Вопрос. Философско-правовой позитивизм
Вопрос. Философия права Г. Гегеля Философия права изложена в работе Гегеля с таким же названием и представляет более подробное изложение учения об объективном духе. Основной вопрос философии права - отношение личной свободы к обществу. * Абстрактное или формальное право, представляющее собой проявление свободы во внешнем мире. Право в узком смысле слова - это абстрактное право. Оно является выражением воли отдельных лиц и в своем содержании определяется естественными склонностями людей. Общий принцип абстрактного права: "Будь лицом и уважай других, как лица".
Государство есть наиболее адекватное форма нравственности. Но известно, что государство есть и наиболее адекватная форма воплощения разума. Следовательно, по Гегелю, нравственное и разумное тождественны.
вопрос. Философско-правовой позитивизм философский позитивизм Огюста Конта. Родоначальником философского позитивизма является французский мыслитель О. Конт. Конт был создателем самостоятельной науки об обществе, которую он назвал "социологией" (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. В течение шести лет Конт был секретарем К. А. Сен-Симона, а в 1830–1846 гг. опубликовал шеститомный "Курс позитивной философии", где сформулировал доктрину позитивизма.
Позитивными, по его мнению, являются знания, "истинно доступные нашему уму и полезные для нас". Положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными спорами о "первопричинах" бытия и сознания, а только опытом, наблюдением, экспериментом. Познание "первоначал" бытия и сознания изначально недостижимо, а следовательно, не имеет практического значения. По этой причине категорию сущности Конт рассматривал как пережиток донаучных представлений, поскольку поиск истоков явлений находится за пределами наблюдения. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и отношения. "Истинный позитивный дух, – подчеркивал Конт, – состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как"[1]. Отсюда проистекает закон постоянного подчинения воображения (фантазий, отвлеченного мышления, субъективных оценок) наблюдению (изучению фактов и их связей). "Жить при полном свете... – писал Конт о задачах позитивизма, – знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать". По мнению Конта, социальные явления, поведение людей подчиняются действию определенных законов. В противоположность мистическому метафизическому отражению социальной жизни он стремился создать науку об обществе – социологию. Социология, согласно Конту, должна объективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, формулировать закономерности развития общества; должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Назначение социологии как науки об обществе состоит в предвидении будущего, поскольку только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индивидов, групп помогут преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны. Методология позитивизма проникает в юриспруденцию и политическую науку, где также произошел переход от возможности познания сущности права и государства, выявления их первопричин к анализу того, как действуютправо и институты государства. Это привело к созданию самостоятельного направления в анализе политико-правовых явлений – юридического позитивизма.
Юридический позитивизм. Юридический позитивизм пришел на смену доктрине естественного права (для которой критериями действия права были его сочетание с требованиями разума, связь с естественным порядком) и исторической школе права (для которой право – это форма выражения народного духа, исторически данное узаконение: оно действовало потому, что оно действовало). Подобное понимание права было непригодным для решения проблем промышленных обществ в Западной Европе в XIX в., вступивших в полосу глубоких общественных перемен. Юридический позитивизм принципиально отрицал любое иное право, кроме позитивного. Его законной основой была не связь с общественным порядком и не исторически обусловленный обычай, нравы, как полагали представители исторической школы права, – оно действовало потому, что оно действовало. Лишь существующее право, формально закрепленное в нормативных правовых актах, стало само по себе исходным и самодостаточным. Для юриста было важным, что имелись формальные правила создания, изменения и отмены норм права. При условии следования этим формальным правилам не было никакого повода подвергать сомнению обязательную силу действующих норм для граждан в обществе. Поэтому вопрос об обязательной силе норм права с точки зрения морали, их справедливости или несправедливости был второстепенным. Следует отметить, что юридический позитивизм совпадал по направленности с принципами либерального государства: нормы были обязательны не только для граждан, но и для власть имущих в обществе. Юридический позитивизм отождествлял право с законом. Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. 1. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества с позиций естественного права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи.
2. Отождествление права и закона придает последнему свойства общеобязательности и принудительности, что освобождало право от примеси психологии, морали, истории, облегчало его применение. В поле зрения юридического позитивизма был не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный правовой акт, установленный властью, закрепленный в официальных актах государства. Происхождение закона и его обоснование, изучение причин его принятия не являются актуальными для юристов. 3. Оно позволяло эффективно регулировать товарно-денежные отношения, гарантировать формальное равенство прав и свобод граждан, а также позволяло избегать существования в правовой системе биюридизма – одновременного действия норм положительного права и принципов естественного права. Это обстоятельство не могло не приводить к правовым коллизиям и неэффективности правоприменения. Таким образом, развитие юридического позитивизма объективно было вызвано прогрессом товарно-денежных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений, нуждавшихся в четких правовых формулировках, обеспечивающих адекватное решение правовых споров собственников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|