Словарь основных терминов и понятий
Адаптация школьная (от лат. adaptio -приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к се нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира. Апперцепция - это зависимость восприятия субъекта от его прошлого жизненного опыта. Ведущий тип деятельности - это деятельность, которая обусловливает изменения в психологических особенностях ребенка в определённый период его развития. Вербальное научение - это вид научения, который осуществляется в символической форме через многообразные знаковые системы. Викарное научение - это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида. Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на се некритическом восприятии. Воспитание - это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитанность - это запас нравственных представлений учащегося, его нравственные убеждения и реальное нравственное поведение. Воспитуемость - это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, освоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально - личностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу. Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Гибкость обучения - это умение педагога сочетать и при необходимости использовать различные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя т одного к другому. Готовность к школьному обучению - это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к систематически организованной школьной учебе. Дезадаптация - это нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, протекающее в рамках нормального развития ребенка, но связанное с отвыканием от привычных условии жизни привыканием к другим.
Дидактическая картина - это изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения. Дифференцированный подход к обучению - предполагает не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы обучения и строение самой школы. Духовность - это приоритет высших нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями. Задержка психического развития характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка как целого. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества. Запредельное торможение - это причина забывания, которая вызвана перенапряжением соответствующих корковых клеток.
Заражение - бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя). Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. Идентификация (от лат. idenlifico - отождествление, уподобление) - это способ понимания другого человека через уподобление себя ему. Импринтинг - это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Индивидуальность педагога - это совокупность главных и второстепенных педагогических качеств. Индивидуальные особенности мышления - это различные соотношения у человека основных видов мышления, а также самостоятельности, гибкости и быстроты мысли. Индивидуальный подход к воспитанию - учет дифференциально-психологических особенностей учащихся (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т. д.), т. е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный стиль педагогической деятельности - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности. Институты воспитания - это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия наличность. Коммуникативный компонент педагогической деятельности включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией школы, учителями. Компенсация (от лат. compensalio - возмещение, уравновешивание) - это ложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности - это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел и что ему еще не удалось достичь.
Контрсуггестия - явление сопротивления внушающему воздействию. Конфликт - это столкновение разнонаправленных, мнений или взглядов, фиксируемых в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо выводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, устремлений и т. п. Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника. Личностный подход к воспитанию - подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, и нацеленный на выявление того, как представлена личность в коллективе и как коллектив представлен в личности воспитанника. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мнемоника - система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника - наука о рациональных способах запоминания. Мотив - побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта. Мотив учения - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Мотивационная подструктура учебной деятельности школьника - это совокупность его мотивов учения. Мотивация - совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и синтеза.
Научение - это процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния па него. Непроизвольное внимание - возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, определяясь характером и качеством раздражителя. Нравственное сознание - это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучение - это профессиональная деятельность учителя, которая направлена па передачу учащимся знаний, умений и навыков. Обученность - это наличный уровень как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков учащегося. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, который порождается потребностями в совместной деятельности и познании и включает в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Оперантное научение - данный вид научения американский психолог-бихевиорист Б. Ф. Скиннер выделил в дополнение к классическому условно-рефлекторному. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Операционной подструктура учебной деятельности включает в себя определенную учебную задачу, а также совокупность учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи. Ориентировочная основа действия - это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» (П. Я. Гальперин) исполнения. Организаторский компонент педагогической деятельности включает в себя организацию своего изложения; организацию своего поведения па уроке, организацию деятельности детей и постоянную активизацию их познавательной сферы. Осознанные средства воспитания предполагают, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитанник знает о ней и принимает се.
Отклоняющееся (или девиантное) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Отметка - один из возможных результатов оценивания, который выражен в условно- формальных баллах. Оценка - процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном. Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая запущенность - это отставание ребенка в психическом и личностном развитии без видимой клинической патологии, обусловленное существенными пробелами в его воспитании на ранних и последующих стадиях развития. Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогические способности - это определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Педагогический такт - включает в себя как вопросы, которые связаны с психологическими сторонами личности учителя, так и ориентацию педагога в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым он следует. Педагогическое общение - общение, которое осуществляется по поводу и па основе педагогической деятельности, связанное с достижением высоких результатов в учебно- воспитательном процессе. Педология - комплексная наука о ребенке, его обучении и развитии, которая существовала в конце XIX - начале XX века. Возникла в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Письменная речь - это речь, воспринимаемая посредством визуально представленных знаков. Подражание - предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения. Понятие - это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними. Послепроизвольное внимание - вид внимания, который имеет целенаправленный характер, однако требует волевых усилий лишь на начальном его этапе, в дальнейшем поддерживаясь интересом к процессу и содержанию деятельности. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека в ходе решаемой им задачи и предполагающее поиск нового способа действий и новых знаний. Проблемное обучение - обучение, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Предполагает последовательную подачу учебного материала небольшими «порциями», контроль за усвоением каждого раздела и индивидуальный темп обучения. Произвольное внимание - управляется сознательной целью, требует волевой регуляции. Произвольность действий - сознательное формирование и исполнение намерений и целей. Профессионально важные качества - особенности человека, которые влияют на эффективность его труда по основным характеристикам. Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Прямые средства воспитания - предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом. Психодиагностика - отрасль психологической науки, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая готовность к обучению в школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников. Психологическая коррекция - это метод, имеющий своей целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка и предполагающий непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо. Психологические средства воспитания личности (в узком смысле слова) - это действия, которые предпринимает воспитатель с целыю изменения личности воспитуемого. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целыю организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологический контакт - это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу взаимозаинтересованных сторон. Психологическое консультирование - это оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Психология педагогической деятельности - это отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Психолого-педагогический эксперимент - это исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целыю для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Психолого-педагогический эмоциональный тренинг предполагает выполнение упражнений по снятию тревожности школьника через формирование умения предвидеть трудности и укрепление положительных эмоций в процессе учения. Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Развивающее обучение (по Л. В. Занкову) - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система начального обучения, которая направлена на общее развитие младших школьников. Реминисценции - данное явление памяти состоит в том, что отсроченное воспроизведение выученного материала более полно, чем сразу после заучивания. Оно возникает, как правило, при воспроизведении осмысленного материала, в процессе его свободного изложения («своими словами») и обусловлено переживаниями (интерес, значимость, важность) субъекта относительно этого материала. Ресоциализация - это процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности. Ретроактивное торможение - это явление, которое возникает когда вновь запоминаемый материал имеет большое сходство с изученным ранее, затрудняя его воспроизведение. Ролевые ожидания - это принятые в группе требования и предписания форм социального поведения, предъявляемые к лицам, выполняющим конкретную социальную роль. Самовоспитание - это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Сдвиг мотива на цель тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сензитивные периоды в жизни ребенка - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Содержательное обобщение - мыслительная деятельность, в ходе осуществления которой обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным. Социальная адаптация - это приспособление детей, которые оказались социально изолированными и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики социально дезадаптированных детей для того, чтобы они могли успешно учиться и развиваться в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Социальная роль - социальная функция, модель поведения, которая объективно задана социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Социальный статус - положение людей в системе социальных связей и отношений, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Стиль руководства педагога - это характерная манера и способы выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися. Теории воспитания - это концепции, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности, а также ее поведение под воздействием воспитателя. Теория поэтичного формирования умственных действий - положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов). Тест - система заданий, которая позволяет измерить уровень развития определенного психологического свойства личности. Традиционная (объясняющая) форма обучения - это обучение, основанное на коммуникативной модели обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и учащимся. Тренинг педагогического общения - вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности. Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Умственное развитие - это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Условно-рефлекторное научение - вид научения, который предполагает приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса. Учебная деятельность - это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учебная задача - способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области. Учение - это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике. Формирование ассоциации - это психологический механизм научения, который состоит в установлении временных связей между отдельными знаниями или частями опыта человека. Чувство - это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Экспериментальная психология - вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмпирическое обобщение - это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях. Эффект Розенталя состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|