Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и проблемы слияния, поглощения и присоединения предприятий




Отличительной чертой российского рынка по-прежнему остаётся исключительная закрытость процессов слияний и поглощений компаний. Информационное сопровождение сделок по приобретению бизнеса либо отсутствует полностью, либо осуществляется путем размещения заказных публикаций в СМИ. Это, в свою очередь, нередко приводит к своеобразной дуэли заинтересованных сторон в mass-media.
Далеко не всегда информация о сделках по слиянию и дружественному поглощению, а тем более поглощению враждебному, публична и доступна.

В качестве примера приведем информационное сопровождение сделок по поглощению компаний в Восточной Европе в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Представляется, что примеры из восточноевропейской практики вполне применимы к российской действительности. С одной стороны, эти страны по уровню либерализации экономики и уровню информационной культуры опережают Россию на несколько лет. С другой – Россия и указанные страны обладают сопоставимыми объемами рынка слияний и поглощений: объем восточноевропейских слияний составляет приблизительно 5-10 млрд. долларов, из которых примерно 2 млрд. приходится на долю России.

LNM Group в Румынии и Чехии.

The LNM Group, транснациональная корпорация индийского происхождения, является вторым в мире производителем сталелитейной продукции. В 2000г. компания объявила о намерении участвовать в приватизационном тендере по сталелитейному заводу в Румынии, чей оборот составлял 5% ВВП Румынии. Такие же действия LNM Group планировала осуществить в 2002г. в отношении крупнейшей сталелитейной фабрики Чехии.
         Консультант по управлению репутацией был привлечен до начала активной информационной кампании, что позволило построить полноценную стратегию по информационному сопровождению сделок. План мероприятий включал в себя три основных этапа.

Первый этап занял шесть месяцев, в течение которых проводился еженедельный мониторинг mass media.

     На втором этапе особое внимание уделялось «обработке» бизнес-журналистов, а также членов тендерной комиссии. Был образован «Пресс-клуб LNM», который проводил совместные обеды с журналистами профильных СМИ, где распространялись пресс-релизы и сопутствующая информация. Кроме того, при сопровождении сделки в Чехии была организована поездка нескольких представителей наиболее влиятельных национальных и международных СМИ на предприятия LNM Group в Казахстане и Румынии.
      Консультанту удалось также занять позицию посредника между тендерным комитетом и журналистским сообществом: в «Пресс-клубе LNM» информационные запросы журналистов сортировались, обобщались и направлялись в тендерный комитет. В свою очередь, ответы на вопросы журналистов распространялись на заседаниях пресс-клуба. Таким образом, удалось полностью замкнуть сообщество журналистов на пресс-клуб и существенно ограничить влияние конкурентов по тендеру на СМИ.
В результате было получено от 90% (Чехия) до 98% (Румыния) публикаций СМИ с положительным отзывом о предстоящей сделке.
        После решения властей о передаче предприятий в собственность LNM Group был предусмотрен 100-дневный «адаптационный» период, в течение которого внимание консультанта продолжало фокусироваться на СМИ.
      В России пока существует практически единственный центр принятия решений — исполнительная власть: заручившись ее поддержкой можно легко осуществлять те или иные маневры в экономической сфере. В случаях применения искусственных банкротств, в процессе участвует и власть судебная.
В последнее время наметилась тенденция к появлению альтернативных центров влияния, от позиции которых зависит успешность проведения сделки. Здесь можно говорить о некоторых профсоюзах, профессиональных ассоциациях, обладающих существенным лоббистским потенциалом, а также о влиятельных представителях аналитического сообщества.

Таким образом, на основе результатов анализа стратегий слияний выявлены следующие основные черты рынка M&A в России:
1. Преобладание горизонтальных сделок. Это означает, что в большинстве отраслей полным ходом идет укрупнение бизнеса. В первую очередь, данная тенденция касается нефтегазовой отрасли, которая, видимо, еще долго останется лидером на рынке M&A. В торговле происходит постепенная скупка региональных торговых сетей столичными компаниями.
2. Стратегии сделок имеют ярко выраженные отраслевые особенности. Так, абсолютным лидером по вертикальным слияниям являются металлургические компании, продолжающие выстраивать вертикальные цепочки - от добычи руды до транспортировки конечной продукции зарубежным покупателям.
3. Главные новости о M&A на протяжении последних лет поступают из одних и тех же отраслей экономики, потенциал которых по-прежнему очень высок. Речь идет о нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, пищевой отраслях. Это лишний раз свидетельствует об ориентации российской экономики на производство сырья и конечное потребление.
4. Недостаточная роль менеджеров в сделках кампаний.
5. Слияния стали более стратегическими и цивилизованными, что, безусловно, является положительной тенденцией. Вследствие этого увеличилось количество региональных и международных сделок, снизилось число враждебных захватов.

Еще одной отличительной чертой российских слияний и поглощений является их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти. то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...