Философско-правовые школы Древнего Китая и их современное значение.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 60-61 68-70 Особенности философско-правовых идей Древнего Востока. В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения: 1) переход от меди к железу; 2) товарно-денежные отношения; 3) ослабление родоплеменных связей; 4) первое государство - ускорение хода истории; 5) духовная жизнь. Над человеком начинают властвовать не природные, а социальные силы - человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем рабство, зато у немногих - свобода творчества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма, фетишизма, анимизма, магии, мифа) наметился переход к религиозно-философскому осмыслению бытия. Особенности восточной философии: 1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»); 2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука - и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение «архаичных» мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия; 3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих в определенных социокультурных ситуациях«отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют. Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру; они творения богов.
Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Книга перемен», III - IVвв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мао-цзы говорил о важности человекознания: «лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо». Противник конфуцианства Мо-цзы; «Человек отличается от животного умением трудиться». Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека - недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао». Восточная философская мысль менее категорична, чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет «закона исключенного третьего», допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр». Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи - архетипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все, существовавшие в культуре, формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этическую просвещенность, а Философия Запада - как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность. Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего. Философско-правовые школы Древнего Китая и их современное значение. Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе?
КОНФУЦИАНСТВО, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция. Основа основ — уважение старших В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|