Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства литературного языка

Определения к зачету

1. Взаимопонимание – достижение взаимного понимания, согласия; понимание того, что партнеры располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.

2. Виды норм – это нормы письменной и устной форм речи (лексические, грамматические, стилистические нормы); это нормы письменной речи (нормы орфографии, нормы пунктуации); это нормы устной речи (нормы произношения и ударения, интонационные нормы).

3. Виды речевой деятельности -это различные виды речевых навыков и речевых умений: это говорение, слушание, письмо и чтение.

4. Говорить уместно – выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.

5. Деловое общение – особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

6. Деструктивный – неэффективный, неплодотворный, разрушительный.

7. Деловая культура – организация труда, навыки делового общения, нормы и правила делового этикета, наука и искусство вести дела, сама деловая репутация.

8. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежительное отношение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих, проявляющееся в бестактности.

9. Диалект – разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

10. Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

11. Имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо а целях популяризации, рекламы, формирования репутации. Манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психологический образ – стереотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на подсознание), а через них – на механизмы сознания и поведения, выбор человека.

12. Коммуникативная культура – это основа лющей культуры личности, базовый компонент культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

13. Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

14. Конфликт – столкновение сторон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды; серьезные разногласия, острый спор, приводящий к борьбе, трудноразрешимое противоречие, связанное с острым эмоциональным переживанием, вызванное несовместимостью взглядов, целей, интересов, потребностей.

15. Конформность – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

16. Культура речи – это выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

17. Компоненты культуры речи – это нормативный (владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах), коммуникативный (умение выбирать и организовывать языковые средства согласно ситуации) и этический (предписывает знания формул речевого поведения: поздравления, сочувствие, просьба и т.д.) компоненты.

18. Качества грамотной речи – это правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, коммуникативная целесообразность, толерантность.

19. Культура – определенный уровень достижений в общественной, духовной и производственной жизни человеческого общества, предполагает необходимость действия - обработки и возделывания того, что мы сейчас называем «полем культуры».

20. Коммуникативное совершенство определяют коммуникативные качества речи – это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны.

21. Коммуникативная компетентность -это совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для делового общения.

22. Культура речи человека – этоотношение человека к знаниям о языке, стремление (или его отсутствие) к их расширению, умение (или неумение) полученными знаниями пользоваться.

23. Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

24. Кодификация – фиксация в словарях, справочниках, грамматиках норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов. Кодифицированная норма – это норма, которой должны следовать все носители языка.

25. Литературный язык – это высшая форма существования национального зыка; это язык печати, науки, государственных учреждений, образования, радио, телевидения. Это язык наций, он стоит над всеми другими разновидностями национального языка.

26. Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действия человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Система нравственных отношений, мотивов действия, чувств, сознания, определяет границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе.

27. Мотивация партнера – совокупность психических процессов личности делового партнера, придающая его поведению энергетический импульс и общую направленность. Включает в себя потребности, мотивы, интересы, установки.

28. Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

29. Нормы языка – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.

30. Невербальное общение – передача информации несловесными символами и знаками.

31. Определение публицистического стиля – это функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.

32. Организационные документы являются весьма важными в деловой практике организации. Основным здесь выступают устав организации – документ, определяющий важные элементы содержания работы организации, ее основные функции подразделений и работников, и должностные инструкции, которые конкретизируют функции работников с учетом общего объема работы и оптимального распределения обязанностей между работниками организации.

33. Определение разговорной речи – это разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение.

34. Определение научного стиля – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Язык научного общения появился в России в XVIII веке, когда научные знания стали оформляться законченной системой.

35. Определение официально-делового стиля – это совокупность языковых средств, функции которых – это обслуживание сферы официально-деловых отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной или юридической деятельности.

36. Профессиональные моральные нормы – это вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

37. Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

38. Причины коммуникативных неудач – это неудачи, которые обусловлены незнанием кода (языка), отсутствием «внекодовых» знаний.

39. Постулаты коммуникации – своеобразные правила игры, позволяющие говорящему вкладывать, а слушающему извлекать из высказывания большее содержание, чем в нем непосредственно выражается.

40. Просторечие – это речь малообразованных слоев населения, не владеющих нормами литературного языка.

41. Речевая ситуация – это стечение обстоятельств жизни, побуждающее человека к высказыванию.

42. Речевая культура – исторически сложившаяся закономерность и совокупность лучшего образцового традиционно устоявшегося в сфере выражения идей, мыслей, чувств носителей языка, передачи информации, всей совокупности знаний, понятий, представлений.

43. Речевое поведение – это выбор определенных языковых средств в соответствии с требованиями ситуации.

44. Речевой этикет -это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

45. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей.

46. Свойства ОДС -это стилистическая однородность, одноцветность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения и также ему противопоказаны эмоциональность, субъективность в оценке и разговорность.

47. Стиль языка – особенность употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания, целей высказывания, сферы и условий общения.

48. Смысловой барьер -возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл.

49. Самопрезентация – самовыражение и поведение, направленное на создание благоприятного впечатления или мнения, соответствующего чьим-либо идеалам.

50. Стили поведения в конфликтной ситуации – конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

51. Средства делового общения – знаковые и символические системы деловой коммуникации, которые обеспечивают передачу, обмен и переработку информации, поступающей от деловых партнеров.

52. Свойства научного стиля – это отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, однозначность выражения мыслей.

53. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания.

54. Специальная лексика -слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными.

Свойства литературного языка

56. Смысловая компрессия – это процесс, в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание.

57. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие в специальной области знания или деятельности.

58. Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

59. Функции морали: гуманистическая, регулятивная, воспитательная, познавательная, коммуникативная. Например, регулятивная функция – мораль не только предписывает людям представления о должном поведении, но и регулирует поведение и отношение людей в обществе. Эта функция проявляется во всех сферах человеческого бытия через противоречие доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого.

60. Функциональные стили - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

61. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают, к примеру, умение правильно держать свое тело, управлять своим эмоциональным состоянием. Не принято показывать на людях свое дурное состояние. Напротив, всегда сохранять обходительность и приветливость. Следует интересоваться не только собой, но и другими, делать все время.

62. Ценностные ориентации – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

63. Этика делового общения – совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности.

64. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения и взаимопонимания людей в обществе.

65. Языковой идеал – это образец, на который должен ориентироваться носитель языка, складывающийся на базе национальной речевой культуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...