Задачи, функции и типы организационной культуры
2.1 Задачи организационной культуры Выделяются две базовыезадачи, в решении которых проявляется основное предназначение организационной культуры: 1)обеспечение внутреннего единства и интеграции сотрудников; 2) приспособление организации к условиям внешней социально-экономической среды. Задача обеспечения внутреннего единства и интеграции сотрудников регулирует внутриорганизационные процессы и отношения между членами и подразделениями организации, отвечающие за эффективность ее деятельности. Решение этой задачи осуществляется в процессе: o установления коммуникативной системы обмена информацией и профессионального взаимодействия; o формирования норм межличностного общения и взаимодействия, определения допустимого уровня открытости на работе; o формирования формальных и неформальных групп, определения их границ, установления критериев вхождения и членства; o установления образцов желательного и нежелательного поведения; o распределения статусов в организации, установления правил по приобретению, поддержанию и утрате власти. Задача приспособления организации к условиям внешней социально-экономической среды регулирует функционирование организации в условиях внешней конкуренции, имеющихся социально-экономических и политических обстоятельств. Процесс внешней адаптации связан с нахождением организацией «своей ниши» на рынке, достижением организационных целей в постоянно меняющихся внешних условиях взаимодействия с государством, партнерами, конкурентами и потребителями. Классический алгоритм решения этой задачи следующий: o определение миссии организации, выбор стратегии исполнения этой миссии;
o установление специфических целей и задач организации, достижение их принятия работниками; o определение и формирование средств и ресурсов, используемых для достижения поставленных целей, разработка адекватной организационной структуры функционирования и управления, оптимизация системы стимулирования; o разработка критериев оценки эффективности деятельности, индивидуальных и групповых результатов, создание информационной инфраструктуры; o коррекция деятельности с использованием системы поощрения и наказания в соответствии с эффективностью выполнения поставленных задач. 2.2. Функции организационной культуры В соответствии с направленностью решаемых задач функции организационной культуры разделяются на две группы: 1) функции внутренней интеграции, обеспечивающие ее целостность и внутреннее единство членов организации; 2) функции внешней направленности, обеспечивающие приспособление организации к условиям внешней среды и выживания в ней. К функциям внутренней интеграции относятся: § интегрирующая; § нормативно-регулирующая; § управленческая; § охранная; § адаптивная; § мотивирующая; § коммуникативная; § управления качеством; § рекреативная. Интегрирующая функция позволяет объединять членов организации за счет формирования ощущения принадлежности к общим ценностям и достижениям, их вовлеченности в дела организации и приверженности существующим в ней традициям. Нормативно-регулирующая функция обеспечивает самоуправляемость организации и регламентирует внутренние нормы поведения. Управленческая функция организационной культуры является развитием предыдущей и выражается в том, что она дополняет, а порой и заменяет некоторые функции управления персоналом. Адаптивная функция решает две важные задачи: а) адаптация вновь принятых работников к условиям профессиональной деятельности и формирование их приверженности ценностям и нормам существующей культуры; б) нейтрализация у новичков образцов поведения, несовместимых с организационной культурой предприятия.
Охранная функция является развитием предыдущей и состоит в создании определенного барьера на пути проникновения нежелательных тенденций внешней среды внутрь организации. Мотивирующая функция. Развитая организационная культура повышает уровень трудовой мотивации сотрудников. Человек, отождествляющий себя с организацией, работает с более высокой производительностью. Коммуникативная функция. Развитая организационная культура позволяет упростить процессы коммуникации и уменьшить время на различные согласования. Функция управления качеством. Организационная культура обеспечивает более внимательное и серьезное отношение к работе, что неизбежно сказывается на конечном результате. Рекреативная функция заключается в том, что развитая организационная культура неразрывно связана с формированием благоприятного психологического климата в коллективах организации. К функциям внешней направленности относятся: § формирование имиджа организации; § приспособление организации к внешним социально-психологическим условиям; § регулирование партнерских отношений; § регулирование отношений с потребителями. Функция формирования имиджа. Имидж — это существующий в сознании людей образ организации, подчеркивающий ее индивидуальность и ценности и чем-то выделяющий ее из общего числа других подобных. Функция приспособления организации к внешним социально-психологическим условиям обеспечивает интеграцию организации во внешние социальные структуры. Функция регулирования партнерских отношений состоит в том, что организационные ценности ориентируют сотрудников организации на учет в своей деятельности целей, потребностей, запросов и интересов партнеров по бизнесу и даже конкурентов. Функция регулирования отношений с потребителями. Эта функция регулирует отношения сотрудников организации с клиентами, настраивая их на обоюдный учет интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|