Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Специфика философского знания и его основные исторические формы




ФИЛОСОФИЯ

Учебник

Леонов Виктор Ефимович

Смирнова Анастасия Петровна

 

 

Санкт-Петербург

2011


УДК 1/14(075.8)

ББК 87я73

Л 47

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве учебника для всех специальностей

Рецензенты:

кафедра философии и политологии Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института ( зав.кафедройд-р филос. наук, доц. В.П. Щербаков )

канд. филос. наук, доц. М.А. Гусева (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

 

Леонов В.Е., Смирнова А.П.

Л 47 Философия: учебник / В. Е. Леонов, А.П. Смирнова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

Учебник представляет собой систематическое изложение курса философии. Дается представление об истории философии и последовательно рассматриваются её основные разделы: онтология, теория познания, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия. Показана эволюция философского знания в рамках его основных разделов. Большое внимание уделено состоянию современного уровня развития философии. В рамках анализа социально-философских концепций отдельное внимание уделяется философским проблемам экономического знания.

Особенностью работы является то, что наиболее сложные проблемы философского характера для облегчения их понимания проиллюстрированы множеством примеров. Содержание работы полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов вузов, которые изучают философию в рамках типового университетского курса.

УДК 1/14(075.8)

ББК 87я73

© СПбГИЭУ, 2011

Оглавление

Предисловие. 7

РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... 11

1.1. Предмет и специфика философского знания. 11

1.2. Культурно-обусловленные формы философии. 28

1.2.1. Индийская философия. 30

1.2.2. Китайская философия. 37

1.2.3. Античная философия. 45

1.2.4. Арабо-мусульманская философия. 55

1.2.5. Западноевропейская философия. 61

1.2.5.1. Философия Средних веков. 61

1.2.5.2. Философия Возрождения. 67

1.2.5.3. Философия Нового времени. 72

1.2.5.4. Современная философия. 82

1.2.6. Русская философия. 91

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ.. 99

2.1. Бытие вообще, идеальное и материальное. 99

2.2. Пространство и время. 113

2.3. Движение, его причина и направление. 122

2.4. Детерминизм и виды закономерностей. 134

РАЗДЕЛ 3. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ.. 144

3.1. Мозг и психика как предметы научного и философского интереса 144

3.2. Психофизическая проблема и модели ее решения. 151

3.2.1. Дуалистическая и идеалистическая модели. 152

3.2.2. Материалистическая модель. 161

3.2.3. Модель нейтрального монизма. 172

3.3. Сознание как функция. 178

3.3.1. Бихевиоризм.. 178

3.3.2. Феноменология. 184

3.3.3. Исследования искусственного интеллекта. 190

3.4. Самосознание и феномен «Я». 196

3.5. Бессознательное. 206

РАЗДЕЛ 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 215

4.1. Виды, механизмы и цели познавательной деятельности. 215

4.2. Проблемы и теории истины.. 238

4.3. Общие проблемы методологии научного познания. 250

4.4. Проблемы методологии в социально-гуманитарном познании. 266

РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО КУЛЬТУРА.. 288

5.1. Сущность и происхождение человека. 288

5.2. Человек как индивидуум, личность и индивидуальность. 305

5.3. Модели интерпретации человека. 315

5.3.1. Идеалистическая модель. 317

5.3.2. Натуралистическая модель. 325

5.3.3. Деятельностная модель. 336

5.3.4. Феноменологическая модель. 344

РАЗДЕЛ 6. ФИЛОСОФСКИЕ ТИПЫ ЭТИКИ И РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ 357

6.1. Мораль и нравственность с точки зрения философии. 357

6.1.1. Автономная этика. 359

6.1.2. Гетерономная этика. 367

6.1.2.1. Эвдемонизм.. 367

6.1.2.2. Утилитаризм и прагматизм.. 375

6.1.2.3. Натуралистический и эволюционный подходы.. 381

6.2. Религиозная мораль. 389

РАЗДЕЛ 7. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ.. 395

7.1. Специфика эстетического. 395

7.2. Подходы к интерпретации эстетического. 402

7.2.1. Идеалистический подход. 403

7.2.2. Натуралистический подход. 428

РАЗДЕЛ 8. ОБЩЕСТВО И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ 443

8.1. Понятие социальной реальности и основные проблемы обществознания 443

8.2. Основные структуры и институты общества. 451

8.3. Модели интерпретации социальной реальности. 468

8.3.1. Идеалистическая модель. 471

8.3.2. Натуралистическая модель. 477

8.3.3. Деятельностная модель. 487

8.3.3.1. Технико-технологический подход. 489

8.3.3.2. Экономический подход. 496

8.3.4. Феноменологическая модель. 518

8.4. Глобальные проблемы и перспективы развития человечества. 525

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 536

 


Предисловие

Руководствуясь своим собственным опытом преподавания философии, авторы хотят обратиться к читателям, чтобы сделать следующие пояснения, которые касаются особенностей данной работы.

Мы исходили из того, что наши читатели ничего не знают о содержании философского знания, но хотят получить об этом ясное и отчетливое представление. Для того чтобы соответствовать такому ожиданию мы старались писать содержательно и одновременно просто. Во всех случаях – где это возможно – нами даны четкие определения, а все сложные для понимания проблемы раскрыты и объяснены с привлечением конкретных примеров.

Рассматривая взгляды того или иного мыслителя, мы всячески старались уйти от такого положения дел, когда авторы «формально» и «правильно» передают особенности той или другой концепции, но при этом не считают необходимым объяснить, почему и как она оказалась возможной. Так бывает, когда, например, говорят, что-то вроде следующего: «Кант был агностик, который считал, что мир – это абсолютно непознаваемая «вещь в себе», а Гегель думал, что все, что есть – это лишь Абсолютный дух и природа есть форма его инобытия».

Любой человек, который стремится понять то, что ему говорят, а не настроен на бессмысленное зазубривание пустого набора чужих слов, естественно подумает следующее: «Если это великие мыслители, и они говорят такое, значит, это, видимо, имеет какой-либо смысл. Я не специалист в этой области и мне такие необычные сочетания слов непонятны. Нельзя ли объяснить то, что они имели в виду, обычными словами, проще и нагляднее?» На наш взгляд, задача учебных пособий в том и состоит, чтобы отвечать на такие вопросы. Во всяком случае, мы попытались это сделать.

Второй момент, о котором необходимо сказать, связан с особенностями структуры данной работы. Значительная часть материала, который здесь рассматривается, упорядочен на основе историко-генетического и системного методов. Использование историко-генетического метода выражается в том, что мы старались рассмотреть не только те представления, проблемы и типы их решения, которые характерны для современного этапа развития философии, но также и те, которые существовали ранее. Это делалось для того, чтобы можно было проследить и понять логику изменения и развития философского знания. Поэтому, например, в разделе «Общие проблемы онтологии» рассматриваются такие вопросы, как «эволюция представлений об идеальном и материальном» и «развитие представлений о пространстве и времени». Что касается системного метода, то его использование находит свое выражение в четкой и согласованной организации рассматриваемого материала. В частности, в разделах, которые посвящены проблемам философской антропологии и социальной философии это проявляется в структурировании материала в соответствии с четырьмя моделями интерпретации человеческого бытия и социальной реальности: идеалистической, натуралистической, деятельностной и феноменологической.

Особенностью данной работы является то, что здесь сознательно и систематически проведена организация материала таким образом, чтобы в результате у читателя возникло ясное и отчетливое понимание одного из важнейших теоретико-познавательных положений, которое касается проблемы соотношения знания и реальности. Смысл этого положения состоит в том, что история теоретического знания человечества, несмотря на все различия его конкретно-предметных областей, в целом может быть понята как эволюция парадигм интерпретации того, что принято называть «реальностью». С содержательной стороны эта эволюция есть переход от фундаменталистской парадигмы реальности в пользу понимания ее как системы соотношений и функциональных связей.

В первом случае «реальность» – это то, что лежит в основе всего, будучи чем-то неизменным и скрытым, и что, одновременно, может быть обнаружено в виде соответствующих «субстанций». Примерами таких субстанций, которые в рамках фундаменталистской парадигмы ищут и все время обнаруживают применительно к разным сферам реальности, являются, в частности, «атомы» Демокрита, «первичные качества материи» Локка, «мир идей» Платона. Сюда можно отнести также представления о «душе» человека как особой реальности, мысль о неизменности его «сущности» и идею о совершенном обществе.

Во втором случае «реальность» – это то, что все время находится в процессе становления и изменения, что может быть познано как какое-либо качество, свойство и отношение, которые возникают, изменяются и исчезают, всегда существуя в системе определенных взаимодействий и связей. Примерами этого являются, в частности, атрибутивная концепция пространства и времени, понимание природы как системы фундаментальных взаимодействий, смысл как интенция у Брентано и Гуссерля, понимание человеческого бытия как созидающей себя активности у Сартра.

Следует заметить, что понять такую высокую философскую абстракция как «эволюции представлений о реальности» отнюдь не просто. Тем не менее, этого можно добиться, если серьезно подойти к изучению философии. Мы надеемся, что работа с данным пособием будет способствовать пониманию как этой, так и целого ряда других философских проблем.


РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...