Мультимедийному диску П. А. Столыпин.
Практическое занятие. Дискуссионная игра - исторические дебаты. П.А.Столыпин. Тема занятия: "Петр Аркадьевич Столыпин: реакционер или выдающийся реформатор?" «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любил ее в старину». П.А.Столыпин (из письма Л.Н.Толстому). В апреле 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения известного государственного деятеля царской России Петра Аркадьевича Столыпина. Эта юбилейная дата вошла в число важнейших событий 2012 года, объявленного президентом годом российской истории. История России начала XX века сложна и противоречива. Подобны ей и исторические деятели того времени. Среди них, выделяется фигура П.А.Столыпина. Имя и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина по сей день вызывают споры и диаметрально противоположные оценки. Кто он? Пылкий патриот, волевой человек, талантливый организатор, провидец и выдающийся реформатор? Или политик, представлявший интересы лишь определенных слоев общества, «ограниченный и малообразованный», «самый жалкий человек» России, как отзывались о нем некоторые именитые современники?
Основные проблемы, выносимые для рассмотрения: 1. Личность Петра Аркадьевича Столыпина (биография, оценка современников). 2. П.А.Столыпин и реакция. 3. Столыпинские реформы. Итоги и последствия. 4. Смогла бы реализация в полном объеме столыпинской программы реформ «успокоить» Россию и предотвратить революционные события 1917? Методические рекомендации по подготовке к занятию. В ходе подготовки к практическому занятию студенты используют информацию, полученную из лекции базового мультимедийного учебника «Россия в конце XIX начале ХХ века»- модуль 14.
Проблема I. Личность Петра Аркадьевича Столыпина (биография, оценка современниками). При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы: · Раздел «Обязательный минимум». Телешоу «Имя Россия». П.А.Столыпин. · Раздел «Защита Столыпина». Документальный фильм «Жизнь и смерть П.А.Столыпина». · Раздел «Защита Столыпина».Научные монографии и статьи. Рибас С.«Столыпин». Часть Первая. От рождения до возвышения. Часть Вторая. Великий реформатор. Часть Третья. Катастрофа. · Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество. Послесловие о П.А.Столыпине. · Раздел «Защита Столыпина». Теле-радио передача «Наше всё». П.А.Столыпин. Проблема II. «Столыпин и реакция». Одно из главных обвинений в адрес П.А. Столыпина – установление реакции: жесткое подавление революции, репрессии, казни. Оттуда и пошли выражения «столыпинская реакция» и «столыпинские галстуки». Однако, позиция самого П.А.Столыпина в отношении необходимости наведения порядка в стране, борьбы с терроризмом была выражена предельно ясно: «Правительство не колеблясь, противопоставит насилию силу». Согласны ли вы с обвинениями в адрес Петра Аркадьевича или вы одобряете позицию самого Столыпина? При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы: · Раздел «Защита Столыпина». Теле - радио передачи. Передача «Не так». Столыпин. Репрессии и реформы. · Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин. · Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Игорь Друзь. Наш Столыпин. · Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество. Глава V.Роспуск I Думы и смена правительства. Покушение на Аптекарском острове.
Проблема III. «Столыпинские реформы. Итоги и последствия». Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина остается дискуссионным. Одни считают, что реформы были осуществлены под давлением революции и в итоге потерпели крах. Другие идеализируют сами реформы и их результаты. « Справедливо ли утверждение, что столыпинские реформы были одной из самых ярких попыток модернизации России? При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы: · Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Телепередача «Час истины». Реформы и реформаторы П.А.Столыпин. · Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Передача «Наше всё». П.А.Столыпин. · Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Друзь Игорь. Столыпин: последний великий премьер империи. · Раздел «Критика». Владимир (Ульянов) Ленин. "ПОСЛЕДНИЙ КЛАПАН" · Раздел «Критика». С.Г.Кара-Мурза. Уроки Столыпина · Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин Проблема IV. Смогла бы реализация в полном объеме Столыпинской программы реформ «успокоить» Россию И предотвратить революционные события 1917? Вопрос о том смогла бы реализация в полном объеме столыпинской программы реформ «успокоить» Россию и предотвратить революционные события 1917 остается дискуссионной. По мнению одних, реформы Столыпина создавали все необходимые условия для социальной и политической стабильности в стране, просто П.А.Столыпину не хватило времени для их реализации. Сторонники другого подхода, отмечают, что реформы могут не только отвлекать массы от революционных выступлений, но иногда и расчищать почву для революции. В этом случае реформы выступают не как альтернатива революции, а скорее как причина революционных потрясений. Таким образом, име нно Столыпин был одним из тех, кто подтолкнул страну к великой революционной смуте 1917 года. При рассмотрении проблемы студентам следует изучить следующие материалы: · Раздел «Критика». С.Г.Кара-Мурза Уроки Столыпина. · Раздел «Критика». Игорь Фроянов: Революционных событий можно было бы избежать. · Раздел «Критика». Игорь Фроянов. Великан Сталин и пигмей Столыпин.
· Раздел «Критика». Фурсов А. Реформа Столыпина привела к революции 1917 года? · Раздел «Критика». Священник Александр Шумский. Столыпин и Сталин. · Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Радио «России». Какой хотел видеть Россию Столыпин? · Раздел «Защита Столыпина».Теле - радио передачи. Телепередача «Час истины». Реформы и реформаторы. П.А.Столыпин Ход занятия:
Дискуссионная игра – исторические дебаты предполагает участие 2-х команд – условно, сторона обвинения и сторона защиты. В каждой из команд создаются «малые полемические группы» по количеству обсуждаемых проблем. Судят игру трое судей. Поочередно, каждая из команд раскрывает суть проблемы и представляет свои доводы, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание проблемы. По окончании дебатов в аудитории проводится голосование: «Петр Аркадьевич Столыпин: реакционер или выдающийся реформатор?" После подсчета голосов оглашаются результаты. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ДИСКУ П.А.СТОЛЫПИН. Темы докладов: 1.Витте - Столыпин: сравнительный анализ. Источники. · Раздел «Защита Столыпина». Научные монографии и статьи. Рибас Святослав «Столыпин». Часть Первая. От рождения до возвышения. Две взлетные полосы: Витте-Столыпин. · Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1911. Петр Столыпин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|