Примечание IV. Примечание V. Вселенная в ореховой скорлупке. Редактору
Примечание IV Как мы уже отмечали, все различие между буддийской и ведантической философиями, на наш взгляд, заключается в том, что первая представляет собой что-то вроде рационалистического ведантизма, тогда как другая может рассматриваться как трансцендентальный буддизм. Если арийский эзотеризм применяет термин дживатма к седьмому принципу, чистейшему и per se бессознательному духу, то только потому, что веданта, постулирующая три вида существования – парамартхика (истинное, единственно реальное), вьявахарика (действительное) и пратибхасика (видимая или иллюзорная жизнь) – признает только первую жизнь, или дживу, истинно существующей. Брама, или Самосущий, является ее единственным представителем во вселенной, ибо она суть вселенская жизнь в совокупности, в то время как две другие – лишь ее " феноменальные проявления", порожденные невежеством, и совершеннейшие иллюзии, предложенные нам нашими слепыми чувствами. Буддисты, с другой стороны, отказывают как в субъективной, так и в объективной реальности даже этому единому Самосуществованию. Будда заявляет, что нет ни Создателя, ни Абсолютного Бытия. Буддийский рационализм всегда остро ощущал невозможность признания единого абсолютного сознания, так как, выражаясь словами Флинта, " где сознание, там зависимость, а где зависимость, там дуализм". Единая жизнь есть либо мукта (абсолютная и необусловленная) и не зависит ни от чего и ни от кого, либо она баддха (ограниченная и обусловленная) и потому не может быть названа абсолютной; ограничение, к тому же, неизбежно порождающее другое божество, столь же могущественное, как и первое, дабы объяснить все зло в этом мире. Поэтому тайная космогоническая доктрина арахатов признает лишь единственную абсолютную, неразрушимую, вечную и несотворенную Бессознательность (если можно так перевести), элемент (слово, используемое за неимением лучшего термина), абсолютно независимый от чего бы то ни было еще во вселенной; нечто, вечно присутствующее или вездесущее, Присутствие, которое всегда было, есть и будет, независимо от того, есть ли Бог, боги или их нет; есть ли вселенная или ее нет; существующее в течение вечных циклов Маха-юг, Пролай, а также во время периодов Манвантары: и оно суть Пространство, поле деятельности извечных сил и Закона природы, основа (как наш корреспондент верно его называет), где вечно происходят интеркорреляции Акаши-Пракрити, направляемые бессознательными размеренными пульсациями Шакти – дыхания или силы сознательного божества, сказали бы теисты – вечной энергии извечного, бессознательного Закона, говорят буддисты. Стало быть, Пространство или " Fan, Bar-nang" (Махашунъята) или, как его называет Лао-цзы, " Пустота", есть естество буддийского Абсолюта (см. " Похвалу бездне" Конфуция). Таким образом, арахаты никогда не будут применять термин джива к седьмому принципу, ибо только посредством его корреляции или контакта с материей может фохат (буддийская активная энергия) развить активную сознательную жизнь; и потому на вопрос: " Как может Бессознательность породить сознание? " – ответ будет таков: " А было ли семя, породившее Бэкона или Ньютона, самосознательным? "
Примечание V Нашим европейским читателям. Обманувшись фонетическим сходством, не стоит, однако, думать, что термин " Брахман" идентичен Браме или Ишваре – личному богу. Упанишады – священные писания веданты – не упоминают ни одного подобного бога, и потому тщетно выискивать в них аллюзии на сознательное божество. Брахман или Парабрахм, Абсолют ведантистов, есть бесполый и бессознательный и не имеет касательства к мускулистому Браме индусской Триады, или Тримурти. Некоторые ориенталисты верно считают, что этот термин происходит от глагола " brih", расти, или распространяться, и представляет собою, в этом смысле, универсальную расширяющуюся силу природы, оживотворяющий и духовный принцип, или энергию, рассеянную во вселенной; который, в своей совокупности, есть единая Абсолютность, единая Жизнь и единственная Реальность.
ВСЕЛЕННАЯ В ОРЕХОВОЙ СКОРЛУПКЕ Статья о снах, упомянутая в приведенном ниже письме, воспроизводится с пояснительными примечаниями для сведения наших читателей. Редактору Прилагаемый отрывок взят из статьи, опубликованной в недавнем номере " Chambers' Journal". Надеюсь, вы перепечатаете его и соблаговолите дать исчерпывающие разъяснения по следующим вопросам: 1. Всегда ли сны реальны? Если да, то чем они вызваны; если же нереальны, то не могут ли они заключать в себе некий глубокий смысл? 2. Поведать нам о нашем пренатальном существовании[223] и трансмиграции души. 3. Сообщить нам то, что стоит знать о психологии, как предлагает данная статья. Ваш покорнейший слуга, Джехангир Курсетджи Тарачанд,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|