Задание 2 Политико-правовая мысль Древнего Востока и Древней Греции имеют тождественные источники – религиозно-мифологические представления о порядке, цели и законы жизни. Вместе с тем:
Задание 3 Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны для правовой теории Цицерона. Сущностным качеством права им признается справедливость – как изначальное, неизменное и неотчуждаемое. Вместе с тем:
Задание 4 Греческий историк Полибий, обосновывая свою теорию возникновения и развития государства, утверждал, что на отношениях людей в обществе существенно влияет форма государства. Вместе с тем:
Тема семинара: Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации.
Задание 1 Этьен Кабе. «Человек самой природой предназначен для жизни в обществе. Братство, доброта, любовь – главные «инстинкты» человека. Главная же причина всех несчастий человека – невежество. Именно оно привело к угнетению сильными более слабых даже в первобытном обществе. Но вместе с тем природа дала человеку и разум как средство избавления от всех зол. Разум приводит людей к необходимости объединения в целях самозащиты, к созданию общества, которое должно гарантировать «естественное равенство, устанавливая равенство социальное». Вместе с тем:
Задание 2 Определите сильные и слабые стороны следующих суждений 4.1 Никколо Макиавелли. «Какова власть судьбы над делами людей? Макиавелли против утверждения, что всем в мире правит судьба и Бог: «Судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Судьба(fortuna) всесильна там, где ей препятствием не служит доблесть, воля(virtu)».
4.2 Марсилий Падуанский. «Для всякого государства наиболее желательно спокойствие, наиболее вредно – раздоры. Основная причина последних – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства… Они преодолимы, если церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Религия – частное дело каждого. Церковь должна быть отделена от государстваи подчинена светской политической власти».
4.3 Жан Кальвин. «Право на сопротивление тирании признавал только за органами власти, церковью и представительными учреждениями. Лишь когда исчерпаны все легальные формы сопротивления, он допускал неповиновение тирану и его свержение. Самой худшей формой правления для него была демократия. Предпочтение отдавал аристократической или ее сочетанию с демократической организацией управления государством. Проповедовал набожность, доброчестность, трудолюбие, верность слову, покорность власти».
Тема семинара: Политические и правовые учения европейского Просвещения в XVII – XVIII вв. Задание 1 Ж.-Ж Руссо. «…я бы хотел, чтобы никто в Государстве не мог ставить себя выше Закона и чтобы никто извне не мог навязать никакого закона, который обязано было бы признать Государство. Ибо, каково бы ни было устройство Правления, если при нем найдется хоть один-единственный человек, который не будет подчинен Закону, то все остальные неизбежно окажутся во власти этого последнего; и если налицо один правитель, принадлежащий данному народу, а другой – чуждый ему, то как бы ни разделили они между собою власть, невозможно, чтобы и тому и другому оказывали должное повиновение, и чтобы государство было управляемо должным образом»]. Вместе с тем:
Задание 2 Д. Дидро. «… считал, что люди по своей природе свободны и никто не может отменить эту свободу. Исходя из того, что государственная власть основана на воле народа, то только народ и только его воля является источником учредительной власти, а государству люди лишь частично передают свою естественную независимость и исключительно с целью обеспечения своих интересов [3, С. 416]. Именно это, по усмотрению Дидро, и породило понимание основной цели государства – обеспечение неотъемлемых прав граждан и признание незаконности абсолютной власти государства» [4, С. 13-14]. Вместе с тем:
Задание 3 П. Гольбах. « Человек, …полностью подчинен законам природы. Все, что он делает для изменения своего существа, есть лишь длинная цепь причин и следствий, представляющая собой развитие полученных от природы первичных импульсов. …Отсюда и общественная жизнь должна строиться в соответствии с естественными законами. Человеку присущи естественные права, реализация которых является основным условием человеческого счастья. Но естественные законы одновременно являются и законами Разума: именно Разум дает человеку законы, которые называют естественными, поскольку они определены нашей природой. Человек, по его мнению, всегда существовал в обществе. … договор в его понимании предстает принципом оценки того, насколько то или иное общество соответствует природе» [1, С. 100-101]. Вместе с тем:
Задание 4 Ш. Монтескье. «Изучение людей привело Монтескье к выводу, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Существуют некие общие начала, и частные случаи подчиняются им, а история каждого народа вытекает из них как следствие; всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона. «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы...» [5, С. 289]. Вместе с тем:
Тема семинара: Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. Задание 1. Немецкий правовед Герман Канторович утверждал, что социологический подход к изучению права нуждается в признании как формального нормативного, так и «свободного» права. Согласно представлениям Канторовича, социология права – это теоретическая дисциплина, изучающая социальную действительность посредством обобщения в перспективе правовых целей. В этом контексте социология права противостоит догматической юриспруденции, изучающей правовые нормы в содержательном аспекте. Социология права не касается содержания норм: она рассматривает цели права сквозь призму ценностного подхода. Правовые нормы выступают для него в качестве социально полезных целей, служащих мерилом при оценке субъективных интересов. Вместе с тем:
Задание 2. Г. Моска. «Богатство и военная доблесть без труда поддерживаются в определенных семьях моральной традицией и наследованием. Годность для получения важного поста – привычка к нему, в определенной степени способность занимать его… – все это гораздо проще достигается тем, кто привычен к этому с детства». Вместе с тем:
Задание3 В. Парето. «Нравится это некоторым теоретикам или нет, фактически человеческое общество неоднородно; люди различны физически, морально и интеллектуально…Итак, мы имеем две страты населения, а именно: 1) низшая страта, неэлита, относительно которой мы пока не выясняем, какую роль она может играть в управлении; 2) высшая страта, элита, делящаяся на две части: (а) правящая элита; (б) неуправляющая элита»]. Вместе с тем:
Задание 4 Определите сильные и слабые стороны следующих суждений
4.1 Судьи, по мнению Р. Штаммлера, должны применять правовые нормы без предварительной оценки этих норм на соответствие праведливости: «Методический ход доказательств в вопросе о том, обладает ли известное правовое решение в данном положении свойством справедливости, не имеет совершенно ничего общегос вопросом, должен ли судья и стороны применять, или оставить без внимания это решение».
4.2 Г. Еллинек. «При всех обстоятельствах veto является единственным сильным оружием, которое может быть дано в руки меньшинству; даже открытым сопротивлением оно может достигнуть лишь отрицательных результатов. Даже там, где высшая решающая власть принадлежит не парламенту, а монарху, – его воля не может ничего изменить в постановлениях большинства палаты; она может препятствовать решениям, но не может созидать. А так как с каждым правом связана сила, то и подобное право veto можно использовать как средство с целью добиться от большинства положительных уступок»].
4.3 Е. Эрлих писал, что «свободное нахождение права не означает свободу судей от закона», однако утверждал, что задача судей и юристов не в том, чтобы логически выводить решения отдельных случаев из распоряжений закона. В правосудии решающая роль принадлежит не «мертвым параграфам закона», а свободному слову квалифицированных юристов. Этому слову решающая роль должна принадлежать и в законотворчестве, так как «право юристов» всегда складывается до принятия закона (откуда же иначе взяться жизненному закону – конечно, не из надуманного творчества депутатов парламента)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории права, государства и судебной власти Вопросы для зачета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|