Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная мысль. Её оформление (речевые клише).




Схема 2

Схема 3

ЗАДАНИЕ 8

Две запятые ставятся:

1) при обращении: обращение выделяется с двух сторон запятыми;

2) при однородных членах (см. правило)

3) в сложном предложении (см. правило)

Знаки препинания при обращении

Схемы предложений Примеры
   

 

ЗАДАНИЕ 9

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. ЕЁ ОФОРМЛЕНИЕ (РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ).

Вспомним…

Тема (О ЧЁМ? ) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ? ) Проблема (ПОЧЕМУ? )
То, о чём говорится в тексте Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст? ), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Вопрос, о котором рассуждает автор
Спасение бездомного щенка Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

1. внимательно прочитать текст;

2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя? )

3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;

4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

1. Грамотно сформулируйте основную мысль;

2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;

3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

ЗАДАНИЕ 10

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА

Как составить план

Для этого надо:

- определить, о чём говорится в каждой части текста;

- дать название каждой части, соответствующее её содержанию.

Примечание:

1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три.

2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста

3) По возможности пользуйтесь словами из текста.

4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.

Например:

1. Летние каникулы.

2. В гостях у бабушки.

3. Памятное событие.

4. Летняя сказка закончилась.

ЗАДАНИЕ 13

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.

разновидность определение примеры
1. Нейтральная Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный и др.
2. Книжная Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому.   Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль. Лингвистика, ответчик, эпитет, бщественность, грядущий, Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить
3. Разговорная Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т. д. ) К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова! ). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга. Малюсенький, задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть
4. Просторечная лексика Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи) 1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень   2. Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей.   3. Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей:   обормот, дрыхнуть, облапошить. Сравните: лицо (нейтр. ) = харя, рыло, репа.   давеча, небось, отродясь.

ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:

стилистически нейтральное книжное
улучшение прогресс
отменить упразднить, аннулировать
отрывок фрагмент
враг недруг
стилистически нейтральное Разговорное 
важничать форсить
спать дрыхнуть
плакать реветь
стилистически нейтральное эмоционально окрашенное
лошадь кляча
сделать смастерить, сладить
легкомыслие дурашливость
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...