Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дает возможность внести новые образные оттенки в каждый из фрагментов парковой среды, дополняя разнообразие их геометрических очертаний декоративными особенностями разных видов растительности.




Одним из примеров, подтверждающих необходимость распространения дизайнерских подходов к формированию композиций зеленых насаждений, стал парк в центральной части города Вейле в Дании. Отвечая назревшей необходимости преобразования ландшафта бывшей промышленной территории, авторы проекта смогли предложить нетрадиционную трактовку паркового пространства с организацией пешеходной эспланады, водоема и оригинальной композиции древесной растительности [90]. Размещение насаждений композиционно подчиняется характеру использования участка, в содержании которого доминирует транзитное движение между двумя общественными центрами на восточной и западной границах парка.

Главная особенность композиции растительности заключается в формировании зеленых "кулис" по обе стороны от пешеходной эспланады, структурная организация которых основана на свободном развороте линий из деревьев определенной породы – дуба, ивы, липы, каштана, клена. Однородность тектоники крон деревьев в пределах каждой из линий обеспечивает единство композиции рядовых посадок, оттеняя одновременно различие декоративных свойств растительного материала в соседних контурах.

Прием свободной ориентации рядов деревьев, воплощая дизайнерский подход к организации паркового пространства, в данном случае дополняется применением контрастной, волнообразной геометрии в очертаниях водоема и искусственного рельефа, что усиливает выразительность пейзажных картин.

Таким образом, распространение принципа геометрической упорядоченности на моделирование форм парковой растительности предполагает решение таких вопросов, как:

- определение оптимальных параметров рядовых посадок по отношению к разграничиваемым пространствам;

- выбор однопородного растительного материала для обеспечения единства "зеленых линий";

- композиционное согласование контуров насаждений с выбранными приемами оформления других компонентов ландшафта (рельефа, воды).

Применение дизайнерской трактовки растительности в организации садово-паркового ландшафта обладает немалыми возможностями с точки зрения раскрытия декоративных свойств различных видов растений. В частности, использование в этих целях стриженого кустарника, почвопокровных растений и цветов, позволяет сделать композицию не только "многослойной", но и полихромной за счет включения природных материалов различной колористки. Преобладание дизайнерского начала в трактовке поверхности земли является основанием для разумного ограничения количества цветовых полей, но художественное оформление их конфигурации принадлежит к одной из главных тем в поисках индивидуальности каждого фрагмента ландшафта.

В связи с этим представляют интерес примеры создания пространственного каркаса из растительности, наполняемого цветовыми акцентами в виде монохромных поверхностей. В одном из конкурсных проектов парка Гюн-терсбург для северо-западной части Франкфур-та-на-Майне прослеживается композиционная идея формирования подобного каркаса преимущественно из стриженого кустарника в виде веерных линий с заполнением интервалов между ними цветочными поверхностями [92].

С учетом направления преимущественного восприятия композиции, интенсивно окрашенные фрагменты поверхности земли трактуются как открытые, а контуры рядов кустарника обеспечивают лишь частичное визуальное разграничение пространства.

Композиционный анализ конкурсного проекта парка Гюнтерсбург во Франфурте-на-Майне позволяет отметить сохранение тенденции контрастного сочетания приемов живописного и геометричного размещения растительности, причем оба приема подвержены постоянному обновлению на основе разнообразного моделирования массивов, групповых посадок и отдельных деревьев. С точки зрения обострения эмоционального воздействия парковых пространств, наибольший эффект достигается при использовании диагональных направлений посадок растительного материала с нарастающим расстоянием между древесными насаждениями, а также при создании массивов с регулярной структурой, расположенных с разворотом координатных осей по отношению к основным планировочным осям парка.

Одной из наиболее ответственных тем в организации садово-парковых пространств является дизайнерская интерпретация массивов растительности и групп деревьев как с точки зрения создания эффекта однородного структурного поля, так и с позиции формирования ключевых символов ландшафта. В связи с этим могут быть предложены несколько вариантов композиционного построения пространственного каркаса с геометрической основой, применимые в качестве мотива при создании фрагментов растительности в парковой среде.

Выбор одного из вариантов, или сочетание нескольких, в решении конкретной парковой ситуации дает возможность за счет различной группировки насаждений, или произвольного заполнения каркаса, создать индивидуальный облик пространства, отвечая особенностям природного окружения и внося разумную степень формализации среды. Дизайнерский подход к "конструированию" элементов ландшафта в таком случае ориентирован на достижение запоминаемого зрительного образа каждого фрагмента парка, облегчая его распознавание и запоминание.

Использование характерной геометрии пространственных структур с включением растительности лежит в основе построений многих композиционных элементов современных садов и парков. Ориентация ландшафтного дизайна на создание выразительных плоскостных (в виде геометрических "полей") или объемных (в виде каркаса из растительного материала) фрагментов на основе определенной художественной концепции парка непосредственно связана с раскрытием декоративных воз-

можностей насаждений и усилением эстетических ощущений от их восприятия. Противопоставляя природной конфигурации растительного материала его дизайнерскую трактовку, в пространстве парка создается система оригинальных сочетаний естественных и искусственных компонентов, обладающих качественно новым художественным содержанием. Таким образом, новизна эстетики современных садов и парков во многом определяется уровнем переосмысления традиционных приемов компоновки растительности и нестандартностью подхода к формированию пространственных комбинаций насаждений.

♦ /См. цветную вклейку, стр. № 472-482/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...