Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.
Ошибки в форме доказательства 1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая «не вытекает», «не следует». Люди иногда вместо правильного доказательства соединяют аргументы с тезисом посредством слов «следовательно», «итак», «таким образом», «в итоге имеем» и т.п., полагая, что они установил"' логическую связь между аргументами и тезисом. Эту логическую ошибку часто неосознанно допускает тот, кто не знаком с правилами логики и полагается только на свой здравый смысл и интуицию. В результате возникает словесная видимость доказательства. В качестве примера логической ошибки мнимого следования Б.А. Воронцов-Вельяминов в своем учебнике «Астрономия» указал на широко распространенное мнение, что шарообразность Земли якобы доказывается следующими аргументами: 1) при приближении корабля к берегу сначала из-за горизонта 2) возможны и осуществлялись кругосветные путешествия и др. шара (или, точнее, геоида), а только то, что Земля имеет кривизну поверхности, замкнутость формы. Для доказательства шарообразной формы Земли Б.А.Воронцов-Вельяминов предлагает другие аргументы: а) в любом месте Земли горизонт представляется окружностью, и дальность горизонта всюду одинакова; б) во время лунного затмения тень Земли, падающая на Луну,
2. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших дозах (для поднятия артериального давления, например), то в больших дозах он вреден. Аналогично, если мышьяк в небольших дозах добавляют в некоторые лекарства, то в больших дозах он — яд. Лекарства врачи должны подбирать для больных индивидуально. Педагогика требует индивидуального подхода к учащимся. Этика определяет нормы поведения людей, и в различных условиях они могут несколько варьироваться (например, правдивость — положительная черта человека, но если он выдаст тайну врагу, то это будет преступлением). 2. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии): а) Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Например, в условно-категорическом умозаключении нельзя вывести заключение от утверждения следствия к утверждению основания. Так, из посылок «Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5» и «Это число делится на 5» не следует вывод: «Это число оканчивается на О». б) Ошибки в индуктивных умозаключениях. «Поспешное обобщение», например, утверждение, что «все свидетели дают необъективные показания». Другой ошибкой является «после этого — значит, по причине этого» (например, пропажа вещи обнаружена после пребывания в доме этого человека — значит, он ее унес). в) Ошибки в умозаключениях по аналогии. Например, африканские пигмеи неправомерно умозаключают по аналогии между чучелом слона и живым слоном. Перед охотой на слона они устраивают ритуальные танцы, изображая эту охоту, копьями протыкают чучело слона, считая (по аналогии), что и охота на живого слона будет удачной, т.е. что им удастся пронзить его копьем. Этот ритуал ярко описан в книге «Страны и материки». Приведем отрывки из этого описания: «Охота на слонов требует особых приготовлений. Нужно умилостивить злых духов, получить моральную поддержку всех обитателей деревни…Накануне охоты в деревне разыгрывают настоящий спектакль, в котором охотники, сделав чучело слона и поставив его на поляне, показывают своим сородичам, как они будут охотиться. «Артисты» сначала осторожно двигаются, внимательно прислушиваясь и вглядываясь, вперед. Знаками они поддерживают связь друг с другом... Тут1 вступают в игру барабаны. Они громко бьют, предупреждая, что охотники нашли след...
Внезапно всех как будто пронизывает электрическим током; я вздрагиваю и почти перестаю крутить ручку киноаппарата. Барабаны громыхают: «Бум!» Предводитель резко выпрямляется, машет рукой товарищам и со страхом и ликованием взор устремляет в чучело слона, которое в этот момент всем, присутствующим кажется настоящим, живым гигантом. Охотники замирают и несколько секунд, показавшихся мне бесконечно долгими, смотрят на слона. Затем охотники отходят на семь или восемь шагов и начинают взволнованно обсуждать план атаки... Предводитель должен первым поразить слона копьем. Он подкрадывается к слону сзади, но вдруг его глаза расширяются от страха, как будто слон стал поворачиваться и он стремглав бросается к лесу... Три раза предводитель подкрадывается к слону и три раза убегает прочь... Затем охотники, изобразив преследование раненого слона, бросаются на него, яростно обрушивают копья в чучело и опрокидывают его... Охотники исполняют вокруг поверженного чучела свой победный танец... Через 5 минут под аккомпанемент барабанов пляшут уже все зрители — энергично и весело».
Упражнения 1.Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства. 1)«Таланты истинны, на критику не злятся: их повредить 2)Бельгия — конституционная монархия. Главе государства — королю принадлежит исполнительная власть. Он назначает и увольняет министров, заключает международные договоры, утверждает законы, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право досрочного роспуска парламента.
2. К данным тезисам подобрать аргументы. Продемонстрировать их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования: 1) Трудовой коллектив магазина «Восход» может приватизировать свое предприятие. 2) Студент Андреев изучает логику. 3) Свидетель Максимов обязан давать правдивые показания. 4) Гегель - объективный идеалист, выдающийся представитель немецкой классической философии. 5) Некоторые формы общественного сознания нельзя назвать научными. 3. К данным тезисам подобрать аргументы. Продемонстрировать их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования: 1) Частный интерес - движущая сила развития производства 2 Любой вид индукции основывается на повторении признака у явлений определенного класса. 3) Менеджеры нашей фирмы неплохо знают основы социально-психологической теории. 4) Согласно Уголовному кодексу, некоторые виды должностных преступлений наказываются лишением свободы. 4. Указать тезис, аргументы и демонстрацию в приведенных ниже доказательствах: 1) Гегель отрицает первичность материи, так как он - философ-идеалист, а любой философ-идеалист отрицает первичность материи. 2) Личности присуще развитое нравственное самосознание. Если студент Иванов обладает развитым нравственным самосознанием, то он является личностью 3) «Воздержанность и труд - вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Руссо). 5. О принципах и приемах доказательства писал В.Г. Белинский, высоко отзываясь об И.С. Тургеневе. Найдите в его рассуждении тезис и аргументы: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседы и споры с ним отводили мне душу. Тяжело быть среди людей, которые или во всем соглашаются с тобою, или во всем соглашаются с тобой, или, если противоречат, то не доказательствами, а чувствами и инстинктами, — и отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, извлекает искры. У Тургенева много юмору...»
6. Какой вид доказательства используется в следующих рассуждениях. 1) Если бы Носов совершил убийство, то он был бы на месте Преступления в ту ночь, когда оно было совершено. В ту ночь Носов не был на месте преступления, так как он находился дома. Следовательно, Носов не совершал этого убийства. 2) Все студенты БИПа должны изучать логику, а Петров студент БИПа. Следовательно, Петров должен изучать логику. 7. Построить прямое и косвенное доказательства тезиса: 1). Все культурные ценности народа должны быть защищены от рыночной конъюнктуры. 2). На Нюрнбергском процессе несколько нацистских преступников были приговорены к смертной казни. 3). Многие известные философы являются авторами художественных произведений. 8. Установить виды доказательств: 1) Число 221 является не простым. Оно может быть либо простым, либо непростым. Если оно - простое, то оно делится только на единицу и само на себя. Однако оно делится на 13 и, следовательно, ложно, что оно делится только на единицу и само на себя. Поэтому ложно, что оно является простым. Следовательно, оно не простое. 2) Число 221 не делится на 6. Если допустить, что число 221 делится на 6, то придется признать, что оно делится на 2 и на 3. Но оно не делится на 2. Значит, допущение ложно, и истинно, что число 221 не делится на 6. 9. Определите, кто в приведенном ниже отрывке кто - рыцарь, а кто - лжец. Воспользуйтесь при этом методом доказательства от противного. Представьте себе остров, па котором живут только рыцари и лжецы. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. И рыцари, 10.Можно ли доказать (опровергнуть) общеотрицательное высказывание (Е) частноотрицательным (О)? 11.Можно ли доказать (опровергнуть) частноутвердительное высказывание (J) частноотрицательным (О)? 12.Можно ли доказать (опровергнуть) высказывание р л q высказыванием Р v q? 13.Можно ли доказать (опровергнуть) высказывание р -> q высказывание Q—» р?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|