Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультимедийному диску П. А. Столыпин.

Практическое занятие.

Дискуссионная игра - исторические дебаты.

П.А.Столыпин.

Тема занятия: "Петр Аркадьевич Столыпин: реакционер или

выдающийся реформатор?"

«Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг!

Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил,

пониманий и чувств на благо людей и моей родины,

которую люблю, как любил ее в старину».

П.А.Столыпин (из письма Л.Н.Толстому).

В апреле 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения известного государственного деятеля царской России Петра Аркадьевича Столыпина. Эта юбилейная дата вошла в число важнейших событий 2012 года, объявленного президентом годом российской истории.

История России начала XX века сложна и противоречива. Подобны ей и исторические деятели того времени. Среди них, выделяется фигура П.А.Столыпина.

Имя и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина по сей день вызывают споры и диаметрально противоположные оценки. Кто он? Пылкий патриот, волевой человек, талантливый организатор, провидец и выдающийся реформатор? Или политик, представлявший интересы лишь определенных слоев общества, «ограниченный и малообразованный», «самый жалкий человек» России, как отзывались о нем некоторые именитые современники?

 

Основные проблемы, выносимые для рассмотрения:

1. Личность Петра Аркадьевича Столыпина (биография, оценка современников).

2. П.А.Столыпин и реакция.

3. Столыпинские реформы. Итоги и последствия.

4. Смогла бы реализация в полном объеме столыпинской программы реформ «успокоить» Россию и предотвратить революционные события 1917?

Методические рекомендации по подготовке к занятию.

В ходе подготовки к практическому занятию студенты используют информацию, полученную из лекции базового мультимедийного учебника «Россия в конце XIX начале ХХ века»- модуль 14.

Проблема I. Личность Петра Аркадьевича Столыпина

(биография, оценка современниками).

При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы:

· Раздел «Обязательный минимум». Телешоу «Имя Россия». П.А.Столыпин.

· Раздел «Защита Столыпина». Документальный фильм «Жизнь и смерть П.А.Столыпина».

· Раздел «Защита Столыпина».Научные монографии и статьи. Рибас С.«Столыпин». Часть Первая. От рождения до возвышения. Часть Вторая. Великий реформатор. Часть Третья. Катастрофа.

· Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество. Послесловие о П.А.Столыпине.

· Раздел «Защита Столыпина». Теле-радио передача «Наше всё». П.А.Столыпин.

Проблема II. «Столыпин и реакция».

Одно из главных обвинений в адрес П.А. Столыпина – установление реакции: жесткое подавление революции, репрессии, казни. Оттуда и пошли выражения «столыпинская реакция» и «столыпинские галстуки».

Однако, позиция самого П.А.Столыпина в отношении необходимости наведения порядка в стране, борьбы с терроризмом была выражена предельно ясно: «Правительство не колеблясь, противопоставит насилию силу».

Согласны ли вы с обвинениями в адрес Петра Аркадьевича или вы одобряете позицию самого Столыпина?

При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы:

· Раздел «Защита Столыпина». Теле - радио передачи. Передача «Не так». Столыпин. Репрессии и реформы.

· Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин.

· Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Игорь Друзь. Наш Столыпин.

· Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество. Глава V.Роспуск I Думы и смена правительства. Покушение на Аптекарском острове.

 

Проблема III. «Столыпинские реформы. Итоги и последствия».

Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина остается дискуссионным. Одни считают, что реформы были осуществлены под давлением революции и в итоге потерпели крах. Другие идеализируют сами реформы и их результаты. « Справедливо ли утверждение, что столыпинские реформы были одной из самых ярких попыток модернизации России?

При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы:

· Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Телепередача «Час истины». Реформы и реформаторы П.А.Столыпин.

· Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Передача «Наше всё». П.А.Столыпин.

· Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Друзь Игорь. Столыпин: последний великий премьер империи.

· Раздел «Критика». Владимир (Ульянов) Ленин. "ПОСЛЕДНИЙ КЛАПАН"

· Раздел «Критика». С.Г.Кара-Мурза. Уроки Столыпина

· Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин

Проблема IV. Смогла бы реализация в полном объеме

Столыпинской программы реформ «успокоить» Россию

И предотвратить революционные события 1917?

Вопрос о том смогла бы реализация в полном объеме столыпинской программы реформ «успокоить» Россию и предотвратить революционные события 1917 остается дискуссионной.

По мнению одних, реформы Столыпина создавали все необходимые условия для социальной и политической стабильности в стране, просто П.А.Столыпину не хватило времени для их реализации.

Сторонники другого подхода, отмечают, что реформы могут не только отвлекать массы от революционных выступлений, но иногда и расчищать почву для революции. В этом случае реформы выступают не как альтернатива революции, а скорее как причина революционных потрясений. Таким образом, име нно Столыпин был одним из тех, кто подтолкнул страну к великой революционной смуте 1917 года.

При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы:

· Раздел «Критика». С.Г.Кара-Мурза Уроки Столыпина.

· Раздел «Критика». Игорь Фроянов: Революционных событий можно было бы избежать.

· Раздел «Критика». Игорь Фроянов. Великан Сталин и пигмей Столыпин.

· Раздел «Критика». Фурсов А. Реформа Столыпина привела к революции 1917 года?

· Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин.

· Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Радио «России». Какой хотел видеть Россию Столыпин?

· Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Телепередача «Час истины». Реформы и реформаторы. П.А.Столыпин

Ход занятия:

 

Дискуссионная игра – исторические дебаты предполагает участие 2-х команд – условно, сторона обвинения и сторона защиты. В каждой из команд создаются «малые полемические группы» по количеству обсуждаемых проблем. Судят игру трое судей.

Поочередно, каждая из команд раскрывает суть проблемы и представляет свои доводы, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание проблемы.

По окончании дебатов в аудитории проводится голосование: «Петр Аркадьевич Столыпин: реакционер или выдающийся реформатор?" После подсчета голосов оглашаются результаты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ДИСКУ П.А.СТОЛЫПИН.

Темы докладов:

1.Витте - Столыпин: сравнительный анализ.

Источники.

· Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Рибас Святослав «Столыпин». Часть Первая. От рождения до возвышения. Две взлетные полосы: Витте-Столыпин.

· Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1911. Петр Столыпин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...