Список рекомендованной литературы
Задания для практических занятий по дисциплине (модулю) «Введение в литературоведение» Практическое занятие № 1 Тема: «Понятие художественного образа» Вопросы и задания: 1. Что такое художественный образ? Приведите различные определения художественного образа. 2. Чем моно объяснить различия в определении художественного образа? Какие свойства образа выделяют все литературоведы? 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами из литературных произведений все признаки художественного образа. 4. В чём заключается специфика всех составляющих образ черт? Какие из них являются главными? Почему? 5. На примере анализа стихотворения О.Мандельштама «Импрессионизм» покажите, в чём заключается отличие художественного восприятия действительности от научного. Список рекомендованной литературы · Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под. Ред. Л.В. Чернец. М., 1999. · Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. · Мартьянова С.А. Образ человека в литературе. Владимир, 1997. · Павлович Н.В. Язык образов. М., 1995. · Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.
Практическое занятие № 2+3 Тема: «Единство формы и содержания» Вопросы и задания: · В чём заключается специфика формы и содержания в литературном произведении? Объясните, как вы понимаете слова В. Белинского: «Истинно художественное произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их целостность, тому видится одна красота» · Как форма литературного произведения связана с содержанием? · Проанализируйте единство формы и содержания в рассказе Л. Толстого «После бала» Список рекомендованной литературы
· Лихачёв Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Д. Лихачёв. О филологии. М., 1989. · Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под. Ред. Л.В. Чернец. М., 1999. Практическое занятие № 3+4 Тема: «Основные формы стиха» Вопросы и задания: · Понятие стиха. Отличие стиха от прозы. · Проблема верлибра. Приведите примеры. · Новые формы стиха. Приведите примеры. · Вольный стих. Приведите примеры. · Свободный стих. Приведите примеры. · Определите формы стиха в предложенных текстах. Список рекомендованной литературы · Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. М., 1985. · Томашевский Б. Стих и язык. Филологические очерки. М., 1985. · Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. · Гаспаров М. Современный русский стих. М., 1974. · Гаспаров М. В поисках настоящего верлибра // Литературная учёба. - № 6. – 1980. · Овчаренко О. Русский свободный стих. М., 1984. Практическое занятие № 5 Тема: «Особенности стихотворной речи. Изобразительно-выразительные средства» Вопросы и задания: · Языковые изобразительно-выразительные средства · Тропы. Виды тропов. Функции. Проиллюстрируйте примерами. · Фигуры. Виды фигур. Функции. Проиллюстрируйте примерами. · БезОбразная образность стихотворной речи. · Системное единство всех уровней стихотворного произведения. · Виды и функции рифмы. · Звуковая организация поэтической речи. Список рекомендованной литературы · Благой Д. Мысль и звук в поэзии // Славянские литературы. М., 1973. · Тимофеев Л. Слово в стихе. М., 1983. · Винокур Г. О языке художественной литературы. М., 1991. · Храпченко М. Язык художественной литературы // Новый мир. - № 9. – 1983. Практическое занятие № 6 Тема: «Основные виды строф. Понятие твёрдой строфы» Вопросы и задания: · Способы рифмовки и их роль в строфическом построении стиха. · Виды строф.
· Астрофическое построение стиха. · Твёрдые формы стиха. Приведите примеры. · Проанализируйте предложенные тексты на предмет рифмовки и особенностей строфического строения. Как идейное содержание проявляет себя через строфику и рифмовку. Список рекомендованной литературы · Благой Д. Мысль и звук в поэзии // Славянские литературы. М., 1973. · Гаспаров М. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. · Жирмунский В. Введение в метрику. Теория стиха. Рифма, её история и теория // Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. · Тимофеев Л. Слово в стихе. М., 1982. Практическое занятие № 7+8 Тема: «Композиция эпического произведения» Вопросы и задания: · Художественное произведение как система образов; · Роль образа детали в эпическом произведении; · Принципы анализа эпического произведения (от формы к содержанию) · Композиция как архитектоника. · Композиция как сюжет. · Композиция как система словесных рядов. · Композиция как система точек видения. · Анализ композиции рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание». Список рекомендованной литературы · Киселёва Л. Прочтение содержания сквозь призму формы // Методология анализа литературного произведения. М., 1988. · Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. // Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989. · Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. · Кожинов Б. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. М., 1964. Кн. 2. · Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Практическое занятие № 9 Тема: «Речевая организация эпических произведений. Образ автора» Вопросы и задания: · Речевая организация эпических произведений. Авторское повествование и повествование от лица рассказчика. · Как образ автора соотносится с реальным автором? Роль образа автора в эпическом произведении. · Назовите способы субъективации и объективации авторского повествования. · Приведите примеры «неклассического» повествания. Список рекомендованной литературы · Бонецкая Н. Образ автора как эстетическая категория. М., 1986. · Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе XIX – XX вв. М., 1991. · Кожевникова Н. Типы повествования в русской литературе XIX – XX вв. М., 1994. · Одинцов В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. М., 1973.
Практическое занятие № 10 Тема: «Категории художественных времени и пространства. Понятие хронотопа» Вопросы и задания: · Значение хронотопа в раскрытии характеров героев и авторской действительности. · Свойства художественного времени и пространства. Приведите примеры из литературных произведений. · Понятие хронотопа в концепции М. Бахтина. · Анализ хронотопа в рассказах Е.Замятина «Дракон» и «Пещера». Список рекомендованной литературы · Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. · Лотман Ю. Проблемы художественного пространства в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. Т. 1. Таллинн, 1992. · Роднянская И. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия М., 1978. Т.9. Практическое занятие № 11+12 Тема: «Виды сюжета. Роль внесюжетных элементов» Вопросы и задания: · Понятие сюжета. · Проблема происхождения сюжетов. Сюжет и мотив. · Как соотносятся меду собой сюжет и фабула? Типы сюжета; · Место и роль внесюжетных элементов в эпическом произведении; · Проанализируйте роль внесюжетных элементов в указанных произведениях.
Список рекомендованной литературы · Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. // Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989. · Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. · Кожинов Б. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. М., 1964. Кн. 2. · Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Практическое занятие № 13 Тема: «Понятие мотива. Мотивный анализ» Вопросы и задания: · Понятие мотива. Различные подходы к определению мотива. · Понятие мотива как единицы сюжета А. Веселовского. · Мотивный анализ. Алгоритм. · Мотивный анализ рассказа В. Набокова «Облако. Озеро. Башня».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|