Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опишем некоторые специальные упражнения для мимических мышц, ввод которых к занятиям ЛФК способствует восстановлению функций этих мышц.

Лечебная физкультура в стоматологии

https://lfk.biz/exercising-dentistry.html

ЛФК находит широкое применение в комплексном лечении стоматологических больных как действенный метод медицинской реабилитации, профилактики и функционального лечения при нарушении жевания, речи и мимики.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, дозированное и систематическое выполнение которых обеспечивает многостороннее биологически адекватное влияние на психофизическое состояние больного человека. Рассматривая физиологические закономерности широкого спектра действия физических упражнений, можно условно выделить механизмы их тонизирующего, трофического, компенсаторного и нормализующего воздействия на организм.

Медицинская реабилитация стоматологических больных представляет определенные трудности из-за, сложности анатомических структур челюстно-лицевой области, многогранность и уникальность физиологических функций расположенных здесь жизненно важных функциональных систем.

Сейчас известно более 500 стоматологических заболеваний и стоматологических проявлений соматических заболеваний, в клиническом течении которых нередко возникают нарушения функций мимических и жевательных мышц, поражения височно-челюстного сустава и т.д. К этому надо добавить тяжелые страдания людей с заболеваниями и травмами челюстно-лицевой области, связанные с искажением лица, и болевой синдром, не имеющий равных в клинической практике. Поэтому обращение врача с такими больными требует особого такта, чуткости и внимания.

Занятия ЛФК с больными стоматологического профиля подчиняются общим дидактическим принципам и правилам. Однако отдельные методики занятий лечебной гимнастикой и другими формами ЛФК имеют свои особенности, обусловленные клиническими проявлениями стоматологических заболеваний. Прежде всего, это касается специальных упражнений, которые надо выполнять обязательно перед зеркалом для визуального контроля правильного усвоения.

Специальные упражнения для больных с патологией челюстно-лицевой области разделяют по анатомическому признаку на следующие группы:

  • а) для мимических и жевательных мышц
  • б) для мышц языка и мягкого неба
  • в) логопедические, корректирующие акт речи
  • г) идеомоторные (мнимые) движения в иммобилизованных суставах (височно-челюстном).

По степени активности специальные упражнения делят на 3 группы:

  • а) активные, которые больные выполняют самостоятельно с помощью мышц, непосредственно вовлеченных в патологический процесс,
  • б) активно-пассивные, выполнению которых помогает пальцами рук сам больной или постороннее лицо
  • в) пассивные, которые выполняют с помощью постороннего.

Мышцы лица (мимические и жевательные) расположены поверхностно, в основном вокруг естественных отверстий (рта, носа, глаз). Наличие синоптических связей нейронов лицевого нерва с нейронами пирамидного пути позволяет произвольно управлять каждой мышцей лица. Благодаря контролю коры большого мозга можно привести в движение ограниченном количестве мышечных волокон на одной стороне лица, достигая определенного лечебного или тренировочного эффекта.

Опишем некоторые специальные упражнения для мимических мышц, ввод которых к занятиям ЛФК способствует восстановлению функций этих мышц.

  • 1. Оттягивание углов рта вниз и вверх.
  • 2. Надувание поочередно правой и левой щеки.
  • 3. Подъем бровей, наморщивание лба, зажмуривание глаз.
  • 4. Подъем верхней и опускание нижней губ, сомкнув зубы.
  • 5. Вытягивание губ вперед, сворачивание их в трубочку, энергичное оттягивание уголков рта в стороны.
  • 6. Втягивание верхней губы под верхние зубы с одновременным движением нижней губы вверх.
  • 7. Предоставление лицу выражение удивления, радости, гнева, печали и т.д.
  • 8. Открытие глаз (широко), зажмуривание их поочередно, надувание щек, втягивания их, имитирование улыбки с обнажением зубных рядов.
  • 9. Нюхательные (с втягиванием воздуха) движения ноздрями (одновременно обоими и по очереди).
  • 10. Расслабление мышц лица, закрывание глаз, опускание нижней челюсти, удлиненный выдох.

Жевательные мышцы достаточно мощные, о чем свидетельствует их строение (широкие, короткие пучки волокон с малым рычагом и малой амплитудой движения). Сила, с которой здоровые зубы измельчают пищу, может достигать 50-80 кг на 1 см2. Поэтому выполнение упражнений для жевательных мышц (например, в случае контрактуры височно-челюстного сустава) быстро приводит к их усталости. Поэтому в начале курса лечения не рекомендуется выполнять упражнения на открывание рта более 10-15 раз подряд.

Все жевательные мышцы начинаются на костях черепа и прикрепляются к нижней челюсти, приводя ее в движение во время своего сокращения.

Представляем наиболее эффективные упражнения для жевательных мышц:

  • 1. Медленное максимальное открывание рта.
  • 2. То же с сопротивлением (тыльной стороной ладони поддерживать подбородок).
  • 3. Круговое движение нижней челюсти (подбородком обвести букву «О»).
  • 4. Боковые движения нижней челюсти (с закрытым и открытым ртом).
  • 5. Выпячивание нижней челюсти вперед (с закрытым и открытым ртом).
  • 6. То же с сопротивлением (указательным и средним пальцами упереться в подбородок).
  • 7. Максимальное открывание рта с помощью больших пальцев (ногтевыми фалангами больших пальцев упереться в верхние и нижние резцы).
  • 8. Жевание конфет типа «Ирис» или жевательной резинки (3-5 мин).
  • 9. Статическое напряжение жевательных мышц, не открывая рта (крепко сжимать зубы на 2 счета и медленно их разжимать).
  • 10. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевок).
  • 11. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков «па-па-па».

Благодаря систематическому выполнению специальных упражнений нормализуется функция мышц: улучшается местное кровообращение и обмен веществ, восстанавливается амплитуда движений в височно-челюстном суставе, стимулируются процессы регенерации, устраняется атрофия мышц.

Паузы для отдыха между выполнением специальных упражнений следует заполнять общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

Обучать выполнению специальных упражнений целесообразно путем индивидуальных занятий, сидя перед зеркалом. При этом внимание больного надо сосредотачиваться на точности выполнения движения, то есть на степени функциональной нагрузки. Убедившись в том, что больной может правильно выполнять специальные упражнения, ему рекомендуют несколько таких упражнений для самостоятельного усвоения перед зеркалом. Индивидуальные занятия включают упражнения для мимических и жевательных мышц в сочетании их с упражнениями для мышц шеи.

Травмы и заболевания челюстно-лицевой области кроме местных нарушений и психических страданий обусловливают вторичные функциональные расстройства дыхания, кровообращения, глотания, жевания и речи. Поэтому каждое занятие лечебной гимнастики следует насыщать большим количеством различных упражнений, которые обеспечивают общеоздоровительное действие.

Рациональным методом проведения ЛФК с больными стоматологического профиля являются индивидуальные занятия, позволяющие уделить должное внимание каждому больному и избежать неадекватной физической нагрузки.

Занятия ЛФК в стоматологических клиниках обычно проводят в специально оборудованных кабинетах, где кроме обычного инвентаря, гимнастических приборов и тренажеров должны быть настенные зеркала с индивидуальными столиками и ширмами для выполнения специальных упражнений, механотерапевтические аппараты и приспособления для дополнительного воздействия на органы и ткани челюстно-лицевой области.

Для восстановления нарушенных функций мимических и жевательных мышц занятия ЛФК нельзя ограничивать только механотерапией, потому что она не заменяет ЛГ, а лишь дополняет ее. Механотерапия как разновидность пассивных упражнений не позволяет воспроизвести всего разнообразия движений в суставе, которые осуществляются при активном (волевом) выполнении упражнений. Занимаясь механотерапией, больной не принимает достаточно активное участие в восстановительном процессе. Физиологические реакции, связанные с выполнением локальных движений с помощью аппаратов и приборов, имеют ограниченный характер вследствие резкого снижения эфферентной импульсации. Механотерапия целесообразно применять, когда нужно устранить такие остаточные явления, как контрактура после иммобилизации, фиброзный анкилоз, атрофия суставных капсул, связок, ригидность суставов, стягивающие рубцы / парезы, параличи отдельных групп мышц и др. Больший эффект дает механотерапия, когда нужно преодолевать эластичное или пружинное сопротивление, потому что при этом больной выполняет активные движения. В стоматологии для механотерапии применяют резиновые распорки, пробки, деревянные клинки и другие приспособления и аппараты (ложки Лимберга и т.д.). Упражнения с применением механотерапии выполняют 6-10 раз в день в течение 5-10 мин. Используя механотерапевтические аппараты и приспособления, следует соблюдать требования асептики и антисептики. Резиновые изделия надо обрабатывать антисептическими растворами (спирт, тройной раствор), а металлические — кипячением.

Важным фактором повышения эффективности занятий ЛФК с больными стоматологического профиля является систематический учет изменения объективных показателей, отражающих степень восстановления нарушенной функции. Например, при наличии показаний следует не реже 1 раза в неделю определять (измерять) степень открывания рта и силу жевательных мышц.

Степень открывания рта определяют с помощью треугольника или окклюзионного измерителя. Если их нет, то делают это линейкой или вводят пальцы больного между центральными резцами верхней и нижней челюстей. «Рабочее» открывание рта равно 2-2,5 см (2 пальца больного), максимальное — около 4 см (3-4 пальца).

Силу жевательных мышц определяют с помощью гнатодинамометра или специальных жевательных проб. Тонус жевательных мышц, а также силу сокращения круговой мышцы рта измеряют по методу Л. А. Гооге посредством миотонометров различной конструкции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...