Предмет этнопедагогики.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление. 1. Введение………………………………………………………………………….1 2. Основная часть…………………………………………………………………3 3. Введение Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания. Итак, при всем различии этнических культур этнопедагогика как их часть не поддается обособлению. Если она подлинно народна, она - общечеловечна. Каждый из нас - связь, по меньшей мере, трех веков: в прошлом - жили дедушка с бабушкой и их родители, в этом - живем мы со своими родителями, в том - будут жить наши дети со своими детьми и внуками. В каждом ребенке - первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддерживание огня в родовом очаге - это и есть питательная почва народной педагогики. Неслучайно великие и просто талантливые педагоги, не только в своих идеалах, но и по стилю деятельности, сходны друг с другом, они просты, ясны, понятны. Об этих педагогах можно сказать: ими руководит здравый смысл, один живой ребенок важнее тысячи проектов. Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда питала школьное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколение в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива - жив и народ, ее создавший.
Основная часть. Предмет этнопедагогики. Этнопедагогику можно в общем представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой. «Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Содержание образовательного процесса, включающего в традиционное обучение этнокультурный компонент, способствует формированию толерантности, патриотических чувств и нравственного поведения личности ребенка. Этнические традиции и обычаи в конкретном их исполнении выражают этнические чувства, особенности психологии и формируют этническое самосознание личности. В самом широком смысле, средством воспитания называется совокупность материальных и идеальных элементов действительности, используемых как орудия, инструменты воспитания. Это процессы, явления, ситуации и предметы оказывающие через насыщение национально-регионального компонента содержание образования и реализуются этнонациональные традиции регионов. Различные виды деятельности (учение, труд, спорт, игра, досуговая деятельность) могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценными отношениями. В этом смысле, средствами воспитания этнокультуры являются все элементы национальной и межнациональной культуры, задействованные в непосредственной социальной среде: язык общения, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обрядовые и ритуальные традиции, народный этикет и др.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др. Общность педагогических культур объясняется многими факторами: а) общностью исторических условий развития разных народов; б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями; в) общностью основ народной психологии; г) общностью географических условий; д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов. Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов России дает уникальную информацию о великой стране, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. Итак, этнопедагогика изучает: 1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); 3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); 4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы); 5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); 6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.); 7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники). Внутри каждой из названных тем - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда - величайшая из педагогик.
Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|