Исчезновение или адаптация
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 шлому второго президента, но все же не родственник, и не вы- В отличие от демографического клана, основой элитарной се- ходец из родного президенту бахардено-геоктепинского ареала. мьи является высокий социальный статус одного или его несколь- Элитные клановые группы сильны не только тем, что по мере ких его членов. Вне этого статуса породненные семьи – лишь возвышения вокруг таких семейств мобилизуются и консолиди- группа родственников, демографический клан. Многодетных се- руются дальние и близкие родственники. Клиенты рекрутируются мейств в Центральной Азии много, однако элитарными кланами патроном и его агентами, или консолидируются вокруг него ини- такие группы становятся не благодаря количеству родственников циативно по признаку дальнего родства или территориальной (высокой рождаемости). Главным условием является успешная общности (к примеру, у туркменов: обадаш – односельчане, в карьера патрона1. Развитие элитарного клана осуществляется не отличие от гарындаш – родственники, или ковумдаш – близкие только путем роста численности детей, сколько через брачные родственники). Исторически таков один из способов формирова- альянсы, прежде всего, династические, межклановые, элитарные, ния родов, родовых союзов, малых этнических групп, из которых через рекрутирование в состав клана неродственников-клиентов, в последующем формируются этносы – народы. Многие народы которые приобретают статус номинальных родственников. имеют самоназвания по имени своего вождя (узбеки – Узбек, но- Утрата патроном социального статуса зачастую сопровожда- гаи – Ногай и т.д.). Все кланы объединены между собой в рамках
ется и ослаблением элитарного клана. К примеру, клан Ыклымо- определенных территорий и этнических групп, а затем уже соци- вых (см. схему). Это один из многочисленных метагенетических альных субстрат (ученые, искусствоведы, бизнесмены, политики кланов в стадии своеобразного кризиса, т.к. его патрон, бывший и пр.). Единство по земляческому признаку и многообразие по заместитель министра сельского хозяйства Туркменистана Сапар социально-профессиональному способствуют укреплению клана, Ыклымов, попал в опалу и живет в эмиграции. Патрон Ыклымова его самостоятельности и полифункциональности, у такого клана по службе, бывший министр сельского хозяйства и продоволь- «свои люди» есть везде, во всех сферах общества. 1 Также см.: Власть и элиты, 2003. 50 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 51
ствия Пайзы Мередов (Ыклымовы, происходя из Геоктепе, длительное правильнее исходить не из постулата детерминированности всех и вся время жили в Иолотани, откуда родом П. Мередов), сидит вместе с сы- социальными потребностями, а о динамично развивающейся комбина - ном Батыром в тюрьме, приговоренный к 17 годам лишения свободы. ционной взаимозависимости общественных и клановых интересов, Сам С. Ыклымов объявлен «врагом народа» и приговорен заочно к по- которую всякий раз необходимо изучать конкретно-исторически. жизненному заключению за участие в так называемом покушении на Понятие «генетический клан» условно. Не существует законов ге- первого президента Туркменистана. И таких примеров немало. Вместе нетики, биологии, «законов крови», «зова предков», управляющих с тем, если завтра к власти в Туркменистане придет дальний родствен- кланом, этносом или социумом. Даже мать, разлученная с сыном ник Ыклымова, то положение этого клана резко изменится, а многочис- в раннем возрасте, может не узнать его, если ей не сказать об этом.
ленность Ыклымовых будет способствовать росту их авторитета. Роль генетическогго родства в формировании клана номинальна. Клан состоит из семей, но не всякая семья становится кланом. Каж- Более того, в патронимии и в семье вообще нет обязательности единой дая семья мечтает стать кланом, т.е. стать элитарной семьей, вокруг генетики. Согласно экзогамии, это чаще всего союз двух неродственни- которой будут консолидироваться другие родственники. Современный ков, брак, построенный на табу вступать в половую связь с кровными клан включает в себя понятия семья, большая семья, патронимия, и родственниками. Поэтому мы говорим о метагенетическом, т.е. услов- является модификацией древнего рода, в которой представление ном кровном родстве внутри клана. о кровном родстве является важнейшей характеристикой сплочен- Институт клана как фамильно-родственной группы базируется на па- ности, независимо от того, какие родственники входят в клан (даль- радоксе разрушения принципа кровного родства, он изначально фор- ние или близкие, по отцовской или материнской линии). мируется на базе не связанных кровных родством людей. Под кланом Понятие «клановая корпорация» шире, чем все остальные виды не- следует понимать не только группу родственников, но и акт породнения формальных корпораций. Наряду с общностью экономических, идеоло- неродственников. Границы клана определяются не кровным родством, а гических и прочих интересов, корпорация почти всегда имеет в качестве разрешениями и ограничениями на браки с определенными семейства- связующего элемента кровное родство своих членов, хотя бы потому, ми, исходя не только из социального статуса «гостя», но и его кланового что родственники входят в число потребителей благ неформальной статуса, этнической принадлежности и др. В этом смысле породнение корпорации по умолчанию. В отличие от реального семейного родства, является не самоценностью, не только средством обогащения, но и со- клан состоит преимущественно из дальних родственников и нерод- хранения своей культурной особости и идентичности. ственников, он более метагенетичен, чем семья, генетическое родство Влияние метагенетического родства на статус людей состоит не в
в нем больше идеология, чем реальность. наделении их неким общим био-кодом. Ощущение, понимание, призна- Возникает вопрос: если элитарный метагенетический клан облада- ние родства не наследуемо, а приобретаемо, оно формируется в ходе ет в представлении людей очень высокой степенью сплоченности, то длительного совместного проживания и каждодневного взаимного со- почему он трансформируется в негенетический, в социальную корпо- переживания, программы воспитания потомства, в ходе которой генети- рацию, где кровное родство лишь риторика? Почему, при всеобщем со- ческое начало участвует побочно. Полученные, как говорят, с молоком гласии с тем, что родственные связи самые сильные из всех остальных, матери, сызмальства психологические, культурные установки, а не гены по мнению некоторых исследователей, метагенетические кланы как бы являются связующим звеном консолидации патронимии. вымирают, уходят с исторической сцены? Поскольку традиции и обычаи, речевая культура их передачи, «па- В поисках ответа на этот вопрос мы показали, что следует разли - мять детства» и прочее у патронимий, живущих в одном месте (посел- чать демографические и элитарные кланы. Если первые, в резуль- ке, селении) одни и те же, то возникает ощущение общности крови за тате демографического перехода от неограничиваемой рождаемости к рамками семьи, земляческого родства. Последнее несет в себе еще малодетности отмирают, то вторые, в силу своего социального статуса, меньше генетических связей2, но базируется на той же самой ранней, наращивают свой численный состав путем рекрутирования и «добро- самой глубинной программе совместной социализации индивидов, вольного вхождения» в клан клиентов, прежде всего родственников. Мы также попытались показать детерминированность возникнове- 2 Земляческая неформальная корпорация («земляческий клан») состо- ния метагенетических корпораций социальными факторами, и то, что ит из неродственных и метагенетических кланов, которые формально свя-
заны между собой признаком общего территориального происхождения. 52 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 53
порождающей почти универсальное сходство у группы лиц, живших в имели и имеют российских (советских) патронов. В целом, вопрос о пре- одном месте. вращении рода в современную семью разработан достаточно. Традици- Вплоть до конца XIX в. на окраинах Российского государства суще- онная этнография трактует это явление как постоянное сужение сферы ствовали поселения, в которых люди имели имена и прозвища, но не кровнородственных отношений, оттеснения их на второй и третий план. имели фамилий, роль которых, зачастую, выполняло название соответ- Мы предлагаем рассматривать этот процесс не как разложение кров - ствующего села, деревни аула, кишлака. Что же касается элитарных нородственных связей, а как их постоянное приспособление к ме- кланов, то у них фамилии появились на столетия раньше, как инстру- няющимся условиям с целью самосохранения и возрождения в новом мент идеологического давления на соплеменников-односельчан и до- клановом качестве. казательств их извечно благородного статуса. Так, родословные осетин- Снижение рождаемости и сужение числа родственников в клано- ских феодалов (алдаров и базелятов) восходят к XV-XVI векам. Тогда вой корпорации за счет сокращения числа браков и позднего вступле- же появляются и поддельные аристократические генеалогии3. В России ния в брак, не означает отмирания метагенетики элитарных кланов. становление фамилий началось поздно и растянулось на четыре столе- На фоне новой тенденции пополнения клана членами по признакам тия: у бояр и князей в XIV-XV вв., у дворян – в XVI-XVII вв., у торговых общих экономических, политических, дружеских, профессиональ- и служилых людей – в XVII-XIX столетиях4. ных интересов наиболее конкурентоспособными оказываются те эли- Элитарные кланы, как бы к ним не относились в современном обще- тарные патронимии, которые имеют больше близких родственников. стве, существуют столько же, сколько есть человек, другими словами, Клан, в нашем понимании, - не особая исторически-стадиальная форма их существование имманентно и закономерно. Как институт они не вы- семейно-родственной группы в эволюционной схеме разложения рода и мирают, а постоянно адаптируются к новым условиям. С одной сторо- перехода от него к нуклеарной семье. Нет, элитарный клан - понятие не ны, дружба между родственниками естественна и понятна, так же как и только историческое, но и социологическое. Это специфическая фор-
понятна их взаимопомощь. В этом нет ничего неэтично или аморально- ма социальной организации, базирующейся на объединении родствен- го, напротив, такие союзы и взаимоотношения приветствуются у любого ников и неродственников (вокруг родственников) с культом основателя народа. С другой стороны, расширение функций такой структуры, когда клана и осознанием единства происхождения от него5. ее патроны садятся на ключевые государственные должности, равно- В этом контексте, переход от рода к малодетной нуклеарной семье сильно созданию параллельного легитимного управления обществом и из двух родителей и одного-двух детей возможно трактовать не как от- государством прежде всего в своих клановых интересах. мирание метагенетической природы клана, а как приспособление семьи При всей значимости кровного родства, отношения в метагенетиче- к новым условиям. Поэтому весь процесс перехода от древнего рода ском клане, не говоря уже о его социальных разновидностях, опреде- к современной семье можно назвать процессом кланирования, вкю- ляются не близостью и дальностью родства членов клана, но и соци- чающего в себя непрерывную филиацию семей и их консолидацию. Это альными интересами, конкуренцией за власть и ресурсы. Главным в не отменяет тезиса о том, что пропаганда борьбы с элитарными клана- современной патронимии становится не родитель, не старший по воз- ми «во что бы это ни стало» может действительно привести не только к расту, а тот, кто имеет высокий социальный статус, полученный не от их уничтожению, но и, как следствие, к вымиранию этнической группы. «своих», а, нередко, от патрона чужого клана «по месту службы». Так, Последнее - скорее исключение, чем правило. Обычно исчезновение в советский период в союзных республиках высшие назначения про- отдельных членов и клана в целом связано с их ассимиляцией, интегра- изводились Москвой и поэтому можно говорить о полной независимо- цией слабых элитарных кланов с сильными. сти карьеры человека от размеров и статуса его семьи. Только возвы- Глобальный переход от материнского рода к отцовскому с соот- шаясь по служебной лестнице, человек обретал клиентов и обрастал ветствующей системой отсчета родства был вехой и в формировании родственниками, готовыми, хотя и небескорыстно, ему помогать и даже новых идеологий, религиозных верований людей, перехода от покло- верно служить. Отчасти именно поэтому можно говорить о кланах вне нения тотемам к культу человека (патриархов-прародителей, этнархов, России, но, косвенно, принадлежащих и ей, ибо патроны этих кланов родоначальников этносов). Во всяком случае, переход к отцовскому роду обогатил образ матери-плодородия культами мужского начала, 3 Гутнов Ф.Х. 1989. С. 62, 152. но уже не в виде каменного фаллоса, а реального или легендарно- 4 Чижова Н.Н. 2004. С. 25. 5 См. также: Абрамзон С.М. 1957. С. 32-34. 54 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 55
мифического первопредка-мужчины, в последующем закрепившегося в росте эндогамии (ориентации на браки внутри своей группы). Отноше- мировых монотеических религиях (Христос, Мухаммед, Будда и др.). С ния к браку между близкими родственниками (не по прямой линии) ста- этого времени не женщина, а мужчина рассматривался продолжателем новятся все либеральнее. Мы не видим подтверждения тезиса о том, рода («Авраам родил Исаака», «из Луки Ильи Абаза родились Иван, что кровнородственные связи отмирают, они скорее реабилитируются, Антон, Константин и Василий», «из Константина родилась...»), женщина возвращаются. Патриархи новых патронимий прибегают к помощи соци- выступала в роли породнения семей, т.е. образования кланов6. Таким ально закрытого родства с целью сохранить богатства клана. При этом, образом мы видим, что продолжение рода и образование клана - два остаются запреты, прописанные в Коране на прямое близкородствен- разных процесса, и собственно кланирование связано скорее с пре- ное кровосмешение (браки с матерью, сестрой, дочерью)7. Исследова- рывом родственности, формированием неродственных, прежде все- тели единодушны в том, что в позднесредневековое и новое время у го, брачных отношений. Клан - структура, возникающая не только и туркменов, узбеков, таджиков, частично, у киргизов эгзогамия ослабла8. столько на базе родства, а на базе брачного родства. Заметим, что эндогамия свойственна традиционно земледельческим Любопытно, что в советское атеистическое время, когда происходи- сообществам, к примеру, таджикам и части узбеков, в районах прожива- ла подмена религий советской идеологией, распространилось среди ния которых было невыгодно делить землю с новыми родственниками, простого народа обращение к культу отца, патриарха клана. Возможно, не членами клана. Поэтому в обозримом прошлом у таджиков и узбеков косвенным ответом на это советской системы стало инициированное не наблюдалось эгзогамии. «сверху» движение «павликов морозовых», призванных не только разо- Нынешний кризис семьи связан с либерализацией сексуальных от- блачать классовых врагов, но и бороться с культом старших в клане. И, ношений, снятием табу на эти отношения вне семьи, издержками эман- тем не менее, спустя 70 лет после этого автор услышал от комсомольца- сипации женщин, потерей родителями влияния на детей в связи с пере- туркмена: «Бога нет. Мой бог – мой отец!». Попробуй, возрази, если дачей воспитательной функции семьи внесемейным институтам. Семья отцом студента был секретарь райкома партии. Культ предков у туркме- не имеет будущего в сложившихся условиях, но только, если рассма- нов, возведение их в святые был и остается важной составной религи- тривать ее саму по себе. Если же признать за малодетными семьями озной практики, их мировоззрения. право быть частью клана, то можно проследить, что именно они стали Метагенетические связи при разложении рода не ослаблялись, не характерными для элиты нового и новейшего времени и именно вокруг подменялись социальными, не уходили на второй план. Напротив, они них, как правило, консолидируются их родственники с установками на принимали более четкие формы с повышением ценза на вход в клан расширенную семью. Современный кризис семьи в контексте нашей неродственников в период перехода от рода к патронимиям, а затем, в концепции – это не ее отмирание, а начало очередного цикла транс- период расцвета патронимий, – к открытости ее границ для новых чле- формации отношений «элита-родственники» внутри кланов, пока еще нов, которая, в конечном счете, становится причиной разрушения ста- неизученого наукой. рых патронимий, их филиации и образования поселений с множеством Метагенетические кланы элит не вымирают, как считают С. Торель- родственных, но суверенных патронимий. сен и Л. Алиева (см. Литературу). Они - естественное звено челове- В поздних формах патронимий все чаще наблюдается переход управ- ческой и этнической жизни. Родственные, семейные, брачно-семейные ления от главы семейства к наиболее активному члену клана, имею- отношения продолжают оставаться механизмом внутреннего воспроиз- щему высокий не родовой (возрастное старшинство), а социальный водства, отбора и формирования элитных групп общества, всегда суще- статус. Патронимия разлагается, и на первый план выходят элитарные ствующей возможности сохранения их закрытости для чужих. расширенные, многодетные, нередко полигинные семьи, их клиенты- Можно ли называть неформальные корпорации клановыми, если родственники с тем, чтобы сохранить клан, но уже от имени нового, в них больше клиентов, чем родственников? Не журнализм ли слово преуспевающего патрона, а не от имени патриарха-прародителя. Во- «клан» по отношению к неродственной группе сегодня, мешающий на- круг таких семей консолидируются бедные, нередко неразделенные учному анализу? Мы считаем, что ядром социализированных кланов двух-трехпоколенные семейства. Одновременно происходит процесс остаются «генетические центры», а не альянсы друзей и земляков, ослабления эгзогамии (запретов на кровосмешение внутри клана), при 7 Кисляков Н.А. 1969. С. 47-48. 6 Чуркин А. А. 2009. С. 141. 8 Брюллова-Шаскольская Н. 1928. С. 218. 56 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 57
которые чаще всего являются лишь посредниками (попутчиками) для Часть вторая. ЭЛИТА укрепления позиций клана. В этом смысле, клан можно было бы опре- делить как корпорацию родственников и неродственников с централь- ным положением в ней элитарной семьи патрона. Родственные связи Номенклатурный клан среди прочих неформальных отношений, являются наиболее устойчи- выми. Распадаются чаще всего корпорации, где такие клановые связи «Родство» в земляческих кланах выступает лишь в форме некоей (генетические, метагенетические) отсутствуют. Как бы ни был социали- необъявленной идеологии сплочения, структуризации по принципу зирован клан, его конечная цель – легитимировать право на власть для старшинства, причем не только и столько по возрасту, но и по занимае- родственников (именно как родственников, а потом уже согласно их мому в обществе или государстве положению главы семейства. Не каж- способностям править) наследников, совладельцев ресурсов страны, дая семья сегодня мечтает стать демографическим кланом, но почти области, района и т.п. все - стать кланом элитарным. Для формирования демографического Историческое развитие ведет клан к большей открытости, расши- клана необходимо рождение детей и породнение с другим семейством рению его места в обществе и сужению внутри неформальных корпо- путем браков потомства. Для элитарного клана этого недостаточно. раций роли патронимий. Но это – признаки не вымирания, а модерни- Важнейшая отличительная черта элитарного клана от обычного со- зации клана. В корпорациях современного типа может быть несколько юза семейств состоит в привязанности клана к властным институтам патронов (в т.ч. женщин) и, в зависимости от ситуации, клиенты и па- или их филиалам. Поэтому кланы тесно связаны с понятием «элита». В троны могут меняться местами, быть не клиентами, а партнерами. При дореволюционной Средней Азии – это ханы, баи, мирабы, ишаны, ми- этом родство остается видовым, т.е. первоначальным, историческим, лиционеры, муллы, сердары, батыры, пельваны, бахши и др. В совет- исконным признаком категории «клан», а все другие разновидности ском и постсоветском обществе – это руководители, партийная номен- современных кланов есть результат их конъюнктурной социализации (развития и трансформации, гибридизации, перерастания в корпора- клатура, в общем понимании – служащие (в Норвегии – омбусмены). ции, товарищества), ведующий не к отмиранию клана, а к филиации Сюда же входили и деятели культуры, ученые, писатели, люди искус- метагенетических групп с новыми фамилиями. Номинально эти разно- ства, т.е. по идее, люди свободных профессий, но чаще всего подпадав- видности именуются «кланами», поскольку используют для сплочения шие под понятие «статусная интеллигенция». В постсоветское время, идею кровного родства и семейной ответственности своих членов друг помимо госслужащих, окончательно выделяется элита бизнесменов- перед другом. Это не просто дань прошлому и вера в то, что родствен- предпринимателей, обретает самостоятельность и культурная элита. ные связи сильнее прочих, а напоминание, что главное в клане - до- Политическая обстановка оказывает на развитие клановой жизни верительная верность, групповая мораль. Наконец, это напоминание и элит определяющее влияние. Чем больше изъянов в государственном о том, что при любых условиях, чтобы не случилось с кланом, каждая устройстве, тем более люди тяготеют к клановым группировкам, приспо- из входящих в него семей – это не просто побочный вспомогательный сабливаясь к борьбе с трудностями. Кланы связаны с деятельностью не строительный материал для старого клана, это еще и самостоятельный только простых людей, но и с элитой общества, которая гарантирова- первоисточник возникновения нового клана. Каким бы обширным ни было земляческое объединение, оно формируется из метагенетических но пользуется благами государства и без клановых связей. И, тем не кланов, по отношению к которым просто земляки-одиночки часто высту- менее, элита взращивает кланы, пользуется государственными структу- пают второсортными клиентами. рами для помощи своим родственникам и родственникам родственни- Безусловно, клан, утрачивающий или отодвигающий на второй и тре- ков. В советской литературе и практике такие отношения принято было тий план идею родства и собственно родство как канал укрепления и называть кумовством, местничеством, на Западе – непотизмом. роста влияния своих членов, по сути уже не клан, а неформальная со- Клановые отношения выступают той частью общественных отноше- циальная, культурная, этническая, профессиональная группировка. Од- ний, которые способны тормозить и направлять развитие общества в нако поскольку все прочие разновидности сообществ состоят из людей, угоду, прежде всего, небольшой группы людей, а затем уже общества имеющих семьи и родственников, постольку всякий раз сохраняется в целом. возможность врастания в такие сообщества метагенетических союзов на правах новых клиентов, нередко благодаря богатым родословным Высокиеформыдемократии,какикрайниеформынедемократии(ста- своих родителей. линизм, туркменский башизм и т.п.) оказывают на кланы губительное вли- 58 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 59
яние, разрушая кровнородственные связи. Однако и демократия, теоре- ния), потомки клана английского происхождения Collett. Сохраняют вид- тически,неуничтожаеткланы,алишьнедаетимзастояться,укорениться, ные позиции крупных собственников лесов потомки клана Mathiesen. противопоставляя им выборность и заставляя одни элиты делиться вла- Норвежские исследователи замечают, что крупные кланы с богатой ро- стью с другими. На практике мировое сообщество все еще далеко от со- дословной и собственностью могут терять позиции в области власти вершенства и потому клановая жизнь и теневая роль кланов продолжают и экономики, но благодаря высокому образованию своих членов, тра- играть важную роль во всех обществах и государствах мира, будь то со- дициям воспитания и внутрисемейной культуры, так или иначе, оста- циалистические, капиталистические, более или менее развитые страны. ются «на плаву» бурного исторического течения десятки и более лет. В сохранении влиятельности старых патронимий в Европе, в отли- В монархической Норвегии, с наследуемой королевской властью чие от СССР, немаловажное значение имеет почти полное отсутствие по отцовской линии, патронимии не принимаются в расчет как важный там в новое и новейшее время революций, гражданских войн, тоталь- фактор в жизни государства и общества. Но не будем забывать, что ных репрессий, которые испытали народы и их элиты в бывшем СССР. роль современных кланов там малоисследованна. Норвегия по ряду Это влияние сказывалось не только в том, что кланы физически уни- причин миновала ступень создания кланов по земляческим признакам. чтожались, не успев сформироваться, но и в том, что уничтожение Во всяком случае, этот процесс совершенно не зафиксирован исследо- кланов вело к задержкам, к прерывам в культурной преемственно- вателями. сти, к отставанию в развитии общества, а значит и сохранению осо- Так, например, в типологии кланов норвежского исследователя О. бой роли метагенетических кланов в неформальных корпорациях. Teiga отсутствует объединение по территориальному земляческому Так, например, в современной Западной Европе наиболее извест- признаку2. Норвежский этнополитический глоссарий не имеет опреде- ной считается шотландская система кланов. Большинство кланов там ления сообществу, которое в русском именуется землячество, в тур- имеет норвежское, а точнее викингское происхождение. Шотландские кменском (обадашлык, аркадашлык), в азербайджанском (ербаджлик), кланы сформировались в земляческие группировки, именуемые «на- в казахском (жусы). При этом земляческое самосознание в Норвегии родом» (заметьте – не «племенем»). Во главе этнических землячеств не потеряло актуальности. Сами норвежцы выделяют северных, за- стояли патроны известных семейств (f ine). Несколько народов объеди- падных, столичных жителей своей страны. В стране работают регио- нялись в «большой народ» (mortuath) во главе с высшим королем (ruiri). нальные программы телевидения, в школах ведется преподавание на Каждый клан имел общего предка, легенду об общем происхождении местных диалектах. и взаимосвязь с остальными кланами землячества. Кланы имели свое На фото здесь и ниже: в качестве иллю- имя, свой герб (тартан, звучит как та: тэн, т.е. почти как тотем), свой страции к жизни норвежских кланов, показа- цвет и даже воинский клич. Имя клана начиналось обычно со слова на семья, как принято говорить в Норвегии, Мас, т. е. сын. Среди наиболее известных до сих пор фамилий шот- четвертого по величию писателя этой страны ландцев выделяется клан Mac'Leod. Клановая система вступила в Jonas Lie. Мы видим его с женой Tomasyne в конфликт с феодальной и прекратила свое существование к середине молодом возрасте в начале в ХХ века; его ро- XVIII века. Но клановые чувства в Шотландии до сих пор очень живучи. дительский клан; и его потомство в 1984 г. Среди норвежцев до сих пор сохраняются метагенетические элиты с богатымиродословными.Вещебольшейстепениэтокасаетсяживущихв Норвегии саамов, народа, имеющего там свою автономию. Среди саамов клановые (не просто элитарные) родословные разработаны тщательно, особенносредитакназываемыхгорныхсаамов,вотличиеотфьердовых1. Известными в Норвегии элитарными родами считаются: род Anker (самое богатое семейство Норвегии в XVII веке шведского происхожде- 2 У. Тейга разделил элиту Осло (Христиании) на типы отношений в паутине 1 Дневник 5. Беседа автора с норвежцем саамского происхожде- неформальных связей: родственные, дружеские, экономические и отношения ния, этнологом Микелем Бергом. Март, 2009 г. См. Stein Adolf, Aarsth Olav, патрон-клиент. При этом исследователь подчеркивает, что все эти отношения 1992; Bllix Erik Schytte, 1988; Strømstad Alf, Fors Kristian, 2006. могут тесно переплетаться (2008. С. 23-24). 60 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 61
В Норвегии мало изученными остаются во- стве спортивной жизнью. Дочь старшего сына, Marta – лидер молодеж- просы современных кланов, хотя у всех на виду ного крыла Рабочей партии. Жена сына – министр сельского хозяйства. родство норвежских политиков3. Так, нынешний Не меньший вклад в историю северного королевства внес клан премьер-министр Stoltenberg – это сын Столь- премьер-министра Т. Браттели, руководившего правительством в 1971- тенберга старшего, тоже когда-то министра 1972 гг. и в 1973-1976 гг. В отличие от Туркменистана и России, в Норве- иностранных дел, затем министра обороны гии нет специального закона о запрете службы родственников в одном Норвегии от Рабочей партии. Его брат также учреждении. Однако есть инструкция, запрещающая работать род- был министром иностранных дел. ственникам по прямой линии в правительстве страны. Бывшийпремьер-министрНорвегии KjelBonnovik приходитсяплемян- В странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на обществен- никомминиструсоциальногоразвитияицерковногопросвещения,акроме ный контроль, демократия отчасти носит корпоративный характер. Вы- того - братом крупного священника и сыном ректора регионального вуза. борность лидеров депутатского корпуса, формирование правительств Врач по профессии, отец известной норвежки, занимавшей пост зачастую происходит из уже сформировавшихся элит (Норвегия и др.), премьер-министра Gro Harlem Brundtland был министром социального а внутри них – кланов. И так происходит на протяжении десятилетий. развития и министром обороны Норвегии от Рабочей партии. Ее сестра Иногда бывают неожиданные прорывы, как например, избрание прези- Hanna Harlem была министром юстиции (2001 г.). дентом США осенью 2008 г. (впервые в истории этой страны) наполо- Известный в Норвегии государствен- вину этнического африканца по происхождению, темнокожего Барака ный деятель, министр Ernar Gerhardsen, Обамы. Но и это не случайность. Не последнюю роль в этом сыграли и отец которого был обычным рабочим, кланы темнокожих соотечественников Обамы и их «белых» союзников руководил страной в течение многих – противников партии Дж. Буша. Динамика роста численности темноко- послевоенных лет. Он был премьер- жего населения в США значительно опережает демографически выми- министром страны в 1945-1951 гг., 1955- рающее «белое» население этой страны. 1963 гг. и в 1963-1965 гг. И это пример не В отличие от высоких форм демократии, во всех остальных системах уникален. Ранее страной столь же дли- клановая жизнь то усиливается, то угасает, но не развивается в сторону тельно время правили представители отмирания. Более того, недемократические формы правления не лик- клана Ф. Станга и Э. Станга, они возглавляли кабинет министров Нор- видируют кланы, а лишь загонят болезнь внутрь, где всегда можно об- вегии в 1861-1880 гг., в 1884 г. и в 1889-1891 гг. и в 1893-1895 гг. Возвра- наружить преемственность между кланами прошлого и последующими, щаясь к клану Герхарсенов заметим, что его старший сын был одним из вырастающими уже на их основе или с их участием. руководителей столицы страны. Его супруга была министром социаль- Так в 1930-х годах в ТССР появились политические и государствен- ного развития. Другой его сын занимал высокие должности в руковод- ные фигуры, дети которых стали членами кланов в послевоенное вре- мя, уже не при сталинском режиме. При диктаторе Туркменбаши долгое 3 Несколько отвлекаясь от темы заметим, что слабая изученность землячеств и современных кланов в Норвегии «соседствует» с пробелами в освещении эт- время сохраняли силу представители старых советских кланов и их нической истории этой страны. Ныне покойный Тур Хейердал выдвинул теорию дети, с которыми С. Ниязов заигрывал, укрепляя свои позиции, чтобы азиатского влияния на ранний этногенез своих соотечественников, за что был в последующем расправится со своими клиентами-партнерами из со- подвергнут жесткой критике местных академиков. Между тем, древненорвеж- ветских кланов. В настоящее время, после кончины С. Ниязова, в стра- ское имя Хокон никак не переводится, т.е. происходит от азиатского титула каган не произошла бархатная клановая революция, старые советские кланы (туркм. казан). При этом, если среди правителей Швеции это имя не встречается, окончательно сходят с авансцены, за ними уходят на задний план и ния- то среди норвежских королей занимает ведущее место (подробнее см.: Кадыров зовские группировки. Но и в этом случае связь старого и нового режима Ш. 2008). Попутно заметим, что в совершенстве нуждается и судебно-правовая через кланы сохраняется (см. клан Мурадова-Каррыевых). система Норвегии, которую в соседней Швеции, в шутку, называют последней Вусловияхколониальноговременинаибольшейподдержкойметропо- коммунистической страной Европы. В частности, как показывает судебная прак- тика «самой благополучной страны мира», в интересах политической целесоо- лии пользовались не «чистые» туркмены, а евротуркмены, как и евроуз- бразности достаточно показаний двух родственников против третьего лица, беки и т.д. Они заслужили перед Москвой право руководить туркменским чтобы последнее могло безоговорочно понести наказание. 62 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 63
обществом умением управлять традициями этого общества на пользу Клан, возникая из альянса семей вокруг патрона, проходя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|