Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)




Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.

 

Ошибки в форме доказательства

1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводи­мых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая «не вытекает», «не следует». Люди иногда вмес­то правильного доказательства соединяют аргументы с тези­сом посредством слов «следовательно», «итак», «таким об­разом», «в итоге имеем» и т.п., полагая, что они установил"' логическую связь между аргументами и тезисом. Эту логи­ческую ошибку часто неосознанно допускает тот, кто не зна­ком с правилами логики и полагается только на свой здравый смысл и интуицию. В результате возникает словесная види­мость доказательства.

В качестве примера логической ошибки мнимого следования Б.А. Воронцов-Вельяминов в своем учебнике «Астрономия» ука­зал на широко распространенное мнение, что шарообразность Зем­ли якобы доказывается следующими аргументами:

1) при приближении корабля к берегу сначала из-за горизонта
показываются верхушки мачт, а потом уже корпус корабля;

2) возможны и осуществлялись кругосветные путешествия и др.
Но из этих аргументов следует не то, что Земля имеет форму

шара (или, точнее, геоида), а только то, что Земля имеет кривизну поверхности, замкнутость формы. Для доказательства шарообраз­ной формы Земли Б.А.Воронцов-Вельяминов предлагает другие аргументы:

а) в любом месте Земли горизонт представляется окружностью, и дальность горизонта всюду одинакова;

б) во время лунного затмения тень Земли, падающая на Луну,
всегда имеет округлые очертания, что может быть только в том
случае, если Земля шарообразна.

2. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Ар­гумент, истинный только с учетом определенного времени, от­ношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, вер­ного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших до­зах (для поднятия артериального давления, например), то в больших дозах он вреден. Аналогично, если мышьяк в неболь­ших дозах добавляют в некоторые лекарства, то в больших до­зах он — яд. Лекарства врачи должны подбирать для больных индивидуально. Педагогика требует индивидуального подхо­да к учащимся. Этика определяет нормы поведения людей, и в различных условиях они могут несколько варьироваться (на­пример, правдивость — положительная черта человека, но если он выдаст тайну врагу, то это будет преступлением).

2. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, ин­дуктивных, по аналогии):

а) Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Например, в условно-категорическом умозаключении нельзя вывести зак­лючение от утверждения следствия к утверждению основа­ния. Так, из посылок «Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5» и «Это число делится на 5» не следует вывод: «Это число оканчивается на О».

б) Ошибки в индуктивных умозаключениях. «Поспешное обобщение», например, утверждение, что «все свидетели дают необъективные показания». Другой ошибкой является «пос­ле этого — значит, по причине этого» (например, пропажа вещи обнаружена после пребывания в доме этого человека — значит, он ее унес).

в) Ошибки в умозаключениях по аналогии. Например, аф­риканские пигмеи неправомерно умозаключают по аналогии между чучелом слона и живым слоном. Перед охотой на сло­на они устраивают ритуальные танцы, изображая эту охоту, копьями протыкают чучело слона, считая (по аналогии), что и охота на живого слона будет удачной, т.е. что им удастся пронзить его копьем. Этот ритуал ярко описан в книге «Стра­ны и материки». Приведем отрывки из этого описания: «Охо­та на слонов требует особых приготовлений. Нужно умилос­тивить злых духов, получить моральную поддержку всех обитателей деревни…Накануне охоты в деревне разыгрывают настоящий спектакль, в котором охотники, сделав чучело слона и поставив его на поляне, показывают своим сородичам, как они будут охотиться. «Артисты» сначала осторожно двигаются, внимательно прислушиваясь и вглядываясь, вперед. Знаками они поддерживают связь друг с другом... Тут1 вступают в игру барабаны. Они громко бьют, предупреждая, что охотники нашли след...

Внезапно всех как будто пронизывает электрическим то­ком; я вздрагиваю и почти перестаю крутить ручку киноаппарата. Барабаны громыхают: «Бум!» Предводитель резко выпрямляется, машет рукой товарищам и со страхом и ликованием взор устремляет в чучело слона, которое в этот момент всем, присутствующим кажется настоящим, живым гигантом. Охотники замирают и несколько секунд, показавшихся мне бесконечно долгими, смотрят на слона. Затем охотники отходят на семь или восемь шагов и начинают взволнованно обсуждать план атаки... Предводитель должен первым поразить сло­на копьем. Он подкрадывается к слону сзади, но вдруг его глаза расширяются от страха, как будто слон стал поворачиваться и он стремглав бросается к лесу... Три раза предводитель подкрадывается к слону и три раза убегает прочь... Затем охотники, изобразив преследование раненого слона, бросаются на него, яростно обрушивают копья в чучело и опрокидывают его... Охотники исполняют вокруг поверженного чучела свой победный танец... Через 5 минут под аккомпанемент барабанов пляшут уже все зрители — энергично и весело».

 

Упражнения

1.Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства.

1)«Таланты истинны, на критику не злятся: их повредить
она не может красоты».

2)Бельгия — конституционная монархия. Главе государ­ства — королю принадлежит исполнительная власть. Он на­значает и увольняет министров, заключает международные договоры, утверждает законы, является вер­ховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет пра­во досрочного роспуска парламента.

 

2. К данным тезисам подобрать аргументы. Продемонстрировать их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования:

1) Трудовой коллектив магазина «Восход» может приватизиро­вать свое предприятие.

2) Студент Андреев изучает логику.

3) Свидетель Максимов обязан давать правдивые показания.

4) Гегель - объективный идеалист, выдающийся представитель немецкой классической философии.

5) Некоторые формы общественного сознания нельзя назвать научными.

3. К данным тезисам подобрать аргументы. Продемонстрировать их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования:

1) Частный интерес - движущая сила развития производства

2 Любой вид индукции основывается на повторении признака у явлений определенного класса.

3) Менеджеры нашей фирмы неплохо знают основы социально-психологической теории.

4) Согласно Уголовному кодексу, некоторые виды должностных преступлений наказываются лишением свободы.

4. Указать тезис, аргументы и демонстрацию в приведенных ни­же доказательствах:

1) Гегель отрицает первичность материи, так как он - философ-идеалист, а любой философ-идеалист отрицает первичность материи.

2) Личности присуще развитое нравственное самосознание. Ес­ли студент Иванов обладает развитым нравственным самосознанием, то он является личностью

3) «Воздержанность и труд - вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреб­лять им» (Руссо).

5. О принципах и приемах доказательства писал В.Г. Бе­линский, высоко отзываясь об И.С. Тургеневе. Найдите в его рассуждении тезис и аргументы:

«Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необык­новенно умный, да и вообще хороший человек. Беседы и споры с ним отводили мне душу. Тяжело быть среди людей, которые или во всем соглашаются с тобою, или во всем соглашаются с тобой, или, если противоречат, то не до­казательствами, а чувствами и инстинктами, — и отрадно встре­тить человека, самобытное и характерное мнение которого, извлекает искры. У Тургенева много юмору...»

6. Какой вид доказательства используется в следующих рассуждениях.

1) Если бы Носов совершил убийство, то он был бы на месте Преступления в ту ночь, когда оно было совершено. В ту ночь Носов не был на месте преступления, так как он находился дома. Следовательно, Носов не совершал этого убийства.

2) Все студенты БИПа должны изучать логику, а Петров студент БИПа. Следовательно, Петров должен изучать логику.

7. Построить прямое и косвенное доказательства тезиса:

1). Все культурные ценности народа должны быть защищены от рыночной конъюнктуры.

2). На Нюрнбергском процессе несколько нацистских преступни­ков были приговорены к смертной казни.

3). Многие известные философы являются авторами художест­венных произведений.

8. Установить виды доказательств:

1) Число 221 является не простым. Оно может быть либо про­стым, либо непростым. Если оно - простое, то оно делится только на единицу и само на себя. Однако оно делится на 13 и, следова­тельно, ложно, что оно делится только на единицу и само на себя. Поэтому ложно, что оно является простым. Следовательно, оно не простое.

2) Число 221 не делится на 6. Если допустить, что число 221 де­лится на 6, то придется признать, что оно делится на 2 и на 3. Но оно не делится на 2. Значит, допущение ложно, и истинно, что число 221 не делится на 6.

9. Определите, кто в приведенном ниже отрывке кто - рыцарь, а кто - лжец. Воспользуйтесь при этом методом доказательства от противного. Представьте себе остров, па котором живут только рыцари и лжецы. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. И рыцари,
и лжецы строят свои рассуждения строго в соответствии с правилами логики. Предположим, Вы приехали на такой остров и встретили двух местных жителей Л. и В. Житель Л. говорит: «По крайней мере, один из нас лжец».

10.Можно ли доказать (опровергнуть) общеотрицательное выска­зывание (Е) частноотрицательным (О)?

11.Можно ли доказать (опровергнуть) частноутвердительное вы­сказывание (J) частноотрицательным (О)?

12.Можно ли доказать (опровергнуть) высказывание р л q выска­зыванием

Р v q?

13.Можно ли доказать (опровергнуть) высказывание р -> q вы­сказывание

Q—» р?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...