Порядок морфологического разбора частицы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Выписываем из предложения и определяем общее грамматическое значение. 1. Определяем тип: словообразовательная, формообразовательная или смысловая. 2. Выясняем разряд по значению (для смысловых частиц): вопросительная, усилительная, указательная, восклицательная, выделительно-ограничительная, определительно-уточняющая, модальная, отрицательная. Образец: Память оживляет даже камни прошлого (М. Горький). Даже — частица, смысловая, усилительная. Выделите частицы, определите их тип и разряд по значению. 1. Если б не грозы, давно бы засохла трава, опали листья с деревьев и земля лежала бы пепельная. (Г. Марков) 2. Хорошо, друг мой, пусть будет по-твоему. (Ф.Достоевский) 3. Скажите Москве — пускай удержится! (В. Маяковский) 4. Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) 5. Зовет меня взглядом и криком своим и вымолвить хочет: «Давай улетим!» (А. Пушкин) 6. Уж прошло гораздо больше суток. (М. Горький) 7. Соловей хоть и родится певцом, все-таки он не станет мастером, если не будет учиться у стариков. (В. Песков) 8. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима. (А. Пушкин) 9. Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой. (А. Фет) 10. Как она пляшет! Как поет! (М. Лермонтов) 11. Вот если бы где-нибудь, хоть во сне, вот так же посмотреть на маму. (Л. Леонов) 12. В то же время именно леса оказывают могучее воздействие на ход всех природных процессов. (Г. Береговой) 13. Душою мы друг другу чужды, да вряд ли есть родство души. (М. Лермонтов) 14. Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок) 15. Он не променяет эти туманные зори ни на какие позлащенные закаты Италии. (К. Паустовский)
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Междометие — особая неизменяемая часть речи, которая служит для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их: Ах, как много на свете кошек (С. Есенин); «Браво, браво!» — говорили в публике (А. Чехов). Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения. Междометия произносятся с особой эмоциональной интонацией, на письме выделяются запятой или восклицательным знаком: У тебя новые черевички. Ах, какие хорошие! (Н. Гоголь); Но, увы! Комендант ничего не мог сказать мне решительного (М. Лермонтов). Междометия характеризуются по значению, структуре, происхождению (табл. 40). Таблица 40
В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение.
Прочитайте два предложения и ответьте, в какой роли выступает слово ура. Ура! Мы ломим; гнутся шведы (А. Пушкин). — Далече грянуло ура: полки увидели Петра (А. Пушкин). В первом предложении слово ура является междометием, так как оно не связано с членами предложения, не является членом предложения, не имеет номинативной функции, передает эмоции (в данном случае — радость, восторг).
Во втором предложении слово ура является подлежащим, поэтому выступает в значении имени существительного. К междометиям примыкают звукоподражательные слова: гав- гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, фъюить-фьюить и др.: «Свись- свись!» — утята в пруду. «Кряк-кряк!» — отвечают им утки. «Свись- свись!» — цыплята в огороде. «Квох-квох!» — отвечает им курица (М. Пришвин); «Вжу-у, вжу-у, режу», — пропела коса, и первые горстки срезанного хлеба легли на край полоски (Ю. Дмитриев). Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис: ого-го, ой-ой-ой; кря-кря, мяу-мяу. Междометия и звукоподражательные слова употребляются мастерами художественного слова как выразительное средство языка. Прочитайте текст. Можете ли вы вспомнить название произве- дения и имя его автора? Найдите междометия. Охарактеризуйте их. Какую роль они играют в данном отрывке? «Ой! Конечек-горбуночек! Прибегай скорей, дружочек! Я ведь птицу-то поймал», — Так Иван-дурак кричал. Горбунок тотчас явился. «Ай, хозяин отличился! — Говорит ему конек. — Ну, скорей ее в мешок!» Конечно, вы узнали сказку П. Ершова «Конек-горбунок». Оба междометия, с одной стороны, выражают совершенно определенные чувства участников этого диалога: междометие ой показывает испуг героя, а междометие ай, наоборот — радость конька за своего хозяина. Причем лексемы предложения своим значением подтверждают правильность нашего понимания (прибегай скорей, кричал, отличился), а уменьшительно-ласкательные суффиксы свидетельствуют о «нижайшей» просьбе. С другой стороны, из-за междометий появляется впечатление живой, непринужденной речи: автор использует разговорный стиль, чтобы приблизить литературное произведение к жанру устного народного творчества — сказке. Междометие ну усиливает это впечатление. Порядок морфологического разбора междометия 1. Определяем, является ли слово членом предложения. 2. Выясняем разряд по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные). 3. Определяем разряд по структуре (простые, сложные, составные).
4. Определяем разряд по происхождению (непроизводные, производные). Образец: Ох, пошлите за доктором (И.Тургенев). Ох — междометие, эмоциональное, простое, непроизводное.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1. Охарактеризуйте значение и грамматические признаки выделенных словоформ. Отметьте, с какими существительными употребляются производные предлоги со значением причины, времени, цели. В чем здесь сходство с употреблением непроизводных предлогов? 1. Во все время разговора Чичиков рассматривал гостя. (Н. Гоголь) 2. Во время чтения Григорий стоит потупя голову. (А. Пушкин) 3. Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза. (А. Пушкин) 4. Княжна Марья не выезжала по случаю траура.(Л. Толстой) 5. Журнал «Европеец» запрещен вследствие доноса. (А. Пушкин) 6. Сын знает, что отец только вследствие собственного невежества запрещает ему учиться. (Н.Добролюбов) 7. Он чувствовал признательность за то, что, прощая Лизу в силу отеческой слабости, Мешков считал его более правым, чем свою дочь. (К. Федин) 8. Ввиду отсутствия телефона у отца на квартире, она принялась звонить к нему на службу. (Л.Леонов) 9. Невозможно описать того состояния, в котором я находился в продолжение моей бешеной скачки. (А. Куприн) 10. Инсаров был очень молчалив и пасмурен в течение всего вечера. (И. Тургенев) 11. В течение всех этих приготовлений оба противника стояли поодаль(И. Тургенев) 12. Я увидел, что благодаря болтливости ямщика... меня принимали как придворного временщика. (А. Пушкин) 13. Танцы благодаря всеобщей сумятице прекратились. (А. Чехов) 14. Педагогические внушения теряют свою силу благодаря частой повторяемости. (А. Куприн) 15. Час спустя двери тюрьмы растворились. (Н. Гоголь) 16....На нас с вами рухнут восемь этажей, не считая крыши и чердачных перекрытий. (Л. Леонов) 17. Доводы не состоятельны в смысле логики. (В. Плеханов.) 18. Бригаду сняли с фронта с целью переброски в окрестности столицы на подавление беспорядков. (М. Шолохов)19.Истина обнаруживается посредством сравнения. (Ф. Сологуб)
Сделайте морфологический разбор предлогов вследствие, за, на, в продолжение, в смысле.
2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. 1. (По)над Волгою расстилался туман. 2. Барбос бежал (на)встречу хозяину. 3. Путник прощался, благодаря хозяина за гостеприимство. 4. (В)продолжени.. дня погода резко ухудшилась. 5. Имейте (в)виду, что к экзаменам необходимо тщательно готовиться. 6. Он обежал вокруг вокзальной площади. 6. (В)заключени.. оратор поблагодарил слушателей за внимание. 7. Брат торопится (на)встречу с другом. 8. Деньги были положены (на)счет в банке. 9. Благодаря прочным знаниям я смог поступить в университет. 10. Особо сильная струя (в)течени.. реки называется стрежнем. 11. (В)виду недостатка места в бухте корабли стояли в открытом море. 12. (Из)под топота копыт пыль по полю летит. 13. (В)следстви.. по делу были допущены грубые нарушения. 14. Мы были заинтересованы (в)продолжени.. занятий. 15. (В)след за весной всегда приходит лето. 16. Эта фигура была (в)роде многоугольника. 17. (В)заключени., доклада были сделаны выводы. 18. (В)следстви.. плохой погоды поездка за город была отменена. 19.(Не)смотря на усталость, мы все-таки поднялись на вершину горы. 20. Мы старались идти след (в)след.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|