Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хронометраж пленэра на фоне альпиниады 6 глава




Пилюли, микстуры, облатки?!

От горя нас спальные лечат мешки,

Походные наши палатки!..

 

…Не пошла печать в этот раз! И задуманный цвет не сумел намешать, и печатная форма начала деформироваться и расползаться уже на шестом оттиске. Но я ж козёл упрямый!

Зажав сопли в кулак, проявив феноменальное самообладание, несгибаемую волю к победе, высочайшее профессиональное мастерство и поразительную целеустремлённость, я полтора десятка листов драгоценной импортной эстампной бумаги всё-таки испортил…

 

…Каждый раз, как по радио отзвучат последние известия, заходят коллеги обсудить услышанное. Похоже, советская империя трещит по швам. Заканчивается великая страна! Страшная… прекрасная… несчастная. Что будет с ней? Что будет с нами?..

 

…Пропустил из-за печати обед, и на ужин не пошёл. Лечу голоданием плохое самочувствие и дурное настроение. Конечно, лучше бы лечиться хорошим застольем. Да где ж его взять-то?

Вдруг появился Меньшиков, и позвал встречать старый новый год… Следом Димура, Куценко, Белоусов и Заводнов ввалились – зовут за стол. Ну, надо же!

Слава челюскинскому братству – содружеству высоких параллелей! Мне без него нельзя! Спасибо вам, друзья, за то, что вы друзья на самом деле!..

 

…Поздним морозным вечером на пороге возник заиндевелый краснодарский художник Игорь Ведерников с коньяком и шампанским. Никаким политикам и экономистам, никаким демократам или коммунистам, никаким перестройкам нас не победить!..

 

…К полудню закончил переводить рисунок с кальки на картон. Рисунок очень сложный, густой и мелкий. Всё это предстоит выгравировать несколько раз – по цветам.

Тяжко заниматься цветным эстампом, мучительно наше удовольствие...

 

…Мороз за 30! В здании вдруг появился роскошный серебристый кот гигантских размеров, очень пушистый. Он ласков, но независим, ходит неспешно по всем жилым комнатам, кабинетам и мастерским, трётся об ноги и громко мурлычет. Как он возник, откуда взялся – никто не знает.

После ужина Заводнов объявил чрезвычайное положение – получена телефонограмма о том, что ночью ожидается мороз 50 градусов. На складе взяли запасные одеяла, занавесили все окна и двери. Выходить на улицу запрещено. Михаил Иванович лично замкнул и опечатал входную дверь…

 

…В день рождения Володи Белоусова куролесили всю ночь. Данила Меньшиков красиво играл на флейте. За окном гудела пурга. Сосны качались и к нам стучались. На замёрзших стёклах ледяные узоры. Утром сквозь них солнце заискрилось. В ледяных узорах на стёклах мерещатся ажурные кружева женского белья…

…Одновременно смотрю на печатную форму второго цвета и на эскиз…на печатную форму первого цвета и на оттиск…и прихожу к выводу, что запачканная краской доска первого цвета потрясающе красива. Великолепна! Она лучше эскиза и оттиска. В ней есть настроение, пространство, ритм, пластика, тон, цвет, всё-всё! Попробую повторить её гравировкой. Да ведь не удастся. Не получится! В том и сволочизм, что вижу, чувствую и понимаю больше, чем способен донести до зрителя…

Печатная форма стоит на полу, прислонённая к стене под настольной лампой. Падающая тень работает на общую выразительность этой сложной и прекрасной пространственной композиции. Сквозные прорывы в картоне, остающиеся при печати чисто белыми, мерцают сложной таинственной тенью. А полный свет, тон и полутон, в разных местах изменяют свою напряжённость, при изменении ракурса меняются между собой местами. И возникает красота, превосходящая эскиз и оттиск. И становятся понятны художники, экспонирующие предметы реальной жизни – они несравненно прекраснее того, что можно изобразительно сделать по их поводу. Реальность мира бесконечно сложна, и замечательно прекрасна!..

 

…К вечеру две гравюры закончил. Очень доволен тем, что получилось. Хотя есть сомнения. Появились кое-какие идеи, надо их опробовать. Но уже не в этот раз, скоро разъезжаемся по домам. Утешаюсь словами Рериха: «Не огорчайся, если не сделаешь всё. Помни, что мы ещё люди»…

 

…Радио рассказывает о выставке художников-инвалидов. Один, парализованный, рисует левой ногой – только она у него подвижна. Несколько человек работают, зажав кисть в зубах…Произведения у них солнечные, весёлые, оптимистичные.

Надо работать бодро и жить радостно. Жизнь радостна! Не нужно её отравлять мрачными размышлизмами над жизненными идиотизмами. Нужно просто жить, работать и этому радоваться!..

 

…Наша нынешняя работа на «Челюхе» заканчивается. Скоро отчётная выставка и прощальный банкет. С Заводновым и Меньшиковым в большущем дюралевом бидоне поставили созревать брагу…

 

И будет вечно длиться смех

За праздничным столом,

Кружить листва,

И падать снег,

И время течь вином!

 

 

Камешки на ладони

 

Как уместить на одном листе

Жилу живую, чтоб не отворять,

Веру слепую, чтоб не предавать

Странника в небе налегке?

 

А. Слуцкий

 

«…Ох уж эти начальственные требования от нашего искусства социальной значимости, обязательной политической актуальности! И, как естественное следствие, презрительное, с прищуром идеологической подозрительности, неприятие так называемого «мелкотемья». Что за глупость?! Неужели «Роза в стакане» Врубеля – мелкотемье?! Если уж укорять художников, так отсутствием образности, проникновенности, искренности – профессионализма! Но эти оценочные категории словно неведомы нашим критикам – дальше опознания темы и осознания сюжета их восприятие искусства не продвигается…»

Это я в своём дневнике в социалистические времена записал. Казалось, что плохо живём, что несвободны. Не понимали своего счастья, не ценили того, что имели. А мы были тогда востребованы Отечеством! В обществе уважали творцов, руководство страны ценило и поддерживало искусство. Осуществлялось его государственное финансирование. В стране существовала идеология, и деятели искусства являлись её проводниками. Проводилось множество выставок, было изобилие заказов, действовал государственный план монументальной пропаганды. Проводилась огромная просветительская и культурно-шефская работа. А теперь искусство в стране брошено на произвол судьбы, художники обречены на прозябание, на трудное выживание. А выживает всегда не тот, кто лучше, а самый хитрый, подлый и беспринципный…

 

…Есть истинные, настоящие художники – их немного. Больше таких, которые только ведут себя так, что окружающие считают их художниками. А ещё больше таких, кто лишь сам себя воспринимает художником – без всякого на то основания …

 

…В каждом конкретном времени существует мнение власти и господствующее общественное мнение. А ещё есть частное мнение художника, в это время, в этом обществе, при этой власти живущего и работающего. И часто, по прошествии времени, частное мнение художника оказывается истинно справедливым и единственно верным.

Любите своих художников, современники, берегите и помогайте им – возможно, они светочи вашего будущего, вместе с ними потомки и вас вспомнят…

 

…Увлечённость, благородство и бедность – образ жизни истинного художника во все времена. А уж в эпоху политических, экономических и социальных перемен – тем более…

 

…Настоящий художник не может быть удовлетворён сделанным, ведь он стремится к идеалу, а идеал недостижим…

 

…Ничего, кроме недоумения, не вызывает стремление некоторых коллег любым способом победить в наших смешных карманных конкурсах; лишь удивление и сочувствие рождает высокомерная гордость неожиданных обладателей незаслуженных наград и званий…

 

…Академический диплом отнюдь не гарант от лени, безволия и равнодушия, от духовной пустоты и скуки, которые, даже при наличии в произведении всех компонентов художнического ремесла, остро чувствуют и коллеги, и зрители…

 

…Творческий успех невозможно заранее просчитать и организовать, он возникает спонтанно. Но! Любая случайность является следствием совпадения ряда закономерностей – творческий успех всегда приходит к достойным, талантливым. Но он далеко не всегда влечёт за собой коммерческий успех.

Коммерческий успех специально заранее прогнозируется и организуется, он следствие совсем иных способностей…

 

…Натурализм в искусстве – плохо. Эстетизм – ещё хуже. Но это категории искусства.

А есть увлечённые, но эстетически неразвитые, неумные, самовлюблённые и абсолютно уверенные в своей гениальности бездари – при абсолютной профессионально-художественной беспомощности ещё и с полной неспособностью к объективному самоанализу и самокритике. Вот это безобразно, отвратительно и, в связи с искусством, даже не упоминаемо!..

 

…Обидно, досадно и горько, когда мощно начавшийся художник затухает и исчезает с выставок. Значит, несовершенен его талант, ибо главной, основной, самой важной, значительной и необходимой составляющей художественной одарённости является самоотверженная увлечённость, которая и позволяет побеждать неблагоприятные жизненные обстоятельства…

 

…Художнику для достижения успеха в искусстве необходима работоспособность, вера в успех и терпение. И доброжелательная поддержка семьи, умение родных надеяться, верить и ждать. Семья не может быть индифферентной – она или помогает художнику в творчестве, или мешает.

Истинному художнику лучше не иметь семьи, чтобы не мучить любимых…

 

…Капля по капле камень точит… под лежачий камень вода не течёт… упорство и труд всё перетрут… стучи и тебе откроют… не останавливайся – дорогу осилит идущий!..

Избрав жизненную философию, найдя в искусстве свою тему, утвердившись в творческой манере и обретя свой стиль, художник должен работать непрерывно и, при каждой возможности, экспонировать созданные произведения. Ибо это рождает уверенность.

Больше уверенности – больше энергии созидания – больше идей – больше произведений – выше художественный уровень – больше известности – больше выставок – больше уверенности – больше энергии созидания. По восходящей спирали – всё выше…

И количество обязательно перейдёт в качество. Не только непосредственно – изобразительное, но и опосредованно – созидательное качество ситуаций и событий, в которых пребывает художник, решивший очаровать и покорить зрителя. Если художник уверен в себе, в него поверит весь мир.

Безвестность – зрительское равнодушие – недоумение – насмешка – раздражение – заинтересованность – уважение – восхищение – известность – слава! Вот путь настоящего художника во все времена.

Но нет гарантии материального благополучия…

 

…Чем выше цель устремлённости, тем, даже в случае неудачи, выше достигнутый результат. А трудности в процессе… это неизбежные накладные расходы на увлечённость и самобытность.

На рыночной площади, где топчется толпа – ты один из тысяч. А на крутой тропе ты из тысяч – один…

 

…Каждый день должен быть шагом вперёд, вверх. Иначе остановка. Значит – отставание…

 

…Снаряды падают всё ближе – то один, то другой ровесник получает почётное звание. Стареем…

 

…Сбрось бремя неуверенности и кончится время неудач!..

 

...Произведение искусства – конгломерат пространства, времени и чувств художника, рождённых из его мечты, знаний и жизненного опыта …

 

…Быть художником трудно. Женщине быть художником неимоверно трудно. Если женщина – активный художник, постоянный участник крупных выставок, да ещё заботливая и любящая жена и мать, она достойна восхищения…

 

…Не нужно профессиональную беспомощность художника принимать за оригинальность. Даже самая тощая корова вовсе не антилопа…

 

…Становись художником только в том случае, если не можешь не быть художником…

 

…Художника критикует всякий – любой… никакой…

 

…Истинный художник учит не лекциями, а выставками своих произведений…

 

…Художник без выставок – просто ремесленник…

 

…Истинный художник всегда одинок…

 

…Истинный художник не может быть счастлив…

 

…Писать на заказ выгоднее, но просто для себя – честнее…

 

…Самые известные художники – не самые лучшие…

 

…Знаменитый – не значит великий…

 

…Самомнение обратно пропорционально одарённости…

 

…Итог жизни не в годах, а в делах. Важно ни сколько прожил, а сколько сделал…

 

…Яркость не синоним красоты…

 

…Самоуверенность и наглость не признак гениальности…

 

…Вступление в творческий Союз не делает художника талантливее…

 

…Есть люди, которые любят, дружат, дарят, учат – только для себя…

 

…Кто не видит красоты, не чувствует гармонии, не помнит добра, не мечтает о справедливости, не пытается достичь совершенства, не ведает сомнений – не может стать художником…

 

…Кто нагл, хитёр, изворотлив и беспринципен – в наше время добьётся всего…

 

…Слабость недоверчива, злопамятна и мстительна. Глупость жестокосердна и безжалостна. Бездарность самолюбива, завистлива и агрессивна. Сильные, умные и талантливые всегда добры…

 

…Ни аккуратность и тщательность, ни небрежность и неряшливость – вовсе не есть мастерство…

 

…Однообразие не есть стиль…

 

…В искусстве ценится не то, что как у всех, а то, что отличает художника от всех. Настоящий художник обязательно самобытен и уникален…

 

…Нет искусства современного и несовременного. Есть искусство и неискусство. Искусство всегда современно…

 

…Не отказывайся от возможностей, которые дарит судьба. Не бойся риска и ответственности, верь в себя, в свои силы, в свой успех. И хватит сил, и успех придёт…

 

…Не сомневайся, не бойся, не ленись, не сдавайся, не отвлекайся, не останавливайся, упорно иди к намеченной цели. Если уже не можешь идти – ползи…

 

…Искусство ревниво и требует от художника абсолютной верности, не позволяет отвлекаться ни на что. Хороший художник – плохой семьянин…

 

…Талантливый человек это аномалия, отклонение от нормы – он, как больной, нуждается в помощи и заботе...

 

…Тяжёлая доля быть женой художника – жертвенная. Выдерживают лучшие, избранные Богом…

 

…Чтобы не быть смешным, не воспринимай себя слишком серьёзно…

 

…Мы не бездарны, не глупы... И могли бы? Пожалуй... Но не судьба. Или не время. Или не та страна…

 

…Задача художника – не наивная фиксация примитивной суммы нелепых жизненных случайностей, а создание ёмкой, точной, гармоничной пластической формулы жизни…

 

…У многих людей, при полных карманах, в душе пустота. У большинства художников наоборот…

 

…Жизнь трудна, непредсказуема и скоротечна. Не нужно её искусственно усложнять и укорачивать…

 

…Почётное звание не делает художника ни талантливее, ни известнее, ни востребованнее…

 

…Искусство требует сосредоточенности и концентрации – уединения...

 

…Есть тема – это политика. Есть художественность раскрытия темы – это искусство...

 

…Испытав восторг от природной красоты, художник должен в зрителе вызвать аналогичный восторг своим произведением, созданным по поводу природной красоты…

…Отношение к личности художника влияет на восприятие его произведений. Оценивая творчество коллег, художники редко бывают объективны. Ещё реже объективно оценивается собственное творчество…

 

…Каждому художнику нужны зрители. Зрителям нужен не каждый художник…

 

…Важнейшие женские качества: кроткий нрав, доброжелательность и оптимизм…

 

…Идеал недостижим. Но стремиться к нему необходимо…

 

…Фотограф отображает мир таким, каков он есть. Художник изображает мир таким, каким он должен быть. Или, каким не должен быть никогда…

 

…Красотой воспринимается то, что общепризнанно, понятно и привычно. Эта красота точно укладывается в эталон традиционной эстетики. Новая, непривычная красота кажется неэстетичной и даже неэтичной. Она не воспринимается и отвергается с негодованием. Но постепенно становится привычной и, раздвинув рамки былого эстетического эталона, оказывается общепризнанной красотой. Трудно убедить общество в эстетичности новой красоты. Но, привыкнув, общество восторгается ею…

 

…Новизну в искусстве нельзя создать волевым усилием. Новизна не может быть достигнута одним рывком. Она рождается из продолжительной, самоуглублённой, увлечённой работоспособности, из ошибок, случайностей, сомнений и озарений, из постоянного самоанализа…

 

…Лучшая помощь художнику – не мешать ему…

 

…Работая, не думай о худсовете, выставкоме, заказчике. Работай для собственного удовольствия и развития. Ориентируйся не на привычную, ожидаемую красоту – внешнюю, а на красоту новую – внутреннюю, пока ещё едва ощущаемую, ещё не осознанную, ещё только возникающую. Работай с опережением, думай вперёд…

 

…Стремись к высокой цели. Даже не достигнув её, поднимешься выше многих…

 

…Из всего, что может случиться с художником, самое смешное – мания величия…

 

…Дилетант увлечённо, тщательно, неумело, бездумно фиксирует подробности окружающей реальности. Художник проводит жёсткий отбор выразительных деталей и создаёт художественный образ, фиксируя в нём прочувствованность реальности. Художник изображает не предметы и явления, что видят все, а то неясное, волнующее нечто, что связывает с этими предметами и явлениями мысли и чувства людей…

 

…Художественная одарённость очень обременительна…

 

...Жена, дети, внуки – лучшее, что может быть в жизни художника…

 

…Не суди о других по себе…

 

…Глупые и ленивые способны лишь на отрицание, они могут только отвергать...

 

…Конечно, право на неприятие произведения искусства неоспоримо. Но нужно думать и чувствовать добрее, стараться понять и принять, хотя это много труднее…

 

…Истинный художник всегда немного сумасшедший…

 

…Чисто там, где грязь не любят, где любят чистоту, где действительно хотят, чтобы было чисто…

 

…Тому, кто связан с вечностью, в повседневности всегда очень некогда…

 

…Нет будущего у страны, в которой национальная идея отсутствует, идеология уничтожена, творцы унижены, искусство не востребовано, духовность отвергнута, мораль и нравственность растоптаны…

 

…Было много плохого, но хорошего гораздо больше. Сейчас много хорошего, но гораздо больше плохого. Потеряли больше, чем обрели...

 

…Раньше было много забот. Теперь много проблем…

…Искусство – результат постоянно происходящей в душе художника борьбы между тем, что есть и тем, что должно быть…

 

…Мы скулим и ноем мужественно!..

 

…Не завидуй никому, пусть все тебе завидуют…

 

…Время не возвращается…

 

…Не очаровывайся...

 

…Самое трагичное в жизни – разочароваться в себе…

 

...Потом и никогда – часто одно и тоже…

 

...Не бойся поисков, опасайся потерь…

 

…Если уже есть почётное звание, а достатка нет, то его и не будет…

 

…Чем меньше художник известен, тем больше у него времени для творчества…

 

…Тем, кто не озарён вечностью и живёт как насекомое «здесь и сейчас», искусство непонятно и не нужно…

 

…Гармония рукотворна и хрупка – возникает последней, а исчезает первой. Вместе с ней исчезает красота. Без гармонии нет красоты…

 

…Красота относительна и субъективна – зависима от степени её восприятия, сложившихся правил и обретённых привычек…

 

…Занятия искусством не блажь, а потребность. Искусство не роскошь, а жизненная необходимость…

 

…Подъём страны невозможен без срочного активного использования интеллектуально-нравственного ресурса общества – духовности народа. Воспроизводству и развитию духовности служит искусство, обозначая идеи, возвышающие людей над обыденностью и прагматизмом, провозглашая идеалы служения истине, добру, справедливости. Развивая эмоции и чувства, искусство углубляет и возвышает личность, пробуждает совесть, честь и гордость, активизируя внутреннюю психологическую деятельность, очищает и восстанавливает духовно-нравственный уровень общества…

 

…Самое мучительное для творца – не иметь возможности творить…

 

…Самое трудное для художника – понять и осознать степень своей одарённости или бездарности…

 

…В детстве я любил болеть: можно было не ходить в детский сад, потом в школу – и рисовать, рисовать сколько хочется. И сейчас люблю болеть: можно не идти на заседания, собрания, совещания – и рисовать!..

 

…Сразу живи в полную силу – второй попытки не будет…

 

…Надейся, но не обольщайся. Сомневайся, но не отчаивайся…

 

…Интеллигентность не зависит от образования…

 

…Если человек не испытывает постоянной потребности рисовать, он не художник…

 

…Живи не назад, а вперёд. Помня о прошлом, думай о будущем…

 

…Любые заметные явления в искусстве сами по себе не возникают. Они создаются увлечённостью, целеустремлённостью и колоссальным напряжением…

 

…Успех в творческой работе по заказу возможен лишь в том случае, если профессиональному таланту художника соответствует человеческий талант и эстетическая развитость заказчика, если между художником и заказчиком существует взаимопонимание, уважение и доверие…

 

…Сложно – быть искусствоведом! Потому их так мало настоящих – умных, понимающих, способных объяснить. Известно ведь, что изобразительное искусство начинается там, где кончается сила слов. И воздействие цвета, тона, ритма, пластики на человеческую психику чрезвычайно трудно определяется словесными категориями. А ведь как-то надо объяснять и зрителям, и художникам, что уважения, а тем более восхищения, достойно вовсе не тупое пассивное копирование существующей реальности, а нечто совершенно иное!..

 

…Главная задача искусства – сквозь любую горечь и беспросветность дарить людям радость и надежду. Формировать духовность человека, способность воспринимать красоту мира – вот задача художника…

 

…Многие человеческие существа являются таковыми лишь биологически. У многих мораль и нравственность находятся на уровне доисторических инстинктов первобытных предков. Для них древняя деревянная церковь – дрова, а добродетель – просто незнакомое слово...

 

…Нет будущего у страны, в которой честность равносильна глупости…

 

…Понимание закономерной соразмерности – высшая категория развития человеческого разума. Не нужно смеяться, как над наивностью, над утверждением, что красота спасёт мир. Просто красоту следует понимать, как гармонию. Именно достижение гармонии во всех жизненных взаимоотношениях (половых, классовых, сословных, национальных, идеологических, религиозных, возрастных… между телом и духом, теплом и холодом, тьмой и светом, наводнениями и засухой, человечеством и природой, каждого человека с Богом и с самим собой) способно спасти мир. Иного способа – нет…

 

…По уровню некомпетентности в вопросах искусства, нынешние хозяева жизни значительно превосходят своих предшественников…

 

…Юношеский романтизм постепенно перерождается в старческий маразм…

 

…У одних художников талант к творчеству, у других – к торговле…

 

…Торговцы всегда богаче производителей…

 

…Труднее всех в жизни – созидателям…

 

…Не всё истинное справедливо…

 

…Не важно, кто первым придумал, важно, кто первым сделал. Ещё важнее, кто первым зарегестрировал…

 

…Понятно, естественно, справедливо и закономерно, когда отсутствие таланта, лень и духовная пустота влекут за собой материальную нищету. Но в наших условиях чаще процветают бездарные, бессердечные и пустоголовые…

 

…Странная и обидная закономерность – наименее востребованными оказываются как раз наиболее умные, интересные, самобытные в теме и в творческой манере, узнаваемые, взволнованно-неуспокоенные, талантливые художники…

 

…Подавляющее большинство наших художников униженно клепает примитивные, легко продаваемые картинки. И при том, что даже эти, сделанные отрыжкой настоящей творческой силы произведения являются уникальными авторскими слепками разума, души и времени, они покупаются фантастически дёшево. А то, что создаётся в полную творческую силу, остаётся вовсе невостребованным!

Но страшнее всего, что никому не нужное наше творчество и после ухода художника из жизни не приносит его многострадальной семье ничего, кроме хлопот и тесноты…

 

…Гармония – консенсус во взаимоотношениях, согласованность и точное соответствие друг другу всех частей целого. Гармония рождает красоту, красота всегда гармонична, красота не мыслима без гармонии. Но гармония не всегда красива…

 

…Все люди, помимо своей воли, связаны с окружающим миром и друг с другом тысячами незримых нитей взаимозависимости…

 

…Так нередко бывает – человек здоров и полон сил, а художник в нём уже умер…

 

…Всегда и везде художник отличается от современников тем, что зорче видит, острее чувствует, глубже переживает…

 

…Если искусство искренне и честно, оно даёт вдумчивому, умному, понимающему зрителю пищу для размышления и выводов. Но конъюнктурное и украшательское искусство тоже не бесполезно, ибо, не отражая фактов, отражает реальное отношение к ним бездарного, бесплодного и беспомощного руководства. Прямое или косвенное, но неизбежно объективное свидетельство времени – удел искусства. Потому и не любят его сильные мира сего…

 

…В споре идеологии и искусства всегда побеждает художник. Но – потом, в итоге, через время. А поначалу обязательно чиновники по художнику потопчутся…

 

…Чувство прекрасного – умение восхищаться, способность видеть необыкновенное и красивое в обыденном и уродливом. Если у человека отсутствует этот дар, его жизнь незавидна…

 

…Людей поражают крайности, потрясает что-то огромное, либо крохотное. А восхищения достойно самое обычное, потому что именно оно – самое важное и необходимое…

 

…Настроение гадостное, донимают горестные размышления – будущее мрачно. Но встаю за мольберт, и всё отступает. Начинаю работать, и распахивается любимая бескрайняя даль – долгожданная, влекущая удовольствием преодоления и радостью открытий. Не знаю, что для других, а для меня занятия искусством – спасение, защита от жизни. Сама жизнь!..

 

…Что у нас есть? Всё! Кроме того, чего нет…

 

…Особенно больно, когда душевную рану наносят близкие и дорогие люди – кого ценишь, на чьё понимание и чуткость надеешься, от чьёго мнения и отношения зависишь, чьё сочувствие важно и необходимо…

 

…Самое страшное – утрата любви. Самое обидное – утрата кумира. Самое грустное – утрата друга. Самое отвратительное – торжество преступности. Самое унизительное – безнаказанность хамства. Самое мерзкое – предательство. Самое трагичное – подлость руководства…

 

…Я счастлив, что имею любимую семью, любимую работу, любимых друзей. Я им верю. Невозможно жить без доверия и уверенности…

 

…Создавая произведение, избегай многословия, строго отбирай выразительность, стремись к лаконизму…

 

…К сожалению, большинство зрителей неспособно оценить профессионально-художественный уровень произведений изобразительного искусства. Их неразвитое восприятие не идёт глубже темы и сюжета…

 

…Изобразительное искусство сложно для понимания. Даже литературу, где главным элементом выразительности является привычное слово, понимает не каждый…

 

…Древние мудрецы учили, что уровень достижения художником намеченной творческой цели прямо зависим от нравственных качеств самого творца, от его духовного состояния. Смятенность чувств, неуверенность в будущем, душевная напряжённость и угнетённость, насилие над собой в процессе работы заведомо ведут к творческому поражению…

 

…Нет в искусстве ничего более постоянного, чем сожаление художника об упущенном, не использованном для работы времени…

 

…Не приближайся к власти – испачкает…

 

…Без регулярного создания произведений, выдерживающих творческую конкуренцию и экспонирующихся на значительных выставках, позиционирование себя в качестве художника сродни мастурбации…

 

…Если действительно хочешь чего-то добиться в искусстве, нужно уметь сделать иногда, а может быть и часто, что-то свыше своих обыденных возможностей…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...