Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

43.Гендерная идентичность личности в период молодости




Половой диморфизм обнаруживается в психологических различиях между мужчинами и женщинами. Так, у мужчин лучше развито аналитическое мышление, а у женщин - интуитивное, образное и чувственное. Такие же различия были получены в области языковых способностей " по нескольким показателям (при позитивном сдвиге в " женскую" сторону) - словарном запасе, речевой активности и ясности речи" ), в стратегиях реагирования на стресс, в ряде личностных переменных. Оказалось, что при переживании стресса женщина фиксируется на его причинах, а мужчина - дистанцируется от них, отвлекаясь на другие проблемы. К различиям в личностных качествах относятся - склонность к риску, агрессивному поведению, автономии, независимости у мужчин и осмотрительность, мягкость и дружелюбие в коммуникациях, заботливость у женщин. Мужчины и женщины различаются по предпочитаемым ими защитным механизмам, мужчины склонны к проекции, а женщины - к отрицанию.
В последнее время в научной литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости различать половые и гендерные особенности, половую и гендерную идентичность. " Психологи предпочитают употреблять термин " гендер", подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово " пол" подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола" (Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 26). Когда мы употребляем термин " пол", мы имеем в виду информацию, которую дает человек, отвечая на вопрос анкеты: " Каков Ваш пол? ". Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и фемининности.
Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность опосредствует контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.

· Два показателя - маскулинность и фемининность образуют четыре типа гендерной идентичности:

o маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т. п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч. );

o фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);

o андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);

o недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).

).
.
В конкретном эмпирическом исследовании что адаптивное развитие девочки в период полового созревания определяется не только своевременными гормональными и телесными изменениями, но и развитием конструктивных отношений с противоположным полом, с собственной матерью и отцом. На подростковой стадии развития обнаруживаются явные признаки дифференциации мужской и женской фигур по маскулинному и соответственно фемининному типу с элементами последующей интеграции черт, противоположных биологическому полу. Примечательно, что для большинства девочек, в отличие от мальчиков, женщина представляется фемининной, а мужчина - маскулинным, причем в образе женщины маскулинные и фемининные признаки более контрастны, чем в образе мужчины. По-видимому, это связано с тем, что собственный опыт телесных и психических изменений подвергается более тщательному анализу по сравнению с опытом познания другого человека. Данная особенность, однако, является характеристикой представлений только той части выборки, для которой свойственно нормальное и адаптивное развитие в этом возрасте.
При задержках полового развития или проблемах взаимоотношения с родителями (диадные, а не триадные) наблюдается снижение уровня адаптации девочки (т. е. переживание негативных эмоций в сочетании с неустойчивым контролем поведения), недифференцированность мужской фигуры по гендерным признакам, слабая дифференциация женской фигуры, или, наоборот, гипермаскулинизация мужской и женской фигур. В любом случае типичным для этих двух групп девочек является дефеминизация женщины и маскулинизация или недифференцированность мужской фигуры по гендерным признакам.
женщины.
Адаптивное развитие мальчика в период полового созревания определяется теми же факторами, что и развитие девочки (телесные и гормональные сдвиги, идентификация с отцом, сепарация от матери). Так же как и в группе девочек, у мальчиков наблюдается контрастность маскулинных и фемининных признаков в представлениях о себе и меньшая контрастность в представлениях о девочке/женщине. Однако это правило нарушается при задержках полового и психического развития.
.
Адаптивный путь развития мальчика, в отличие от девочки, определяется гипермаскулинизацией: в первом случае - мужской фигуры, и, частично, женской, во втором - женской фигуры. При задержках полового развития и других фрустрирующих факторах существенно снижаются показатели маскулинности как при изображении женщины, так и при изображении мужчины, что затрудняет дифференциацию гендерных признаков и замену объекта идентификации. В одной из неадаптивных групп объектом идентификации является мать, а в другой - объектом идентификации является отец, не имеющий явных маскулинных особенностей.

· Таким образом, линия нормального развития мальчика в период полового созревания также представлена тремя фазами, но больше растянута во времени и длится вплоть до юности:

o первая фаза - недифференцированность маскулинных и фемининных признаков в образе Я;

o вторая фаза - маскулинизация женщины как объекта идентификации;

o третья фаза - феминизация женщины и маскулинизация мужчины как объекта идентификации.

Тендерная идентичность - это результат сложного взаимодействия организмических, социальных и психологических (собственно личностных) факторов, при котором по мере становления и реализации тендерной идентичности усиливается регулирующая и смыслообразующая роль самой личности. Реализация тендерной идентичности личности связана с выработкой определенных способов социокультурной презентации своих организмических свойств в той форме, которая отвечает собственным личностным смыслам.

44. Роль и место социального психолога в профилактике и разрешении семейных конфликтов.


При подготовке специалиста по работе с семьей следует учитывать, что трактовка учеными любого конфликта, возникающего в семье, является неоднозначной, так как это понятие с широкой «амплитудой». Обобщая позиции конфликтологических научных школ и направлений, можно выделить следующие выделяемые ими признаки, применимые к конфликту в семье:
Конфликт — особый вид социальных взаимоотношений людей, который представляет собой столкновение разнонаправленных сил и противоборство двух и более противостоящих сторон. Конфликт вызван невозможностью одновременного удовлетворения потребностей его участников, предполагает пересечение их интересов, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как к противнику и «виновнику» проблемы. Конфликт вытекает из статусных, ролевых, ценностных, нормативных и иных духовных и материальных различий субъектов. В процессе конфликта происходит разрешение острого противоречия, основанного на несовместимости интересов, целей, ожиданий, взглядов, мотивов, действий. Возникновение в социальной системе конфликта неизбежно из-за наличия в ней несовершенства, неоднородности, неравномерности распределения ресурсов, неравенства и т. п. Взаимоотношения сторон в процессе конфликта связаны с негативными эмоциями, стрессами, нанесением ущерба и т. д.

).


Разрешение конфликтов в семье, как показало проведенное исследование, тесно связано с устранением их основных причин. Поскольку многие из этих причин имеют социальную природу, а последствия семейных конфликтов негативно влияют на состояние общества в целом и его отдельных сфер (культуры, политики, экономики и т. д. ), постольку не только семья и отдельные индивиды, но и государство должно принимать активное участие в урегулировании семейных конфликтов и готовить соответствующие кадры.

 

Будущий специалист должен знать, что урегулирование семейных конфликтов является дифференцированным процессом, который детерминирован типами семьи и этапами семейного жизненного цикла. Наибольшие затруднения в самостоятельном разрешении конфликтов имеют семьи дезинтегрированные, разобщенные, с нетипичной структурой (по данным последней переписи населения, в России около 15% неполных нуклеарных и 6% неполных многопоколенных семей, 15% многопоколенных полных семей, 5% многодетных семей и т. д. 25), социально уязвимые (малообеспеченные семьи, семьи с инвалидами, с безработными, семьи с девиантным поведением и т. п. ). Также внутрисемейное разрешение конфликта часто требует посторонней помощи на «переходных» этапах жизненного цикла семьи: таких как появление в семье маленьких детей, достижение детьми подросткового возраста, создание молодежью собственной семьи, выход родителей на пенсию и др.


По отношению к семье специалист не должен занимать крайние позиции чрезмерного вмешательства в частную жизнь граждан, принятия на себя ответственности за семейное благополучие клиентов или, напротив, устранения от решения насущных семейных проблем. Семья — самодостаточная развивающаяся социальная система. Однако следует поддерживать ее развитие, в том числе путем консультирования конкретных нуждающихся семей с целью предупреждения и разрешения семейных конфликтов.


Важнейшим механизмом социальной регуляции семейных конфликтов является разработка и реализация соответствующей социальной политики. Особую роль в разрешении этих конфликтов играют такие направления социальной политики, как семейная политика, демографическая, молодежная, жилищная, образовательная, культурная, информационная политика, политика труда и занятости, пенсионного обеспечения. Задачей социальной политики, в целом, и конкретных специалистов, в частности, не должны быть подавление конфликта или избегание решения сложных социальных проблем семьи. Необходим гибкий учет интересов ее членов, гармонизация их отношений, координация взаимодействия семьи и других социальных институтов, поддержание и укрепление социального статуса семей с детьми, подготовка молодежи к семейной жизни и помощь молодым семьям, развитие правоохранительной и законодательной деятельности в социальной сфере общества и т. д.


45. Описательно- Психологические характеристики типов профессий

Прежде всего, необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 году. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности - интересов ценностных ориентаций - Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.

Реалистический. К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т. д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой - недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами.

Интеллектуальный. Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие - теоретические и в некоторой степени - эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей.

Социальный. Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Поэтому в занятиях предпочитают обучение и лечение, выбирая такие профессии, как врач, учитель, психолог, декоратор, бармен. Зато не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Конвенциональный. К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т. е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Хотя у этого типа людей лучше развиты математические способности, они обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители.

Предприимчивый. Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности.

Артистичный. К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т. п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...