Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уважаемые студенты!. Аварии как источники загрязнения. Классификация аварий с точки зрения воздействия на окружающую среду




Уважаемые студенты!

ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте материал лекции, сделайте записи в тетради и ответьте на вопросы домашнего задания

Аварии как источники загрязнения

 

Не только атомный реактор, но и любой агрегат, содержащий в сконцентрированном виде опасные вещества и (или) энергию, является потенциально аварийным. Среди аварийных антропогенных воздействий на экосистемы можно выделить несколько особо опасных. К ним относятся:

· • аварии на атомных электростанциях и химических предприятиях;

· • аварии при транспортировке горючих, радиоактивных и ядовитых веществ;

· • прорывы водоочистных сооружений и нефтепроводов;

· • обширные лесные пожары;

· • аварии танкеров и нефтедобывающих платформ.

Каждая из крупных аварий имеет «своё собственное лицо», однако можно выделить одну их характерную черту. Почти все страшные аварии, пожары и катастрофы есть следствие пренебрежения мерами безопасности при проектировании, строительстве или эксплуатации опасных объектов. Приведём примеры.

Большую опасность для людей и природных экосистем представляют собой химические реакторы и хранилища продукции. В большинстве случаев на подобных предприятиях имеют место постоянные утечки опасных ядовитых веществ, но к особо ужасным последствиям ведут аварии. Самая тяжёлая катастрофа в химической промышленности произошла ночью со 2 на 3 декабря 1984 г. в городе Бхопала (Индия) на заводе дочерней фирмы американской корпорации «Юнион карбайд». Из-за неисправности системы охлаждения и аварийной сигнализации из резервуара, содержавшего более 40 тонн метил изоцианата, в течение двух часов в атмосферу выбрасывались его пары при температуре примерно 200°С и под давлением более 10 атмосфер. Метилизо-цианат СН31ЧСО — сильный яд, служивший промежуточным продуктом для производства пестицидов, используемых для уничтожения сельскохозяйственных вредителей и переносчиков опасных заболеваний. Молекулярный вес СН3МСО равен 57, и его пары почти вдвое тяжелее воздуха. Вертикальное перемешивание воздуха ночью было слабым, и ядовитое облако стелилось над спящим городом. В общей сложности от отравления погибли более 3500 человек, не менее 30 000 стали инвалидами, а общее число пострадавших непосредственно от аварии составило около полумиллиона. Кто бы ни был виноват в этой аварии, но она, безусловно, явилась следствием пренебрежения техникой безопасности как со стороны проектировщиков, так и со стороны персонала.

Огромную опасность для водных экосистем и биосферы в целом представляют разливы нефти и нефтепродуктов. При авариях нефтеналивных танкеров и нефтедобывающих платформ в море внезапно попадают гигантские количества нефти, растекающиеся по поверхности воды и переносимые течениями на сотни километров. Каждая такая авария приводит к массовой гибели морских организмов от планктона до крупных рыб, птиц и морских млекопитающих на площадях в тысячи квадратных километров и загрязнению десятков километров берега. Более половины мирового экспорта нефти перевозится танкерами. В настоящее время в мире эксплуатируется свыше 1000 гигантских супертанкеров, каждый из которых способен перевозить более 100 000 тонн нефти. Ежегодно происходит около ста аварий танкеров, в том числе до 20 тяжёлых, и согласно статистическим данным из них 60% происходит вследствие небрежности или ошибок персонала. Только у входа в пролив Ла-Манш произошли две гигантских аварии. 18 марта 1967 г. танкер «Торри Каньон» сел на мель, и в море попало около 120 тысяч тонн нефти, а 16 марта 1978 г. при сходной аварии танкера «Амоко Кадис» разлилось более 200 тысяч тонн нефти. 24 августа 1989 г. у берегов Аляски сел на риф танкер «Экссон Валдиз», из которого вытекло 45 тысяч тонн нефти, покрывшей около 1500 км акватории. Последствия подобных аварий наблюдаются и спустя десятилетия. Все эти аварии происходили при хорошей погоде и исключительно по халатности владельцев и экипажей. Достаточно сказать, что капитан танкера «Экссон Валдиз» в момент катастрофы был просто беспробудно пьян!

Анализ большинства катастроф показывает, что, как правило, проектировщики, производя свои расчёты, пренебрегают «человеческим фактором» и предполагают катастрофическую аварию невозможной, основываясь на гипотезе, что в процессе эксплуатации их инструкции не будут серьёзно нарушаться. Эта ошибочная гипотеза дорого обходится человечеству!

 

Классификация аварий с точки зрения воздействия на окружающую среду

С точки зрения окружающей среды, авария это результат и процесс разрушительных явлений на предприятии, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия и отходы производства, технологическое оборудование, становятся поражающими факторами для окружающей среды и самого человека. Аварии по тяжести своих последствий подразделяются на проектные и запроектные или крупные.

К первой категории относятся предсказуемые аварии, предусмотренные системами обеспечения безопасности предприятий. Здесь возможно гарантированное обеспечение определенного уровня безопасности, рассчитанное при проектировании объекта.

Промежуточным типом являются отсроченные аварии, могущие возникать при длительном хранении химически агрессивных веществ, рано или поздно способных разрушить собственную емкость и попасть в окружающую среду, нередко став источником дополнительных аварий.

Крупная авария может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, способной служить угрозой для жизни и здоровья людей, а также экологического равновесия в природе.

 

Поскольку существует человеческий фактор, все производства можно рассматривать как потенциально аварийные, т. е. объекты ненулевого риска.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 В соответствии с внутренней спецификой, все аварии обычно подразделяют на пожары, взрывы и токсичные выбросы. Эта классификация весьма условна, поскольку, например, после взрыва очень велика вероятность пожара, или наоборот, также любая из этих категорий может сопровождаться выбросом токсического вещества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...