Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий период – 1991 год и по настоящее время

Сравнительная характеристика российских школ управления

В становлении и развитии науки управления в России можно выделить 3 периода:

Первый период - до революции 1917 года

Второй период – 1917 – 1920 годы

Третий период – 1991 год и по настоящее время

 

Название и сущность школы

Сильные стороны школы Слабые стороны школы Вклад школы в теорию и практику управления

Первый период - до революции 1917 года

 

Период XVII века. Петровские времена и преобразования. Представители: А.Л. Ордин-Нащокин (1605 – 1680) и В.В. Голицин Придерживались управленческой мысли стран Запада. Стремление к открытости и взаимоперетекаимости культур с Европой.

Идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в ХVIII в. Первая четверть ХVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

 

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689 – 1740), он составил “Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел», но труд, к сожалению, не сохранился.

Основные характерные черты управления по его теории: желание вернуться к Петровким порядкам, сделать шляжество более образованным для того, чтобы повысить уровень образованности администрации. Последовательным идеологом крепостничества был

В.Н. Татищев (1686 – 1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

XIX век. К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772 – 1839). Цель преобразований он видел в придании внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Система власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, судебную и исполнительную.

 

XX в. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915) и А.С. Столыпин (1862 – 1911). Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях

 

Западное влияние приносило к нам понятия, направляющие мысль на условия и удобства именно земного общежития. Стремление устроить жизнь лучше. Мир и даже союз с Польшей   Желание повысить уровень образованности администрации   Опора на силу закона Осознание необходимости преобразования   Были задействованы все отрасли государственного управления     Западное влияние разрушило нравственную цельность древнерусского общества. Общество разделилось на два лагеря. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами.   Минусы те же, дабы труды все еще были пропитаны духом петровских реформ.   Желание вернуться к петровским порядкам   Развитие не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. Введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса. Развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности. Изменение летоисчисления. Создание нового государственного управленческого аппарата     В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».   Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689 – 1740), он составил “Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел», но труд, к сожалению, не сохранился.   Повышение уровня образованности управленческого слоя.   Был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.   Появление принципа разделения властей. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда – в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.   Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:? введение рабочего контроля;? создание Высшего совета народного хозяйства;? образование местных органов экономического управления.

 

Второй период – 1917 – 1920 годы

 

 

     

 

Третий период – 1991 год и по настоящее время

 

  Школа переходного периода (становление рыночных отношений)

Новые принципы управления:

· Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность — государство управляет лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.;

· Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую;

 

· Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями;

 

 

· Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур;

 

· Развитие конкуренции — состязательности хозяйствующих субъектов.

 

  · Стадия разработки и становления концепций управления;   · Отсутствие теоретически обоснованного пути развития;     · Недостаток квалифицированных менеджеров для развития управления Формирование концепций развития:   · Концепция копирования западной теории менеджмента (т.е. России надо брать модель менеджмента в готовом виде);   · Концепция адаптации западной теории менеджмента (т.е. ее приспособление к российским условиям).   · Концепция российской теории менеджмента (основывается на приоритете российской ментальности и частичного учета мирового опыта

 

Выводы:

Процесс подготовки менеджеров в России находится в стадии становления. Российский менталитет характеризуется определенной спецификой: россияне предпочитают твердое, жесткое управление. Менталитету россиян присущи терпимость и другие подобные характеристики. В России сильны традиции технократического подхода, т.е. проявляется склонность к управлению технологиями, а не людьми, отсюда невысокая степень экономической и социальной мотивации. Переходный период к рыночной экономики создавал и создает трудности в использовании характерных методов управления. Действуют новые и старые административные методы. Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством В России сложилась собственная организационная культура, основу которой составляет высокий интеллектуально-научный потенциал, однако на сегодняшний день все чаще происходит утечка технологий и молодых умов. Так же в России преобладает коррупция и правовой нигилизм.  Менеджмент как способ и наука управления возник в определенных исторических условиях и прошел определенный путь своего развития. Развитие менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных школ менеджмента и их взаимодействия. В современных условиях возникли новые подходы к пониманию сущности менеджмента, основанные на обобщении, интегрировании идей всех предшествующих научных школ.
         

 


На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк).

 

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

 

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

§ любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

§ глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

§ гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

§ логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

§ доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;

§ критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

§ широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений

Однажды приобретенное знание (как использовать компьютер, формула площади фигуры и т. д.) сохраняется для дальнейшего использования. Таким образом, можно обозначить производство знания как кинетический интеллект, а знание решения проблемы как потенциальный интеллект.

Потенциальный интеллект - это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом. потенциальный интеллект - это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом. Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта.

Подвижный интеллект - способность не только понимать выученное, но и способность видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять знание в новой обстановке.

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

1. Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2. Способность решать проблемы;

3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...