Краткая характеристика терроризма и некоторые аспекты обеспечения безопасности населения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Последние 15 лет международное сообщество испытывает все возрастающий натиск терроризма, например, в России в 1996г. по сравнению с двумя предыдущими годами прослеживалось увеличение учтенных преступлений, связанных с терроризмом, в 2,5 раза. Происходят неблагоприятные качественные изменения. Среди них можно выделить: увеличение посягательств на жизнь и здоровье людей при уменьшении доли посягательств на материальные объекты; рост масштабности, для которой характерны большие человеческие жертвы; усиление жестокости и безоглядности действий террористов. Расширяется также информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Происходит политического и уголовного терроризма на фоне слияния и сотрудничества нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантскими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов. Терроризм распространяется словно страшная, неотвратимая эпидемия ХХв. Однако, практически ни в одной стране мира не выработана на государственном уровне эффективная система мер для защиты государства, общества или личности от актов терроризма. По-видимому, начинать такую работу необходимо с четкого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объему действий, количеству участников, мотивации и т. д. На сегодняшний день нет четкого определения терроризма. Только с 1936 по 1981 год было предложено более 100 определений. По мнению Г. М. Миньковского, В. П. Ревиня (1997г) характеристика терроризма как социально-правового явления требует выработки его определения в целом и дифференцируется применительно к разновидностям. В качестве элементов характеристики авторы выделяют цель, мотив, содержание действий, намечаемые и реальные последствия.
Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, навязывание в качестве официальной идеологии определенных социальных, религиозных, этнических стандартов и вытекающих из них государственных решений, иное существенное изменеие политики государства, освобождение арестованных террористов, «расшатывание» стабильности и запугивание общества, отдельных групп населения, причинение ущерба межгосударственным отношениям и провоцировании боевых действий (войны). Используя для характеристики терроризма в качестве социально-правового явления такие элементы, как содержание и последствия действий террористов, следует указать на обязательность наличия насилия или его угрозы, обычно вооруженного; причинения или угрозы причинения такого вреда (человеческим жизням или здоровью, либо материального, морального или всех этих видов в совокупности), который способен вызвать широкий резонанс, потрясти общество, оставить глубокий след в психологии населения или его значительной группы, подорвать атмосферу безопасности, спокойствия, стабильности в обществе, формировать чувство беззащитности перед «всесилием» террористов. Одновременно действия террористов по их последствиям связаны с затруднением моральной деятельности государственного аппарата (или его важных звеньев) либо функционирования системы жизнеобеспечения населения. Четкая характеристика терроризма в качестве социально-правового явления не является самоцелью. Она послужит сквозным ориентиром для того, чтобы определить задачи, правовые. Организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, относящихся к любой сфере внутренней и внешней политики России. Иными словами, целесообразно установить и законодательно укрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Такой подход соответствовал бы положению о том., что борьба с терроризмом становится одной из приоритетных задач государства и общества.
Что касается информационного обеспечения этих задач, проработке принадлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности; унификация ведомственных и межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения круга статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших; создание единого банка информации (включая данные о результатах судебного разбирательства) и режима информационного обмена, согласования статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных криминальных деяниях, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений, включая ущерб от посягательств на жизнь и здоровье, на материальные объекты, на нормальную деятельность государственного аппарата, на спокойствие населения. Применительно к правовому обеспечению необходимо принятие комплексного закона о борьбе с терроризмом, с пакетом приложений к нему в виде указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства, программных документов, межведомственных и ведомственных нормативных актов. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении. Существенных дополнений требуют законы об оружии, об оперативно-розыскной деятельности, о милиции, прокуратуре, здравоохранении и психиатрической помощи, об обеспечении безопасности ядеоных, химических бактериологических и тому подобных объектов (в т.ч. хранилищ отработанных законсервированных, уничтожаемых материалов), об информационной безопасности, о рекламе и деятельности СМИ, о местном самоуправлении и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|