Наследование групп крови и резус-фактора у человека
Генотипы групп крови человека по системе АВО
Важной системой крови является резус-фактор, названный так, потому что впервые его удалось обнаружить у обезьян макак резус. Кровь людей, имеющих резус-антиген, называют резус-положительный, они либо гомозиготны (DD), либо гетерозиготны (Dd). Кровь людей, не содержащих резус-антиген, резус-отрицательная, а люди гомозиготны (dd). Группа крови системы резус подразделяется на ряд подгрупп по антигенам, содержащихся в эритроцитах. У человека одна из систем групп крови обусловлена наличием антигенов М и N. Аллели, контролирующие синтез этих антигенов (соответственно М и N), кодоминантны.. Группа крови А В 0 и резус-система должны учитываться при переливаниях и трансплантациях, т.к. могут стать причиной развития гемолитической болезни. Аудиторная работа. Решение задач по разделу: «Множественные аллели. Наследование групп крови человека и резус-фактор»
Задача №1 Селекционер скрещивал кроликов шиншилловой окраски с гималайскими. Вое первое поколение было светло-серым. Полученные гибриды скрещивались между собой. При этом было получено 99 крольчат светло-серых, 48 гималайских и 51 шиншилловых. Составьте генотипы родителей и потомков первого и второго поколений.
Наследование групп крови и резус-фактора у человека Задача № 2 У мальчика О (I) группа крови, у сестры АВ (IV)..Определите группы крови итенотир их родителей. Алгоритм решения задач Условие: F1: мальчик с первой группой крови 0 (I), Девочка со второй группой крови AB (IV)
Определить:
Группы крови и генотип их родителей
Решение:
I0I0 – 0 (I) группа крови IA- - A (II) группа крови IB- - B (III) группа крови IAIB – AB (IV) группа крови
Если генотип детей такой у мальчика мальчик - I0I0 и его сестры – IAIB. Это означает что родители должны иметь A и B группы крови и должны быть гетерозиготными по генотипу, потому что у мальчика в этой семье 1-я группа крови, а это возможно лишь в случае когда родители имеют аллель О. Например, генотип матери IAI0 и генотип отца IBI0.
Схема скрещивания будет следующая
P: IAI0 IBI0 G: IA; I0 IB; I0 F1: IAIB; IAI0; IBI0; I0I0 В результате: генотип матери - IAI0 генотип отца - IBI0.
Задача № 3 В родильном доме перепутали 2-х мальчиков. Родители одного имеют О (I) и А (П) группы крови, родители другого - А (II) и АВ (IV) группы крови. Анализ показал, что дети имеют О (I) и АВ (IV) группы крови. Определите, кто чей сын. Задача № 4
В одной семье у кареглазых родителей - четверо детей. Двое голубоглазых имеют I и IV группы крови, двое кареглазых - II и III. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с I группой крови. Карий цвет доминирует над голубым цветом глаз и обусловлен аутосомным геном.
Задача № 5 Родители имеют II и III группы крови. У них родился ребенок с I группой крови и больной серповидно-клеточной анемией (наследование аутосомное с неполным доминированием, не сцепленное с грушами крови). Определите вероятность рождения больных детей с IV, гругшой крови. Гомозиготы по серповидно-'клеточно^ аномалии в большинстве случаев умирают в детстве.
Задача № 6 Отец резус-отрицательный с IV группой крови, мать резус-положительная с III группой крови. Отец матери резус-отрицательный с I группой крови. В семье двое детей, один ребенок резус-отрицательный с III группой крови, другой I резус-положительный с I группой крови. Один ребенок усыновлен. Можно ли определить генотип этого ребенка?
Задача №7 Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить; является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р., родным или приемным. Исследование крови показало: жена - резус-отрицательная, АВ (IV) группа крови с антигеном М, муж - резус-отрицательный, О (I) группа крови с антигеном N. Их ребёнок резус-положительный, с О (I) группой крови с антигеном М. Какое заключение должен сделать эксперт и на чем оно основано?
Пенетрантность В процессе онтогенеза не все гены реализуются в признак. Некоторые из них оказываются блокированными другими неаллельными генами, проявлению других признаков не благоприятствуют внешние условия. Пенетрантность - это количественный показатель фенотипического проявления гена. Пенетрантность характеризует процент особей, по отношению к общему числу особей, у которых он мог бы проявиться. Если мутантный ген проявляется уполовины особей, то пенетрантность равна 50%. Общая часть задач этого типа решается по схеме моногибридного скрещивания. Но от полученных данных необходимо высчитывать пенетрантность указанную для этого признака.
Задача № 8 Подагра определяется доминантным аутосомным геном. По некоторым данным пенетрантность гена у мужчин составляет 20 %, а у женщин она равна 0. Какова вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей?
Задача № 9 Ангиоматоз сетчатой оболочки наследуется как доминантный аутосомный признак с 1енетрантностью 50 %. Определите вероятность заболевания детей в семье, где оба родителя являются гетерозиготными носителями ангиоматоза. Условие: A – ангиоматоз Пенетрантность – 50% P – гетерозиготные носители ангиоматоза Определить: Вероятность рождения больных детей Решение: Если оба родителя гетерозиготны, то их генотипы будут следующие Аа; В первом поколении вероятные соотношения генотипов у детей: АА, 2Аа, и аа Таким образом, если пенетрантность составляет 50 %, а количество детей, рожденных с этим признаком в первом поколении равно 75 %, то вероятность заболевания в семье = 0,375
Список литературы 1. Лекции теоретического курса. 2. Чебышев Н.В. «Биология», 2010. 3. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии», Чебышев В.Н., 1996.
4. «Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике»: 5. Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В Иткеса, 2004. 6. Генетика. Под ред. В.И.Иванова, М, Академкнига, 2006 г.
Методические рекомендации составили доцент Рогов А.А., ассистент Реброва Д.Н
Волгоградский государственный медицинский университет
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой биологии Д.м.н М.В Черников 2012 г Методические рекомендации преподавателей к практическому занятию по биологии Тема: Основные закономерности наследования. Особенности наследования групп крови. Резус-фактор. Цель: Изучить генетическую систему организма и знать особенности наследования групп крови человека и резус-фактора. Научиться применять полученные знания в решении генетических задач. Место проведения – учебная аудитория кафедры биологии Продолжительность занятия 2 часа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 1. Знать генетическую систему организма. 2. Иметь представление об экспрессивности и пенетрантности. 3. Знать механизм возникновения множественного аллелизма. 4. Знать особенности наследования групп крови у человека по системе АВО, уметь применять эти знания для практики и решения задач 5. Знать значение резус-фактора для практической медицины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|