Внешняя политика советского государства в :0-е 80-е гг: успехи и неудачи.
Начиная с 1956 г., возник раскол советско-китайских отношений. Коммуни- стическое руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном было недовольно критикой Сталина и советской политикой мирного сосуществования. Мнение Мао Цзэдуна раз- делялось руководством Албании. Ответом явился неожиданный и срочный вывод весной 1960 г. советских специ- алистов из КНР, сокращение материально-технической помощи Китаю. Процесс ин- дустриализации Китая резко затормозился. В дальнейшем список взаимных обид и ударов множился. Ранее дружествен- ные отношения КПСС и КПК, СССР и КНР стали напряженными, а потом и враждеб- ными. Все это имело далеко идущие и трагические последствия. Раскол советско- китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и между- народного коммунистического движения. После смещения Хрущёва внешняя политика СССР с середины 1960-х гг. бы- ла направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социали- стическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпа- дения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно- техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами. Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социа- листическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руко- водящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского До- говора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциали- стическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной ме- ре не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская ком- мунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммуни- стическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР тер- риториальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и Казахской ССР. Только благодаря сокру- шительному удару советских Вооруженных сил удалось остудить пыл китайской сто- роны. После этого китайское руководство резко критиковало «советский гегемо- низм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР вплоть до начала 1980-х г.г. Вторая половина 1960 — 70-х гг. — время, характеризующееся, как разрядка в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил фран- цузский президент Ш. де Голль, посетивший Москву с официальным визитом в 1966 г. и повлиявший на установление дружественных советско-французских отношений. В 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по ко- торому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а не- ядерные — не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признав- ший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписа- ла с Польшей и Чехословакией. Во второй половине 1970-х г.г. ФРГ превратилась в одного из основных торго- вых партнёров Советского Союза. В 1971 г. было заключено четырёхстороннее со- глашение по Берлину. СССР, США, Англия и Франция заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ. В начале 1970-х г.г. американское руководство признало военное равенство между СССР и США. Был заключен ряд соглашений об ограничении гонки вооруже- ний, например, договор 1972 г. об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на выс- шем уровне (1972, 1973, 1974, 1978 г.г.). Как знак наметившейся разрядки в 1975 г. в космос летал советско-американский экипаж (программа «Союз-Аполлон»). В 1979 г. был подписан договор ОСВ-2. В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о прин- ципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, не- вмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинк- ского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союз- ники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права че- ловека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культур- ные системы. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю оче- редь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равен- ства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стреми- тельно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных кон- фликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближ- нем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан Ограниченный военный контингент. Нача- лась Афганская война 1979—1989 г.г. — многолетнее политическое и вооруженное противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической респуб- лики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента совет- ских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов — душманов с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и части исламского мира — с другой. С целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей с дру- жественным режимом, в Афганистан, секретным решением 12 декабря 1979 г. узкого круга членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропова, Д. Ф. Устинова, А. А. Громы- ко и Л. И. Брежнева), были введены Вооружённые силы СССР. С этой целью дей- ствующий президент Х. Амин был заменен ставленником СССР — Б. Кармалем. Официальный режим Б. Кармаля получал значительную и разностороннюю — военную, финансовую и гуманитарную — поддержку Советского Союза. Политиче- скую, военную, финансовую и иную помощь моджахедам оказывали США, западно- европейские и ряд азиатских стран. Запад обвинил СССР в агрессии. Как следствие, не был ратифицирован договор ОСВ-2, в 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелесе. Разрядка этого ис- пытания не выдержала. Начался новый виток гонки вооружений. Наступили новые заморозки. СССР и страны «третьего мира». Отношения со странами «третьего мира» в зна- чительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию против Израиля, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975 г.г.) СССР оказал значительную военно- техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Афри- ке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфио- пия. СССР вело политику расширения сферы влияния, поддерживая врагов США («холодная война»). Однако навязывание многим странам Азии и Африки социали- стических порядков мешало внешней политике, ибо эти порядки вели к ухудшению в советской экономике и вызывали недовольство населения в Советском Союзе. «Холодная война» усилилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и ди- пломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 1980-х г.г. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: