Связующие, растворители и разбавители
Тема 17: ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Лакокрасочные материалы — вязкие жидкости (реже порошки), которые после нанесения превращаются в твердую пленку на поверхности окрашиваемого материала. Эту пленку называют лакокрасочным покрытием, а окрашиваемый материал — подложкой. Использование человеком красок известно с древнейших времен: это и раскрашивание наскальных рисунков, и покрытие красками утвари, лица и тела. Основная цель этих действий — создание декоративного эффекта. Современные лакокрасочные материалы используют не только в декоративных целях, но и в защитных. В некоторых случаях эта функция становится основной; например, покрытие паркета лаком или окраска кровли из листовой жести, металлоконструкций и т. п. Лакокрасочные покрытия могут преследовать и другие цели: психологические (создание настроения, оповещение о возможной опасности и т. п.), санитарно-гигиенические (облегчение уборки, дезактивации), маскировочные и др. Лакокрасочное покрытие строительных (и не только строительных) конструкций — сложная многослойная система (рис. 18.1). Как правило, окрашиваемая поверхность покрывается грунтовкой (огрунтовывается) для улучшения сцепления других слоев с основанием. По огрунтованной поверхности наносится выравнивающий слой: крупные неровности (раковины, трещины) выравниваются подмазкой, мелкие — шпатлевкой. По подготовленной таким образом поверхности наносится краска и/или лак. В последние годы лакокрасочные материалы используют очень широко, а их производство превратилось в крупную отрасль промышленности. Выпускаются краски, лаки, грунтовки и шпатлевки самых разнообразных видов и для самых разных целей. Однако всех их объединяет общность в составе и свойствах в рабочем состоянии и общность в строении и свойствах образуемого ими покрытия, т. е. в эксплуатационном состоянии.
Обязательный компонент в составе всех лакокрасочных материалов — пленкообразующее (связующее) вещество. Для получения покрытия с необходимыми эксплуатационными показателями материал в рабочем состоянии должен обладать определенными реологическими свойствами: • легко наноситься на отделываемую поверхность в виде тонкой пленки с помощью того или иного инструмента (кисть, валик, распылитель); • сразу же после нанесения пленка должна хорошо удерживаться, не стекая, на любых поверхностях. Для этого подготовленные к нанесению лакокрасочные материалы должны представлять из себя структурированные жидкости, обладающие тиксотропными свойствами. Это значит, что при механических воздействиях, например, при движении кисти или валика, они должны разжижаться и, растекаясь по поверхности тонким слоем, сразу же после прекращения механического воздействия переходить в вязко-пластичное состояние. Такой лакокрасочный материал не будет стекать под действием силы тяжести. Эти свойства у лакокрасочных материалов достигаются путем подбора правильного соотношения компонентов: твердых (пигментов и наполнителей) и жидких (растворителей и разжижителей), а также с помощью специальных добавок. Сформировавшееся лакокрасочное покрытие представляет собой тонкую (0,05... 1 мм) пленку, имеющую достаточно хорошее сцепление с окрашиваемой поверхностью. У большинства материалов лакокрасочная пленка формируется в основном за счет испарения жидкого компонента и (или) полимеризации связующего, что сопровождается усадкой пленки. Во время эксплуатации при изменении влажности пленка может испытывать деформации набухания и усадки. Под действием кислорода, воздуха и солнечного излучения (в особенности УФ его части) в пленке возникают напряжения от структурных изменений в связующем. Все эти процессы вызывают растрескивание пленки и ослабляют ее сцепление с основанием, и тем больше, чем толще красочный слой. Поэтому, как это ни парадоксально, более надежными и долговечными оказываются тонкие лакокрасочные пленки. При необходимости получения толстой пленки целесообразно производить окраску в несколько слоев.
Основными видами лакокрасочных материалов до середины XX века были лаки и краски на натуральных смолах и олифах, а также известковые и клеевые краски. Во второй половине XX в. все шире начинают применяться краски и лаки на полимерных связующих. В большинстве водостойких красок используют органические растворители — токсичные и пожароопасные. При этом растворители нужны только на стадии нанесения краски, для придания ей необходимых реологических свойств. Поэтому все шире начинают применяться вододисперсионные (водоэмульсионные) краски, в которых разбавителем служит вода. Это коснулось в особенности красок строительного назначения. Другой вариант высококачественных красок вовсе без растворителя — порошковые краски, в которых рабочая консистенция достигается их разогревом до плавления в момент нанесения. Вододисперсионные и порошковые краски с экологической точки зрения — один из лучших видов лакокрасочных материалов. Доля этих красок в общем производстве лакокрасочных материалов растет. В настоящее время в европейских странах доля вододисперсионных красок составляет 20...30 %, а порошковых — 3...7 % от общего выпуска лакокрасочных материалов. Надо отметить, что в последние годы снова возрастает интерес к старым традиционным, дешевым и самым безопасным с экологической точки зрения клеевым и известковым краскам. Лакокрасочные материалы (краски, грунтовки и шпатлевки) — сложные многокомпонентные системы. Обязательный компонент любого из перечисленных материалов — пленкообразующее (связующее) вещество; в красках обязателен и другой компонент — пигмент, а в грунтовках и шпатлевках — наполнители. До рабочей консистенции лакокрасочные материалы доводятся растворителями или разбавителями. Кроме перечисленных компонентов в лакокрасочные материалы вводят различные добавки, обеспечивающие необходимые технологические и эксплуатационные свойства: отвердители и ускорители, загустители, поверхностно активные добавки, стабилизирующие вещества и т. п.
СВЯЗУЮЩИЕ, РАСТВОРИТЕЛИ И РАЗБАВИТЕЛИ Пленкообразующие (связующие) вещества. В качестве пленкообразующих веществ применяют самые разнообразные материалы. Это могут быть как неорганические вяжущие (известь, цемент, жидкое стекло), так и органические вещества (природные смолы, битум, пек, животные клеи, эфиры целлюлозы, олифы, синтетические смолы в виде олигомеров и полимеров). Ниже рассмотрены основные виды связующих. Минеральные вяжущие — известь, жидкое стекло, цемент; их описание дано в гл. 8. Растительные клеи — среди них раньше других стали применять крахмал. Перед использованием крахмал обрабатывают 1 %-ным раствором NaOH и вводят в полученную смесь 5...7 % (от массы крахмала) канифольного масла и 0,5... 1 % антисептика. Так как крахмальные пленки не устойчивы к трению и легко размываются водой, они не получили широкого распространения. Чаще используют близкие по составу водорастворимые эфиры целлюлозы. Животные клеи — растворимые в воде высокомолекулярные вещества белковой природы, образующие из водных растворов пленки с хорошей адгезией к подложке. К этим видам клеев относятся: глютиновые клеи (костный, желатиновый и т. п.), получаемые вывариванием отходов от переработки животных и рыб; эти клеи не водостойки и склонны к загниванию; казеиновый клей получают из снятого молока, обработанного кислотами; его обычно используют в сочетании с гашеной известью или другими щелочными реагентами, так как растворяется он только в щелочных средах. Краски на казеиновом клее имеют довольно высокую атмосферостойкость (срок службы окраски фасадов 4...5 лет) и хорошую адгезию к силикатным материалам (бетону, штукатурке и т. п.).
Смолы природные — твердые слабоокрашенные прозрачные продукты растительного происхождения (за исключением шеллака), плавящиеся при нагревании до 110...200 °С и растворяющиеся в соответствующих растворителях. Их использовали для получения лаков, а также для модификации других пленкообразующих веществ. Главнейшие смолы, применяемые в лакокрасочных материалах: канифоль, копалы, шеллак. Канифоль — остаток от отгонки скипидара из смолистого сока хвойных деревьев (живицы); растворяется почти во всех органических растворителях, хорошо совмещается с растительными маслами. Канифоль в основном применяют для модификации других пленкообразующих веществ с целью повышения адгезионных свойств. Копалы, янтарь — ископаемые смолы, использовавшиеся для получения высококачественных лаков; в настоящее время их применяют ограниченно. Шеллак — продукт в виде тонких чешуек, получаемых очисткой смолистых выделений мелких тропических насекомых. Шеллак хорошо растворим в спирте; такие растворы используют как мебельный лак и политура. Битумы и пеки описаны в п. 9.2. Водорастворимые эфиры целлюлозы (метилцеллюлоза — МЦ; кар-боксиметилцеллюлоза — КМЦ и др.) используют в красках для внутренних работ, так как атмосферостойкость их невысока. Они образуют вязкие растворы, а после высыхания — пленку, обладающую не очень высокой адгезией. Нитроцеллюлоза — сложный эфир целлюлозы (см. 3.2), получаемый при обработке ее азотной кислотой. В лакокрасочной промышленности используют продукт неполной этерификации целлюлозы — коллоксилин с молекулярной массой 40... 150 тыс. Нитроцеллюлоза хорошо растворяется в ацетоне и других полярных растворителях и не растворима в углеводородных растворителях. Стойкость нитроцеллюлозы в кислых и щелочных средах невысокая. Теплостойкость 50...60 °С; при более высоких температурах возгорается. Для улучшения свойств нитроцеллюлозу совмещают с алкидными смолами. Олифы (от греч. aleipha — масло) — традиционные пленкообразующие вещества на основе жидких растительных масел или алкидных (глифталевых или пентафталевых) полимеров (часто неправильно называемых смолами), модифицированных растительными маслами. Все олифы — олигомерные продукты. Для олиф используют ненасыщенные масла, т. е. имеющие двойные связи в углеводородной цепи. Благодаря двойным связям олифы могут отвердевать (а не высыхать!) за счет окислительной полимеризации, т. е. сшивки кислородом воздуха. Образующиеся эластичные пленки со временем, особенно под действием УФ-излучения, становятся хрупкими и растрескиваются вследствие усадки. Процесс отвердевания необратимый, т. е. «высохшая» масляная краска не растворяется повторно.
По составу и технологии приготовления олифы могут быть: натуральные, олифы-оксоль и алкидные (табл. 18.1). Таблица 18.1. Составы и области применения олиф
Примечание. Под названием «олифа» выпускаются и другие пленкообразующие жидкие продукты, отличающиеся, однако, худшими свойствами. Олифу натуральную получают из ненасыщенных растительных масел (льняного и конопляного) двумя способами: «окислением» — продувкой воздуха через подогретое до 150... 160 °С масло или «полимеризацией» — нагревом масла до температуры 270...280 °С. При этом происходит частичная полимеризация молекул масел благодаря наличию в них двойных связей, т. е. натуральная олифа — олигомерный продукт. Как уже говорилось, олифы или краски на ее основе, нанесенные тонким слоем, способны под действием кислорода воздуха отвердевать. Для ускорения отвердевания олифы в нее вводят сиккативы (лат. siccativus — высушивающий) — соли жирных кислот РЬ, Мп, Со, катализирующие окислительную полимеризацию ненасыщенных масел. Количество вводимого сиккатива 0,01...0,1 % (по сухому веществу) от массы масел, При отсутствии кислорода процесс полимеризации практически не идет. Например, краска, залитая водой, не отвердевает. На этом основано хранение кистей при перерывах в работе в воде. В настоящее время натуральную олифу применяют редко, в основном, для красок, используемых в живописи. Олифу-оксоль (полунатуральную олифу) получают более глубокой окислительной полимеризацией растительных масел до получения вязкой жидкости. Ее растворяют уайт-спиритом в соотношении 1:1. Олифу-оксоль получают как из льняного или конопляного масла (марка В), так и из подсолнечного, соевого (марки ПВ и СМ) и др. Краски на олифе марки «В» используют как для наружных, так и для внутренних работ; краски на олифе марки «ПВ» годятся только для внутренних работ. Краски на олифе-оксоль менее долговечны и дают более хрупкую пленку, чем краски на натуральной олифе. Алкидные олифы представляют собой растворы низковязких жирных алкидных смол (60...65 % масла) в уайт-спирите. Их выпускают двух типов: глифталевая (ГФ) и пентафталевая (ПФ). Получают их путем олигомеризации глицерина (или пентаэритрита), фталевого ангидрида и ненасыщенных растительных масел. Последние являются внутренними пластификаторами, придающими пленке, получаемой из этих олиф, эластичность. По атмосферостойкости алкидная олифа почти не уступает натуральной, а по физико-механическим показателям пленки во многом превосходит ее. При этом расход пищевых масел в таких олифах минимальный. Из рассмотренных олиф в строительстве в основном используют алкидные, на базе которых выпускают широкий ассортимент красок. Синтетические полимерные связующие. Эпоксидные, полиэфирные и полиуретановые связующие описаны в п. 9.4. Лучшие краски и лаки с самыми разнообразными свойствами получают на полиуретановых связующих путем регулирования их состава при синтезе. Перхлорвиниловые полимеры (их часто называют смолами) — принятое в России название продукта ограниченного хлорирования поливинилхлорида — ПВХ (см. п. 9.3). Перхлорвинил содержит 62,5...64,5 % связанного хлора. В отличие от ПВХ перхлорвинил хорошо растворяется во многих органических растворителях (хлорсодержащих, ароматических, ацетоне). Пленки, получаемые из раствора перхлорвинила, атмосферостойкие, теплостойкие (до 100 ° С) и морозостойкие (до — 45 °С). Перхлорвинил широко используют для получения фасадных красок. Полиакрилаты — группа полимеров сложных эфиров акриловой кислоты. В зависимости от состава полиакрилаты могут иметь вид от клейких каучукоподобных продуктов до твердых стеклообразных полимеров. В последние годы полиакрилаты все чаще начинают использовать в производстве лакокрасочных материалов высокого качества. Водные дисперсии полимеров — одна из возможных форм синтеза самых различных полимеров, позволяющая получать вододисперсионные краски. Водные дисперсии полимеров представляют собой мельчайшие частицы полимера (1...100 мкм), взвешенные в воде. Концентрация полимера 40...50 %. От агломерации (слипания) частицы полимера защищены тонкой пленкой эмульгатора (стабилизирующего поверхностно-активного вещества) ПАВ. Схему действия ПАВ см. на рис. 18.2. Первыми в строительстве стали использовать дисперсию поливинилацетата — ПВА (см, п. 9.3) и латексы каучуков. В принципе любой полимер может быть получен в виде водной дисперсии. Основную долю современных вододисперсионных красок получают на основе полиакрилатных дисперсий.
Высушенные с помощью распылительной сушки водные дисперсии превращаются в сухие порошки, которые могут быть редиспергироввны в воде, т. е. из них вновь может быть получена дисперсия. Растворители и разбавители. Растворители — летучие жидкости, образующие со связующими (полимерными, масляными) истинные растворы, стабильные во времени. Разбавители — хорошо совмещающиеся с красочным составом жидкости, образующие с ним устойчивые смеси (суспензии или эмульсии). Способность растворителя растворять связующее (растворяющая способность) зависит от его молекулярного строения и определяется в основном соотношением полярностей растворителя и связующего. Здесь действует закономерность «подобное растворяется в подобном». Так, алкидные связующие, имеющие в своих молекулах бензольные кольца, хорошо растворимы в ароматических растворителях (бензоле, толуоле) и не растворяются в кислородсодержащих растворителях (спирте, ацетоне); краски на олифе, молекулы которой имеют длинные углеводородные цепи, хорошо растворяются в алифатических углеводородах. При выборе растворителей помимо их растворяющей способности необходимо руководствоваться и другими свойствами. Главнейшее из них — скорость испарения. Ее можно характеризовать относительной летучестью, показывающей, во сколько раз медленнее испаряется наш растворитель по сравнению с эталоном.
Если скорость испарения велика и выше скорости миграции растворителя в объеме красочного слоя, то возможно формирование твердой пленки на поверхности незатвердевшего покрытия с образованием поверхностных дефектов, в частности, типа «шагрень» (усыхающая кожа). Если скорость испарения мала, то замедляется формирование твердого лакокрасочного покрытия, возрастает вероятность дефектов; особенно нежелательно это в случае «твердеющих» (термореактивных) связующих, так как в этом случае растворитель частично остается в покрытии, ухудшая его свойства. Как правило, от растворителей и разбавителей требуется химическая инертность к связующему и другим компонентам лакокрасочного материала. Однако в некоторых случаях, наоборот, растворителем выбирают вещество, входящее при твердении в состав лаковой пленки (например, стирол в лаках на основе ненасыщенных полиэфиров). Органические растворители токсичны, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать меры безопасности: проветривать помещение, где ведутся работы, и применять защитные приспособления: перчатки, респираторы и даже противогазы. По степени повышения токсичности растворители располагаются в такой последовательности: скипидар, уайт-спирит, этилацетат, ацетон, бензол, толуол, ксилол, дихлорэтан. \ Очень серьезный недостаток органических растворителей — горючесть. Их пары при определенных концентрациях с воздухом образуют взрывоопасные смеси. В помещениях, где хранятся материалы с растворителями или работают с ними, необходимо строго соблюдать противопожарные правила: нельзя разводить открытый огонь; подсоединения электроприборов должны исключать искрообразование; при открывании металлических емкостей с растворителями следует использовать инструмент, не вызывающий искрообразование. В зависимости от химического состава органические растворители делятся на углеводородные (алифатические, ароматические, нефтяные и терпеновые), кислородсодержащие (кетоны, спирты, эфиры) и галогеносодержащие углеводороды. Алифатические углеводороды СпН2л+2 (пентан, гексан и др.) — легколетучие бесцветные жидкости со слабым запахом. Они обладают низкой растворяющей способностью и относительно дороги. В чистом виде применяют редко. Ароматические углеводороды (бензол, ксилол, толуол и др.) — бесцветные жидкости с характерным запахом. Они обладают значительно большей, чем алифатические углеводороды, растворяющей способностью, однако их применение ограничивает высокая токсичность. Ароматические углеводороды хорошо смешиваются с другими углеводородными растворителями. Их обычно применяют в смесях. Например, часто используемый сольвент нефтяной или каменноугольный представляет собой смесь ксилола с другими ароматическими и алифатическими углеводородами. Нефтяные растворители — один из самых дешевых и доступных видов растворителей, получаемый при фракционировании нефти. Состоят они из смеси алифатических углеводородов с некоторой примесью ароматических. В зависимости от температуры кипения различают следующие виды нефтяных растворителей: Вид растворителя Температура кипения, °С Петролейный эфир................. 36...70 Бензин-растворитель «галоша» 80... 120 Бензин-растворитель — уайт-спирит... 165...200 Терпеновые растворители содержат ненасыщенные углеводороды состава (С5Н8)„. Из них в основном применяют скипидар (терпеновое масло); он хорошо растворяет масляные и глифталевые краски. Кетоны — кислородсодержащие растворители, из которых наиболее широко используют ацетон — легкокипящая жидкость с температурой кипения 56 "С. Он хорошо растворяет многие полимеры и олигомерные смолы (эпоксидные, полиэфирные). Обычно его применяют в смеси с другими растворителями. Недостаток ацетона — гигроскопичность, так как при поглощении воды его растворяющая способность падает. Спирты — кислородсодержащие растворители. Используются низшие одноатомные спирты: бутиловый, этиловый и метиловый (метанол). Из-за высокой токсичности применение последнего ограничено. Сложные и простые эфиры — кислородсодержащие растворители. Чаще всего используют эфиры низших спиртов и уксусной кислоты (ацетаты): этилацетат (T^j, = 75 °С) и бутилацетат (Т^п = 125 °С) — прозрачные жидкости с фруктовым запахом. Они хорошо растворяют большинство синтетических эмалей. Правильный выбор вида и количества растворителя — серьезная задача, во многом определяющая качество лакокрасочного покрытия. Как правило, для конкретных лакокрасочных материалов применяют не один растворитель, а специально подобранную смесь растворителей. Пожароопасность и токсичность органических растворителей, присутствие которых в лакокрасочном материале необходимо только на стадии нанесения, делает использование материалов с такими растворителями крайне нерациональным. Лучший растворитель с точки зрения минимальной токсичности и пожаробезопасности — вода. Но и у нее есть недостатки: с ней нельзя работать при температуре ниже О °С и она не способна растворять большинство масляных красок и эмалей. Последний недостаток преодолим путем замены растворов полимеров на их водные дисперсии, в которых вода является не растворителем, а разбавителем. Современные тенденции развития лакокрасочной промышленности связаны именно с разработкой материалов, не содержащих органических растворителей, например, водоразбавляемых или порошковых. ПИГМЕНТЫ И НАПОЛНИТЕЛИ Пигменты. Качество пигментов характеризуется комплексом технологических и эксплуатационных свойств, вытекающих из требований, предъявляемых к ним. Технологические свойства Красящая способность (интенсивность) пигмента — способность передавать свой цвет при смешивании с белым пигментом. Чем больше красящая способность, тем меньше требуется пигмента для получения окраски нужного тона, и он может быть частично заменен наполнителем. Кроющая способность (укрывистость) — способность пигмента, диспергированного в связующем, перекрывать цвет подложки, т. е. делать его невидимым. Это свойство обусловлено рассеянием света частицами пигмента и зависит от разности показателей светопреломления пигмента (япиг) и пленкообразующего вещества (пт). Чем она больше, тем более укрывист пигмент. Поскольку у органических пленкообразующих (олиф, полимеров) п < 1,5...1,6, то укрывистыми будут пигменты с я > 1,6. Укрывистость зависит также от дисперсности пигмента. Оценивается укрывистость расходом пигмента (г) на 1 м2 окрашиваемой поверхности, необходимым для закрытия контрастной окраски (например, черных и белых полос) этой поверхности. Укрывистость и красящая способность не всегда связаны друг с другом. Так, высокоинтенсивный синий пигмент — лазурь обладает невысокой кроющей способностью, а высокоукрывистый красный пигмент — свинцовый сурик характеризуется малой красящей способностью. Дисперсность (тонкость измельчения) пигмента существенно влияет как на его красящую способность, так и на укрывистость. Чем мельче частицы пигмента, тем выше эти показатели. Грубодисперс-ные пигменты дают шероховатую поверхность и провоцируют быстрое разрушение покрытия. Природные пигменты, получаемые измельчением горных пород, состоят из частиц размером 0,5...40 мкм; у искусственных дисперсность выше — 0,1...2 мкм. Маслоемкость пигмента характеризуется количеством (в %) связующего (олифы), необходимым для образования пасты пигмента путем его перетира с олифой. Чем меньше олифы требует пигмент, тем дешевле краска и тем более стойким будет покрытие, так как в красочном слое в первую очередь деградирует пленка связующего. Маслоемкость зависит от дисперсности частиц, их формы и смачиваемости. Для поддержания высокой дисперсности пигмента и предотвращения его агрегирования в лакокрасочных материалах используют добавки ПАВ (механизм их действия показан на рис. 18.2). Эксплуатационные свойства Светостойкость — способность пигментов сохранять свой цвет под действием солнечного света (в основном, УФ-компонента). Некоторые пигменты (в основном органические) на свету «выцветают». Атмосферостойкость — комплексное свойство — способность пигментов выдерживать без разрушения и изменения цвета воздействие внешней среды: кислорода, СО2 и других газов, содержащихся в воздухе, воды, замораживания и оттаивания. Это свойство является важнейшим для пигментов фасадных красок. Химическая стойкость — способность пигментов противостоять действию кислот и щелочей. В частности, щелочестойкость абсолютно необходима пигментам в красках, наносимых на бетонные и оштукатуренные стены, и пигментам, используемым в известковых и силикатных красках. Теплостойкость — способность пигмента выдерживать действие высоких температур без изменения цвета и разложения. Теплостойкость пигментов следует учитывать при окраске систем отопления и тепловых установок. Безвредность пигментов. Эта проблема связана с тем, что некоторые пигменты содержат ядовитые вещества: соединения свинца, хрома и других тяжелых металлов; это необходимо учитывать при окраске интерьеров. Специальные свойства пигментов необходимы в тех случаях, когда лакокрасочное покрытие выполняет специальные функции. Так, если основная задача окрашивания — защита от коррозии, что важно для металлоконструкций, желательно, чтобы пигмент обладал пассивирующими свойствами (алюминиевая пудра, свинцовый сурик). Другим примером может служить электропроводность пигмента, необходимая в тех случаях, когда покрытие не должно накапливать статическое электричество. Существуют пигменты, меняющие свой цвет при изменении температуры в определенных пределах. Краски с такими пигментами могут служить индикаторами температуры. Главнейшие виды пигментов Пигменты принято делить по следующим признакам: • по химическому составу: неорганические и органические; • по происхождению: природные и синтетические; • по цвету: ахроматические (белые, серые, черные) и хроматиче Природные минеральные пигменты (старинное название «земляные пигменты» или «земли») — известный с глубокой древности, но все еще широко применяемый в строительстве вид пигментов. Их получают механическим обогащением, помолом или отмучиванием окрашенных горных пород (главным образом, глин). Эти пигменты имеют приглушенную окраску, но свето- и атмосферостойкость их очень высока. Преобладающая гамма оттенков природных пигментов — желто-красно-коричневая, вызванная присутствием в составе глин оксидов железа различного состава. К таким пигментам относятся: охра (желтый цвет), сурик железный (кирпично-красный цвет), мумия (коричневато-красный), умбра (коричневый, после прокаливания — красно-коричневый), сиена (темно-желтый, после прокаливания — каштановый). Черные природные пигменты — перекись марганца (МпО2) — марганцевая руда пиролюзит и графит — модификация чистого углерода — дают красивую гамму тонов от серебристо-серого до черного; исключительно термо-, химически- и атмосферостойкий пигмент. Белый природный пигмент — мел (СаСО3) используется ограниченно (в основном в водных красках); применяется как наполнитель в шпатлевках. Искусственные неорганические пигменты получают химической обработкой минерального сырья. Они имеют более яркую и разнообразную окраску и большую стабильность цвета по сравнению с природными пигментами; однако в некоторых случаях долговечность (свето- и атмосферостойкость) их ниже, чем у природных. Белые пигменты. Белила титановые (TiO2) — диоксид титана ру-тильной модификации — самый распространенный в настоящее время белый пигмент высокого качества (я = 2,72; укрыви-стость — 15...25 г/м2); свето- и атмосферостоек; применяется для всех видов красок. Белила цинковые (ZnO) — светостойкость высокая; атмосферостойкость — средняя; п = 2,02, укрывистость — 100... 120 г/м2; хорошо совмещается с другими пигментами, не стоек в кислых и щелочных средах (т. е. не рекомендуется для красок на минеральных связующих). Литопоновые белила (смесь ZnS и BaSO4) (красящая способность — средняя (я = 1,8...2,0; укрывистость — 120...140 г/м2)) — пигмент обладает низкой атмосферостойкостью, желтеет от УФ-из-лучения и рекомендуется только для внутренних работ; применяется в грунтовках. Желтые и красные пигменты. Как и у природных, в этой гамме преобладают пигменты на основе оксидов железа: желтый железно-окис-ный, красный железно-окисный (редоксайд) и марсы (группа пигментов различных оттенков). Они отличаются высокой укрывистостью, ат-мосферо- и светостойкостью. Более яркую и насыщенную окраску имеют свинцовые и цинковые пигменты: крон свинцовый (лимонный, желтый и оранжевый), крон цинковый (лимонный и желтый) и сурик свинцовый (оранжево-красный). Эти пигменты (кроме сурика) менее стойки, чемжелез-ноокисные, и ядовиты (в особенности свинцовые). Синие и зеленые пигменты. К синим пигментам, получившим широкое распространение, относится железная лазурь и ультрамарин. Железная лазурь (милори) — ферроцианид железа и калия — пигмент интенсивного синего цвета, применяется в смеси с белыми и желтыми (для получения зеленого цвета) пигментами; не щелочесто-ек. Ультрамарин — алюмосиликат натрия, содержащий серу; щелоче- и светостоек; в кислых средах обесцвечивается (в быту используется для подсинивания белья). Кобальт синий — пигмент очень высокого качества; из-за высокой стоимости применяется редко, в основном как краска для керамики. Среди зеленых пигментов один из лучших — оксид хрома (Сг2О3), оливково-зеленого цвета, обладающий высокой свето- и атмосферо-стойкостью, благодаря высокой укрывистости применяют обычно в смеси с наполнителями; используется для приготовления всех видов красок и эмалей; особенно часто применяют окись хрома в масляных красках для крыш. Медянка (основная уксуснокислая медь) — интенсивно окрашенный зеленый пигмент; применяется обычно в смеси с титановыми белилами для получения светло-зеленых красок. Недопустимо смешение с пигментами, содержащими цинк или сернистые соли (например, с цинковыми белилами и литопоном). Светостойкость медянки ниже, чем у оксида хрома. Зеленые пигменты можно получить смешиванием синих пигментов с желтыми; например, зелень цинковую — смесь цинкового крона с лазурью, применяют в основном в красках для деревянных поверхностей; из-за низкой щелочестойкости не рекомендуется для окраски бетонных и оштукатуренных поверхностей и полностью не пригодна для известковых и силикатных красок. Черные пигменты. Среди черных пигментов главнейшие — сажи, получаемые по различным технологиям. Для красок используют газовую сажу, имеющую минимальное количество примесей. Высокодисперсная сажа образует со связующим коллоидные растворы. Сажа абсолютно свето- и химически стойка. Кроме сажи особенно для цветных штукатурок, применяется щелочестойкий пигмент железная черная (закись — окись железа — FeO • Fe2O3). Металлические пигменты представляют собой тонкодисперсные металлические порошки (алюминиевая, бронзовая пудра) с защитным покрытием; используются для защитных окрасок металлоконструкций и как второй пигмент в красках типа — металлик. В водных красках не применяется. Органические пигменты — это, как правило, органические красители, переведенные в нерастворимую форму. От неорганических они отличаются большей интенсивностью окраски, разнообразием и чистотой тонов, но меньшей свето-, атмосфере- и химической стойкостью. Наибольшее распространение получили азопигменты, фтало-цианиновые и полициклические пигменты. Азопигменты имеют непрерывную гамму цветов от зеленовато-желтого до бордо. Они устойчивы к действию щелочей. Фталоцианиновые пигменты имеют синий, голубой и зеленый цвета. Это одна из самых устойчивых к УФ-излучению, нагреву и химическим воздействиям группа органических пигментов, используемых для строительных целей уже более 50 лет. Полициклические пигменты — перспективный вид пигментов, имеющих широкую цветовую гамму, высокую красящую способность и удовлетворительную свето- и термостойкость. Наполнители. Наполнители, как и пигменты,— минеральные порошки, нерастворимые в связующем. В отличие от пигментов они имеют низкий показатель преломления (и = 1,45...1,65), близкий к показателю преломления олиф и лаков. Из-за этого наполнители зрительно исчезают в пленке связующего и, как результат, имеют очень низкую укрывистость. В других средах с меньшим показателем преломления, наполнители могут играть роль пигментов (например, мел в клеевых красках). Наполнители — более дешевые и доступные вещества, чем пигменты. Их используют для экономии дорогостоящих пигментов, а также для улучшения малярно-технических и эксплуатационных свойств покрытий. В большом количестве их используют в шпатлевках. В зависимости от способа получения различают наполнители: • природно-дисперсные: каолин, мел, бентонит, диатомит; • механически диспергированные: асбест хризотиловый пылеватый, барит, тальк, слюда, мусковит, гипс; • синтетические: аэросил; белая сажа; бланфикс — синтетический барит; окись и гидроокись алюминия и др. Наполнители в лакокрасочных материалах не только заменяют часть пигментов, но и выполняют специальные функции. Так, тонкодисперсные наполнители, склонные к образованию коагуляционных структур (например, бентонит, аэросил), «загущают» краски, предотвращая седиментацию пигментов и обеспечивая необходимые реологические свойства. Наполнители с низкой маслоемкостью (барит, слюда) «разжижают» краски. Наполнители волокнистой (асбест) или пластинчатой (слюда) формы армируют красочную пленку и снижают вероятность растрескивания пок
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|