Словарь основных терминов педагогической психологии.
Педагогическая психология (дидактические единицы)
Словарь основных терминов педагогической психологии.
А. Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая краткий вариант нормы, граничащий с психопатией. Алгоритмизированное обучение – разработанная Л.Н. Ландой и др. концепция обучения, основанная на применении в обучении алгоритмов для учащихся и обучающих лиц, где Алгоритм - понимается как точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих некоторому классу (или типу).
Б. Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма. В. Вербальное научение – приобретение человеком в символической форме посредством языка и др. знаковых систем социокультурного опыта. Викарное научение – освоение различных форм деятельности и поведения через прямое наблюдение за действиями воспринимаемого субъекта деятельности. Внутренний мотив учения – мотив, связанный с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Внешний мотив учения – мотив, определяющийся взаимоотношениями учащихся с окружающей средой, независимо от непосредственного отношения ребенка к выполняемой учебной деятельности. Внушение – метод воспитания предполагающий изменение представлений индивида на основе доверия с его стороны к воспитателю. Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования качеств личности, обеспечивающих необходимые условия для его развития и реализации своей социальной сущности. Д. Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение человека, отклоняющегося от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение субъекта, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Депрессия – аффективное состояние, характеризующиеся отрицательным эмоциональным фоном, низкой самооценкой, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. З. Заражение – воспитательный метод, опирающийся на совместное переживание субъектом и объектом воспитания событий, значимых для последнего, в результате которого происходит восприятие воспитанником сведений без их осмысления. Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития, определяемым степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого. И. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Импринтинг – вид научения, который реализуется как быстрое, автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием врожденных форм поведения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности – устойчивые, присущие только одному педагогу и зависящее от его индивидуальности формы воплощения содержания, использования средств и методов воспитания и обучения. Инсайт – один из психологических механизмов научения, проявляющийся как внезапное понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Инстинктивное поведение животных – совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных, т.е. в филогенезе, наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, выявляющая свой потенциал при решении различных задач. Интериоризация – переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с вещественными предметами преобразуются в процессе, протекающие в умственном плане; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. К. Когнитивная сложность – психологическая характеристика когнитивной сферы человека, отражающая степень категориальной дифференцированности сознания индивида и определяемая количеством сознания индивида и определяемая количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой – либо содержательной области. Когнитивный стиль – относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях. Контекст – обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста). Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Комплекс неполноценности – ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Л. Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для – меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, нормы, роли, ценности и идеалы.
Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении. Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроль), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроль). М. Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека. Мотивация – динамический процесс психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. Мотивировка – разумное обоснование самим человеком его поступков. Н. Навык – действие, сформированное путем упражнений, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции и контроля. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Научение – устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно выдержанными физиологическими реакциями организма. Невроз – нервно-психическое расстройство, психогенное по своей природе, в основе которого лежит непосредственно и нерационально разрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями. Невротизм (нейротизм) – свойство человека, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям ожиданиям других индивидов или социальных групп.
О. Общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг другу, и как процесс их взаимовлияние друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Обучение – целенаправленное, специально организованное педагогом взаимодействие учителя с учениками, направленное на управление и стимуляцию их внешней и внутренней активности, в ходе которой они присваивают социальный опыт и развивают свои способности.
Обучаемость – совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Одаренность – наличие у человека задатков к развитию способностей. Опрерантное научение – вид научения, происходящий за счет спонтанного порождения организмом реакций на один и тот же стимул (стимуляция) с последующим закреплением удачных способов действий. Операциональные структуры мышления – системы умственных действий при помощи которых мышление выявляет и использует отношения реального мира, закрепляемые в понятиях, для решения различных практических и теоретических задач. Ориентировочная основа действия – система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления выполняемого действия; ООД определяется тремя характеристиками: степенью полноты, мерой обобщенности и способом получения. П. Педагогическая деятельность – деятельность, в ходе которой осуществляется воспитывающая и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Педагогические способности – система специальных способностей, определяющих эффективное достижение целей педагогической деятельности. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы воспитания и обучения. Перенос - сознательное использование приемов учебной работы и приемов умственной деятельности при решении новых задач, являющиеся показателем усвоения данных приемов. Перенос навыков – влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение человека – имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, атрибутом – общение. Повторение – воспроизведение усвоенных знаний и действий целью облегчения их заполнения. Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с прдворяющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подражание – вид научения, происходящего в результате копирования поведения объекта, являются образцом для подражания (см. викарное научение). Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Попутное научение – приобретение знаний и умений в ходе деятельности, имеющей иную цель. Поступок – сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей и нравственных норм. Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению; П. Д. рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков. Приемы умственной деятельности – конкретные способы выполнения анализа синтеза, абстрагирования и обобщения, применяемые для решения определенного класса задач. Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающая в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. Проблемное обучение – концепция обучения, разработанная Л.В. Занковым, А.М. Матюшкиным и др., предполагающая такую организацию обучения, которая рассчитана не только на усвоение готовых знаний и умений, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем в условиях проблемных ситуаций, вынуждающих учащихся мобилизировать имеющиеся физические и психологические ресурсы. Программированное обучение – возникшая в 50-е г.г. ХХ в. в американской психологии (Б. Скиннер) концепция обучения, для решения проблемы управления усвоением знаний учащихся, опирается на реализацию обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, при котором переход к новой задаче происходит только тогда, когда обучающийся успешно решает исходную задачу. Продуктивный (конструктивный) конфликт – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.
Р. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова – обучение, которое в отличие от традиционного, направленного на развитие эмпирического мышления, ставит задачу развития теоретического мышления, при котором обучение начинается с усвоения общего знания, мысленное преобразование которого приводит к объяснению его связей с частным знанием. Референтная группа – группа, которая является эталоном для индивида, на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актови состояний. Роль – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. С. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самовоспитание – сознательная деятельность человека, опирающаяся на рефлексию, самооценку и саморегуляцию, определяющая формирование личности в соответствии с приоритетными ценностями, нормами и идеалами. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Саморегуляция – деятельность самосознания, направленная на достижение внутренней гармонии с миром и самим собой. Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) происходящим с ним (или с нею) событиям. Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, усвоение нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализация им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная установка – отношение человека к людям, социальным событиям и другим социальным объектам, значимым для него; социальная установка включает в себя три компонента данного отношения; когнитивный (знание об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает). Среда – совокупность внешних условий, среди которых рождается, живет и развивается организм. Стиль педагогического руководства – типичная для субъекта педагогической деятельности система приемов воздействия на объект воспитания и обучения, проявляющаяся в трех типах: авторитарном (жесткие способы управления, пресечение инициативы снизу и обсуждения принимаемых решений т.п.), демократичном (коллегиальность, поощрение инициативы и т.п.) и либеральном (отказ от управления, устранение от руководства и т.п.). Т. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция обучения, разработанная П.Я. Гальпериным, опирающаяся на понятие «интериоризации», обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором умственное действие формируется у учащихся в результате осуществления программы действий, включающей 6 этапов, путь от внешних, предметных действий в развернутом виде, образованием ориентировочной основы действия, до внутренней, умственной, свернутой формы действия. У. Убеждение – метод воспитания, использующий в качестве психологического механизма усвоения способность воспитуемого к рациональному осмыслению аргументов воспитателя. Умение – способность использовать имеющееся у индивида знание и освоенные способы действия для решения различных практических и теоретических задач. Упражнение – многократное выполнение действия, имеющее целью его освоение, опирающееся на поиск и отбор успешных действий, сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Уровень актуального развития - количество задач, которое ребенок может решить самостоятельно, без помощи со стороны взрослого. Уровень притязаний – величина тех успехов, на которые рассчитывает ребенок в различных видах деятельности. Усвоение 1. Механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта как опыта через приобретение общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (умений и навыков), нравственных норм и этических правил поведения. 2. Сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. 3. Результат учения, учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|