Основная мысль. Её оформление (речевые клише).
Схема 2
Схема 3
ЗАДАНИЕ 8
Две запятые ставятся:
1) при обращении: обращение выделяется с двух сторон запятыми;
2) при однородных членах (см. правило)
3) в сложном предложении (см. правило)
Знаки препинания при обращении
Схемы предложений
| Примеры
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 9
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. ЕЁ ОФОРМЛЕНИЕ (РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ).
Вспомним…
Тема (О ЧЁМ? )
| Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ? )
| Проблема
(ПОЧЕМУ? )
|
То, о чём говорится в тексте
| Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст? ), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя
| Вопрос, о котором рассуждает автор
|
Спасение бездомного щенка
| Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.
| Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?
|
Алгоритм размышления
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
1. внимательно прочитать текст;
2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя? )
3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».
ЗАДАНИЕ 10
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА
Как составить план
Для этого надо:
- определить, о чём говорится в каждой части текста;
- дать название каждой части, соответствующее её содержанию.
Примечание:
1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три.
2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста
3) По возможности пользуйтесь словами из текста.
4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.
Например:
1. Летние каникулы.
2. В гостях у бабушки.
3. Памятное событие.
4. Летняя сказка закончилась.
ЗАДАНИЕ 13
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.
разновидность
| определение
| примеры
|
1. Нейтральная
| Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем
| Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный и др.
|
2. Книжная
| Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому.
Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль.
| Лингвистика, ответчик, эпитет, бщественность, грядущий,
Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить
|
3. Разговорная
| Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т. д. )
К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова! ). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга.
| Малюсенький, задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть
|
4. Просторечная лексика
| Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи)
1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень
2. Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей.
3. Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей:
|
обормот, дрыхнуть, облапошить.
Сравните: лицо (нейтр. ) = харя, рыло, репа.
давеча, небось, отродясь.
|
ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:
стилистически нейтральное
| книжное
|
улучшение
| прогресс
|
отменить
| упразднить, аннулировать
|
отрывок
| фрагмент
|
враг
| недруг
|
стилистически нейтральное
| Разговорное
|
важничать
| форсить
|
спать
| дрыхнуть
|
плакать
| реветь
|
стилистически нейтральное
| эмоционально окрашенное
|
лошадь
| кляча
|
сделать
| смастерить, сладить
|
легкомыслие
| дурашливость
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: