V. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ И СПАСАТЕЛЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
На госпитальном этапе особая роль в ситуации оказания медицинской помощи пострадавшим принадлежит врачам- консультантам – психиатрам (штатные психиатры многопрофильных больниц, психиатры скорой медицинской помощи, психиатры, постоянно работающие в психиатрических стационарах), психотерапевтами. В РФ учрежден круг учреждений и подразделений для придания им статуса структур быстрого реагирования, которые в случае той или иной ЧС природного или техногенного характера должны задействовать специального облученную бригаду специалистов, способную при необходимости обеспечивать в 24- часовом режиме психиатрическую, психологическую и социальную помощь пострадавшим. Организационную основу системы быстрого реагирования ЧС могут составлять:
1. отделением «телефон доверия»,
2. кабинет социально - психологической помощи,
3. отделением кризисных состояний,
4. врачебные и фельдшерские бригады скорой психиатрической помощи.
Для отделения «телефона доверия» предусмотрено выделение номеров телефонов для работы с пострадавшими в ЧС в режиме «горячей линий», которые работают круглосуточно без перерывов.
На кабинет социально-психологической помощи, также работающей ежедневно, круглосуточно вложено обязанность оказания, в том числе в эпицентре ЧС, амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами, возникшими в ЧС. На отделение кризисных состояний – оказание стационарной помощи лицам с психическими расстройствами, возникшими в ЧС. Врачебные и фельдшерские бригады скорой психиатрической обеспечивают взаимодействие между кабинетами социально-психологической помощи, отделениями кризисных состояний, психоневрологическими диспансерами, диспансерными отделениями и кабинетами, психиатрическими больницами, принимая вызов от пострадавших в ЧС и их родственников.
3. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ВРАЧЕЙ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
3. 1 Психосоциальная сущность синдрома профессионального выгорания
Впервые в научной литературе термин синдром профессионального выгорания («Ьигп-ои1») ввел в 1974 году ЕгеибепЬегдег, когда описывал явление деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. По существу это можно было бы считать специфической формой особого, регулярно переживаемого профессионального стресса. Позже термин " выгорание" стал применяться не только к врачам, но и к другим работникам, испытывающим дистресс, связанный с работой.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социальнопсихологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
• чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
. снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
• нарушения сна (полная или частичная бессонница или постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня);
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности; ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся следующие неприятные ощущения и реакции:
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
■ чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»),
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения:
• ощущение, что работа Ьтановится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
• чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, трата значительной части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и пациентов, повышение неадекватной критичности,
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, использование наркотических средств.
Еще одним важным симптомокомплексом, вплотную прилежащим к синдрому профессионального выгорания, является синдром хронической усталости. По отношению к врачам многими исследователями синдром хронической усталости рассматривается как начальная стадия формирования синдрома профессионального выгорания, а в совокупности они интерпретируются, как правило, в рамках теории хронического стресса как последовательно развивающиеся фазы дистресса.
К обязательным диагностическим критериям синдрома хронической усталости относят 1) постоянную усталость и снижение работоспособности на 50% и более у ранее здоровых людей, наблюдающиеся не менее 6 месяцев; и 2) отсутствие соматических, неврологических, психиатрических, хронических инфекционных заболеваний, а также медикаментозной терапии, способных вызвать такого рода хроническую утомляемость.
Дополнительные критерии следующие:
1) Нарушение памяти или концентрации внимания;
2) Фарингит
3) Болезненные шейные лимфатические узлы;
4) Мышечные боли;
5) Полиартралгии;
6) Необычная, новая для больного головная боль;
7) Не освежающий сон;
8) Длительное недомогание после физического напряжения
Согласно принятым диагностическим критериям, диагноз синдрома хронической усталости считается достоверным, если у больного выявлены оба обязательных и 4 из 8 дополнительных критериев, которые тоже наблюдаются не менее 6 месяцев.
3. 2. Вероятность формирования у врачей синдромов хронической усталости и/или профессионального выгорания
Только 2, 5% из 6000 опрошенных врачей оценило свое здоровье как отличное и очень хорошее, 17% - как хорошее, 67% - как удовлетворительное и 13, 5% - как плохое и очень плохое. Индекс удовлетворенности здоровьем ИУЗ=-0, 36, что значительно ниже удовлетворенности жизнью, семьей, работой и другими смысловыми жизненными составляющими.
Распространенность основных хронических неинфекционных заболеваний среди врачей составляет 210 на 100 опрошенных. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов пищеварения и системы кровообращения, которые отметили у себя 62% и 42% опрошенных; далее следуют болезни костно-мышечной и нервной системы, органов дыхания и выделительной системы.
Структура профессиональной заболеваемости медицинских работников РБ представлена, в основном, тремя нозологическими группами болезней; аллерги-
ческими заболеваниями (53%), туберкулезом (43%) и гепатитом В (4%). В среднем в РБ ежегодно среди врачей (при их общей численности в системе Минздрава РБ около 14 тыс. чел., а в целом по РБ - свыше 16 тыс. чел. ) диагностируют 3-4 случая аллергических заболевания, 2-3 -заболевания туберкулезной этиологии и 1 - гепатит В профессиональной этиологии. Уровень профессиональной заболеваемости среди врачей (около 5 случаев на 10 тыс. врачей) примерно вдвое выше среднероссийских показателей (около 2 случаев на 10 тыс. работающих) и в пять раз выше среднереспубликанского уровня по РБ (около 1 случая на 10 тыс. работающих). Однако, несмотря на значимый рост уровня профессиональной заболеваемости у работников здравоохранения в последние годы, фактически в достаточно крупном регионе страны, каким является РБ, она выражается в единичных случаях ежегодной диагностики профессиональных заболеваний у врачей.
Анализ соотношения росто-весовых соотношений показал, что только у половины врачей состояние питания является удовлетворительным; 6% характеризуются пониженным либо недостаточным питанием, 19% имеют признаки повышенного питания. 15% страдает ожирением первой степени, 8% - второй, 25% - третьей и около 0, 2% -четвертой степени. Нарушения питания и обмена веществ у врачей формируются уже в возрасте до 29 лет, причем в группе лиц с избыточным весом преобладают мужчины, среди которых достоверно чаще встречаются как лица с повышенным питанием (41% против 21, 6% у женщин), так и с различной степенью ожирения (19% против 6, 5%).
По данным опроса, 42% врачей испытывают проблемы со сном более одного раза в неделю и еще 31% - как минимум, раз в неделю; половина врачей с различной степенью регулярности употребляет болеутоляющие препараты, 29% - успокоительные препараты, не менее 8% - антидепрессанты.
Среди врачей-хирургов при объективном неврологическом осмотре (110 человек) была выявлена высокая распространенность жалоб на боли в спине (67, 3% осмотренных), повышенную утомляемость к концу рабочего дня и дежурства (57, 1%), головную боль (44, 9%), нарушения сна (38, 8%) и боли в области сердца (28, 6%). Эта группа жалоб и соответствующих объективных симптомов лидировала также по результатам предварительного анализа результатов дополнительных медицинских осмотров врачей, выполненных в 2006 г.
Оценка вероятности формирования у врачей симптомов синдрома профессионального выгорания (СПВ) приведена в таблице 4,
Частота симптомов синдрома профессионального выгорания психофизической группы колеблется в пределах от 9% (неудовлетворен тем, что и как делаю) до 48% (устаю физически или умственно в конце рабочего дня настолько, что не могу к началу следующего дня отдохнуть по-настоящему от работы), причем распространенность последнего симптома среди участковых терапевтов и педиатров достигает 63%, а среди хирургов - 85%.
Распространенность социально-психологических симптомов синдрома профессионального выгорания была в пределах от 2% (моя работа скучная) до 49. 7% (для улучшения здоровья в следующем году мне необходимо избавиться от основных источников беспокойства, нервозности и стресса).
Доля врачей, имевших жалобы по трем и более психофизическим симптомам СПВ, составила 38%, социально-психологическим - 35%, поведенческим - 15%, а доля врачей, имевших не менее чем по две жалобы по каждой из трех групп симптомов, составила в среднем по когорте 12, 5%.
Таким образом, результаты комплексных психосоциальных исследований свидетельствуют о высокой вероятности формирования у российских врачей синдрома профессионального выгорания, что определяется широкой распространенностью среди них соответствующих психофизических, социально-психологических и поведенческих симптомов и жалоб. Наименьшая вероятность формирования симптома профессионального выгорания у врачей, по-видимому, находится в диапазоне от 8 до 12% (врачи узких специальностей), наибольшая может достигать 25% и более (врачи хирургических специальностей). Это обуславливает необходимость проведения специальных клинико-эпидемиологических исследований с последующим рассмотрением синдрома профессионального выгорания как профессиональной патологии врачей и разработкой соответствующей нормативно-правой и методической базы.
Таблица 4-Оценка вероятности формирования у врачей СПВ
Показатель, полученный по результатам анкетирования
Доля опрошенных, ответивших утвердительно %
Все врачи
Участко-вые
Хирурги
Психофизические симптомы СПВ
Устает физически или умственно в конце рабочего дня настолько, что не может к началу следующего дня отдохнуть по-настоящему от работы (варианты ответа «часто» и «очень часто»)
48, 0
63, 0
85, 0*
Слишком напряженная работа
40, 0
52, 0
82, 0*
Слишком большая ответственность
18, 0
40, 0*
68, 0
Чрезмерная нагрузка
19, 0
65, 0*
86, 0*
Моя работа изматывает меня физически
12, 0
48, 0*
46, 0*
Моя работа изматывает меня умственно (нравственно)
18, 0
43, 0*
45, 0
Слишком много изменений (перемен) в моей работе
13, 0
18, 0
17, 0
Неудовлетворенность тем, что делаю и как делаю
9, 0
42, 0’
38, 0*
Социально-психологические симптомы СПВ
Избавиться от основных источников беспокойства, нервозности и стресса - как один из выборов для улучшения здоровья в следующем году
49, 7
46, 5
45, 0
«Не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен» тем, как складывается жизнь
33, 0
42, 0
26, 0
Что мешает осуществить намерения по улучшению здоровья:
недостаток уверенности в себе, не уверен, что могу что-либо изменить
27, 1
15, 0
6, 0
нахожусь в состоянии длительного выраженного хронического стресса
8, 6
13, 0
22, 0
у меня нет для этого сил, не хочу ничего менять
8, 5
10, 2
15, 0
меня сдерживает страх перед неизвестным
6, 5
5, 6
3, 2
у меня апатия, депрессивное состояние, ничего не хочется делать
5, 0
5, 0
6, 0
моя работа скучная
2, 0
5, 0
2, 0
Поведенческие симптомы СПВ
Конфликт с руководством, сослуживцами, чувствую себя изолированным от сослуживцев, не успеваю выполнить необходимый объем работы
32, 8
34, 0
39, 0
Уменьшить количество употребляемых болеутоляющих, снотворных и других медикаментов
10, 0
16, 0
14, 0
Бросить курить или курить меньше - как один из выборов для улучшения здоровья в следующем году
9, 5
8. 5
15, 0
Употреблять меньше алкоголя - как один из выборов для улучшения здоровья в следующем году
5, 7
4, 5
16, 3
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У ВРАЧЕЙ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Комплексная профилактика негативного воздействия психосоциальных факторов на здоровье работников должна осуществляться на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне трудового коллектива (организации работодателя) и индивидуальном уровне.
На государственном уровне могут быть решены, прежде всего, вопросы повышения качества жизни и экономического благосостояния медицинских работников, особенно бюджетных лечебно-профилактических учреждений - это вопросы повышения заработной платы врачей, а также вопросы улучшения качества их медицинского обслуживания. Так, в текущем году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации начата диспансеризация работников бюджетных учреждений, и, если эта работа будет продолжена, есть надежда, что хотя бы некоторые потребности в здоровье медицинских работников этой сферы будут удовлетворены.
Ряд вопросов этой группы может быть решен на региональных уровнях, прежде всего, - это регулирование рынка труда и создание новых рабочих мест с целью профилактики фактора «угроза потери работы» в процессе реструктуризации здравоохранения и перераспределения ресурсов в сторону приоритетов амбулаторно-поликлинической системы медицинского обслуживания населения.
Изменение форм собственности, создание системы частных лечебных учреждений может способствовать как улучшению качества жизни медицинских работников, в том числе, врачей вследствие повышения заработной платы, так и обусловить повышение производственных нагрузок в результате интенсификации труда в подобных учреждениях.
Важно также усиление производственного надзора с позиций соблюдения требований охраны труда и сохранения здоровья работника (а не только интересов больного) со стороны территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как в отношении существующих, так и вновь создаваемых на основе негосударственных форм собственности лечебно-профилактических учреждений.
На государственном и региональном уровнях могут быть реализованы различные компоненты национальной системы медицины труда, которые могут быть представлены комплексными междисциплинарными структурами, имеющими возможность оказания квалифицированной медицинской и медико-психологической
помощи как на уровне лечебно-профилактического учреждения, так и по запросам медицинских работников или их представителей.
Отраслевой уровень предполагает, прежде всего, активную деятельность отраслевых профсоюзов, направленную на снижение интенсивности воздействия психосоциальных факторов на работников здравоохранения. В частности, для врачей хирургических специальностей нами предложен вариант предоставления им двухнедельного отпуска в зимний период с возможностью проведения его в лечебно-оздоровительных учреждениях. Профсоюзы, а также профессиональные ассоциации должны взять на себя функцию обучения руководящего состава трудовых коллективов лечебно-профилактических учреждений основам гигиены и психологии труда, равно как и контроля соблюдения соответствующих требований, которые первоначально могут быть разработаны и согласованы также на уровне профессиональных ассоциаций.
В трудовых коллективах, прежде всего, в крупных многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях, помимо обучения руководителей основам психологии труда, необходимо создание комнат психологической разгрузки, а также предоставление возможности врачам и другим медицинским работникам получения высококвалифицированной помощи профессионального психолога, что может быть реализовано как в самих ЛПУ, так и вне их на базе региональных структур системы медицины труда.
Определенного эффекта можно достичь посредством снижения индивидуальных нагрузок на врача, регулирования максимально допустимой длительности рабочего дня и количества рабочих часов в неделю с учетом суточных дежурств, а также минимального перерыва между суточными дежурствами, что требует соответствующих решений на государственном и региональном уровнях. В системе здравоохранения должно быть значительно усилено внимание к вопросам организации здорового питания медицинских работников, эргономических характеристик их рабочих мест, моральному и материальному стимулированию труда.
Важной компонентой системы профилактики негативного воздействия психосоциальных факторов является работа на индивидуальном уровне. Любой врач должен быть информирован о наличии и значимости для его здоровья психосоциальных факторов. Необходима непрерывная система обучения врачей всех специальностей основам психологии труда и этике межличностных отношений в трудовом коллективе, повышение общей культуры межличностного общения, осознание значимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Очевидно, следует принимать как данность, что работа врача сопровождается процессом «выгорания». Но у нее есть много положительных сторон - она приносит как чисто человеческое, так и профессиональное удовлетворение. Выше было показано, что достаточно много врачей удовлетворено своим трудом, причем подобное удовлетворение, по-видимому, перевешивает негативные аспекты работы, поскольку почти треть из них готовы принять судьбу врача для своих детей.
Однако необходимым условием эффективной работы врача является не только осознание того, что она приносит пользу, но и высокая степень морального удовлетворения тем, что она адекватно оценивается обществом и государством.
Необходимо помнить, что «сгорание» является неизбежным процессом в работе многих врачей и лечебных учреждений. Этого не нужно бояться, но нужно стремиться по возможности снижать его вред. Хорошо продуманный процесс планирования деятельности организации и отдельных сотрудников, постоянная оценка потребности персонала в обучении, обеспечение демократического процесса управления организацией и открытого обсуждения проблем сотрудников и организации должны стать необходимой системой профилактики.
Предотвращение «сгорания» и снижение его негативных воздействий будут способствовать обеспечению качественной и постоянной поддержки врачей при помощи групповых занятий и индивидуальных психологических консультаций, предоставлению консультаций в кризисных случаях и формированию у врачей уверенности, что организация не отворачивается от них в тяжелый момент, а, напротив, готова поддержать и помочь им.
Для профилактики синдрома профессионального выгорания врач должен, прежде всего, занимать активную жизненную позицию по отношению к себе самому, своей работе и в целом к жизни.
Каждый врач должен осознать необходимость и научиться адекватно оценивать собственные нужды: в чем состоят собственные потребности и насколько они удовлетворяются в настоящий момент? Ему должны быть также присущи следующие качества:
- умение самому следовать тем советам, которые даешь своим пациентам: хорошо и регулярно питаться, избегать или контролировать потребление никотина или алкоголя, заботиться о своем здоровье, отдыхать, делать физические упражнения;
- стремление избавиться от своих секретов: постараться обзавестись друзьями, с которыми можно доверительно говорить о напряженных стрессовых ситуациях (а также и о мире и проблемах, находящихся за пределами работы);
- насколько это возможно, сбалансировать свою жизнь: не зацикливаться только на работе, уметь и хотеть находить время для веселья и отдыха: не воспринимать свою работу (а также себя самого и жизнь в целом) слишком серьезно.
К сожалению, в российских условиях профессиональная служба психологической поддержки, тем более в системе здравоохранения, практически еще не сформировалась. Поэтому время от времени полезно протеститровать себя и коллег относительно того, какие психосоциальные проблемы являются для вас наиболее значимыми, и насколько далеко они для вас зашли, чтобы разработать затем меры по снижению интенсивности их воздействия и профилактике наиболее тяжелых последствий («предупрежден - значит вооружен»),
В Приложении 2 приведена методика использования для этой цели тестов Люшера и Эткинса, позволяющих выделить группу наиболее актуальных психосоциальных факторов и получить представление о наличии и возможном прогнозе развития стрессовой ситуации.
Таким образом, для того, чтобы периоды профессионального «горения» у врача проходили более безболезненно, не нанося ему существенного психологического и эмоционального ущерба и не переходя в клинически оформившийся и трудно поддающийся излечению и реабилитации синдром профессионального выгорания, необходимо:
- усиление внимания к проблемам качества жизни и здоровья врачей со стороны общества и государства;
- улучшение условий труда врачей и осознанное формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе со стороны работодателя;
- обучение всех врачей теоретическим основам и навыкам здорового образа жизни с учетом вероятности формирования у них синдрома профессионального выгорания;
- формирование у врача активной жизненной позиции и навыков здоровьесберегающих технологий в процессе всей жизнедеятельности