Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как не нужно говорить. Тревожность. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. Что такое тревожность?




Как не нужно говорить

 

• «Больше ни у кого нет такого чувства. Ты должен быть в восторге». Это не успокоение, и от этого ребенку может стать только хуже. Лучше объясните ему, что чувствовать себя слегка опечаленным или испуганным - это нормально.

 

• «Что ж, мы зря потратили деньги. Когда в следующий раз захочешь ехать в лагерь, то больше не проси нас об этом». Вы не учите его ничему полезному. У ребенка только возникнет плохое чувство по отношению к себе и к вам. Что в этом хорошего?

 

• «Мы будем так скучать по тебе, пока ты в лагере. Нам тебя так будет не хватать! » Не внушайте ребенку чувства вины по поводу того, что он уезжает. Учиться преодолевать разлуку с родителями — важная задача в развитии ребенка.

 

• «Помни, если захочешь вернуться домой, то просто позвони нам и мы приедем. Звони в любое время дня и ночи». Не заходите слишком далеко со своими утешениями. Так вы только внушаете ребенку, что ему предстоит трудное время. К тому же многие дети чуть-чуть скучают по дому, и если вы броситесь «спасать» своего ребенка, то лишите его возможности понять, что всякие неприятные чувства проходят.

 

• «Ты слишком большой, чтобы тосковать по дому». Нет, дело не в этом. У ребенка могут быть на это веские причины. Учащийся седьмого класса может вернуться домой от друга, поскольку родители того постоянно ссорятся и это его пугает. Каковы бы ни были причины тоски по дому, ваш ребенок переживает это чувство. Постарайтесь понять его.

Основное правило: Если вы в детстве очень тосковали по дому (или вообще никогда не тосковали по дому), то не исключено, что вы слишком отождествляете своего ребенка с собой. У вашего ребенка могут быть совсем другие чувства. Помните об этом.

 

 


Тревожность

 

Психокоррекционная работа с тревожными детьми

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000

Что такое тревожность?

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тре­вога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее опреде­ление тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не пред­располагают». (1997, с. 386)

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тре­вога — это эпизодические проявления беспокойства, вол­нения ребенка, то тревожность является устойчивым со-

стоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у дос­ки. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — прояв­ления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д. ), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние со­путствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявле­нии страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тре­вога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них (1999).

Страх может развиваться у человека в любом возра­сте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских ра­ботников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одино­чества, темноты и замкнутого пространства. В 5 —7 лет ве­дущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ува­жают, ценят и понимают» (А. И. Захаров, 1995, с. 50).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявле­ниях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определен­ной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Но большинство ученых считает, что в дошкольном и млад­шем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школь­ника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в при­сутствии других детей.

2.     Неадекватными требованиями (чаще всего, завышен­ными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не мо­гут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не являет­ся лучшим учеником класса.

3.     Негативными требованиями, которые унижают ребен­ка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое от­сутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки пережива­ют, что мама или педагог плохо о них подумают, а подруж­ки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Как отмечают авторы книги, через 6 недель после нача­ла учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7 —10-дневном отдыхе.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревож­ность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, ког­да, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую зако­номерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищ­ными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей не­уклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в се­мье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начина­ет формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому мо­гут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в при­сутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребен­ку многочисленных учителей, часами выполняют с ним за­дания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсив­ному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тре­вожность по поводу грядущего обучения стремительно воз­растает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...