Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На крепостной балет согнал на многих фурах

II. Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в парах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали; вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей!

Сам погружен умом в зефирах и амурах,

Заставил всю Москву лишиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке —

Амуры и зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

 

Вторая половина монолога построена иначе. Предлагаем учащимся определить, по какому принципу она строится. Ученики не сразу улавливают составные части. Они быстро отвечают, что вторая половина монолога состоит из двух частей. А дальше требуется помощь учителя. Вот примерно как протекает эта часть беседы на уроке .

Учитель. Кого изображает Чацкий в начале второй половины монолога?

Ученик. Передового молодого человека.

Учитель. Прочитайте это место.

Ученик. «Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным...»

Учитель. Кого имеет здесь в виду Чацкий?

Ученица. Чацкий имеет.и виду людей, таких как он сам, как брат Скалозуба.

Учитель. Что это за люди? Чем они занимаются?

Ученик. Это люди, которые честно служат, не заискивают перед начальством; они «враги исканий», «не требуют ни мест, ни повышенья в чин», занимаются наукой, искусством, литературой.

Учитель. Как относятся к таким людям «отечества отцы»?

Ученица. «Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!»

Учитель. В начале второй половины монолога Чацкий рисует образ передового дворянина-интеллигента, а заканчивает он эту часть чем?

Ученик. Картиной, в которой показывает, как «судьи» кричат: «разбой! пожар!»

Учитель. В этой части монолога Чацкий рисует образ передового дворянина, в другой он показывает, как относятся к этому передовому дворянину защитники старины.

В первой половине монолога Чацкий возмущается.консерватизмом дворянского общества, ограблением народа, безобразиями крепостнического произвола, а в разобранном отрывке о чем он говорит?

Ученик. В этой части монолога Чацкий разоблачает вражду дворян к знаниям, боязнь всего нового.

Затем учащиеся самостоятельно устанавливают, что в последней части монолога описан мундир, укрывающий «слабодушие и рассудка нищету», и сцена, в которой показаны московские барыньки, бросающие в воздух чепчики.

Композиция монолога Чацкого выяснена. Спрашиваем у школьников, как характеризует Чацкого такое логичное построение речи. Ученики отвечают, что Чацкий умен и образован, вспоминают высказывания различных действующих лиц комедии о Чацком: «остер, умен, красноречив», «он славно пишет, переводит». В соответствии с композицией монолога отмечаем смысловые паузы: самая большая — на границе первой и второй половины, несколько меньше — перед вторым общим вопросом и перед последней частью монолога («Мундир! один мундир...»).

Затем знакомим учащихся с правилом чтения текста при наличии риторических вопросов и восклицаний. Каждый последующий риторический вопрос или восклицание интонационно произносится сильнее предыдущего. Но сильнее — не значит громче. Выделяем паузы внутри первой половины монолога после вопросов, отмеченных цифрами — см. стр. 46 — 47 (по окончании ответов на вопросы). Эти паузы короче предшествующих, но они значительны и позволяют читающему подготовиться к произнесению следующей части. Анализируем с этой точки зрения монолог по частям. Первые восемь стихов (за исключением вопроса «А судьи кто?») представляют одно сложное предложение. Сравниваем их с началом монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», который учащиеся уже выучили наизусть. Речь Фамусова состоит из коротких фраз, характерных для разговорной речи. Речь Чацкого в начале монолога похожа на письменную: «говорит, как пишет». Первые восемь стихов объединены в два четверостишья с перекрестной рифмой. За ними следуют два стиха с парной рифмой. Это те стихи, в которых ставится второй общий вопрос. Последующий вопрос и ответ составляют, как уже отмечалось, одну смысловую часть, каждая из которых тоже состоит из восьми стихов, разделенных на два четверостишья с перекрестной рифмой.

Взволнованное восклицание Чацкого ритмически выделено. Три стиха составляют самостоятельное трехстишье со своей системой рифмовки (первый стих рифмуется с первым и третьим стихами следующего четверостишья, два других соединены парной рифмой). Таким образом, общий вопрос Чацкого и восклицание подчеркнуты системой рифм.

Эмоциональный характер речи Чацкого передается и сменой различных размеров стихов, входящих в состав периода, объединенного общностью рифм. Три из четырех больших смысловых единиц первой части монолога заканчиваются более короткими стихами. Движение стиха идет от более длинных к коротким. Заключительный стих звучит как вывод из сказанного. Он ярко выделяется на фоне более длинных стихов. Короткий стих обычно отделяет в монологе одну смысловую часть от другой. Заканчивается монолог энергичными четырехстопными стихами, которые придают ему характер логической завершенности.

Приступая к расстановке логических ударений в тексте, мы одновременно останавливаем внимание учащихся на выразительных средствах языка. Для этого находим в первой части монолога метафоры («Сужденья черпают из забытых газет», «поют все песнь одну и ту же») и затем предлагаем учащимся самим найти метафоры в остальной части монолога. Ученики приводят их: «разливаются в пирах и мотовстве», «кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы», «мундир...укрывал слабодушие, рассудка нищету» и т.д.

При работе над соответствующими частями монолога находятся..метонимии: «в часы вина и драки», то есть на пирах и на войне; «амуры и зефиры», то есть крепостные актеры, исполнявшие роли амуров и зефиров.

Указываем, если учащиеся сами не сумеют определить, что восклицание «Вот наши строгие ценители и судьи!» — ирония, скрытая насмешка: смысл фразы противоположен буквальному ее значению. Завершение первой половины монолога тремя ироническими восклицаниями, из которых последнее— самое сильное, придает сатирический оттенок всей этой части монолога. Предлагаем учащимся самим найти иронические восклицания во второй части монолога («И нам, за ними в путь счастливый!»)

В восклицании «И прослывет у них мечтателем! опасным!!» ирония достигается двумя способами. Чацкий употребляет слово мечтатель в том противоположном истинному значению смысле, который вкладывали в него охранители старинных порядков: «мечтатель»—бунтовщик. Противопоставление полезных занятий молодого человека толкам, которые они вызывают, и воплям:«пожар! разбой! бунтовщик опасный!!»—создает ироническое отношение к «судьям».

Монолог заканчивается гиперболой. Быть может, московские дамы и не подбрасывали на самом деле чепчики в воздух, но эта несколько преувеличенная картина прекрасно передает всеобщее преклонение дворян перед золотым шитьем и обожание позументов. Насмешка в конце монолога доведена до предела.

Проведя наблюдения над выразительными средствами языка монолога, учащиеся делают выводы:

1. Чацкий— человек очень образованный. Удачно выбранные эпитеты придают красочность его речи. Строгая композиция придает речи стройность. Монолог Чацкого похож на ораторскую речь.

2. Монолог Чацкого — свидетельство большого писательского мастерства А. С. Грибоедова. Автор в скупых строках сумел сатирически осмеять основные пороки русского дворянского общества первой четверти XIX века.

3. При выразительном чтении необходимо передать красоту языка и стиха комедии.

Выяснение речевых особенностей монолога Чацкого также подводит учеников к выводу, как надо читать отдельные части монолога. Последнее наблюдение над языком монолога состоит в сопоставлении синтаксического строя первой его части и заключительной. Вначале — длинный период. В конце — короткие, энергичные фразы. Это свидетельство умения Чацкого пользоваться разнообразными средствами языка. Но это одновременно свидетельствует и о состоянии Чацкого. Вначале он более спокоен, но по мере возмущения безобразиями помещиков гнев его нарастает, и в конце монолога он страстно клеймит своих идейных противников.

В конце урока учащиеся прослушали в записи на магнитофон исполнение монолога Чацкого народным артистом СССР М. И. Царевым.

 

***

Желая проверить, насколько комментированное чтение подготовило учащихся к аналитической 'беседе о комедии, мы провели с восьмиклассниками до анализа образов комедии «Горе от ума» письменную контрольную работу. Для проверки усвоения содержания комедии были предложены:

I. 1) Задания, требующие краткого изложения содержания отдельных эпизодов:

а) перескажите кратко содержание разговора Фамусова и Скалозуба из второго действия;

б) перескажите содержание вымышленного сна Софьи из первого действия.

2) Задания, предполагающие краткий пересказ развития действия в нескольких эпизодах:

а) расскажите кратко, как разрастается сплетня о «сумасшествии» Чацкого;

б) перескажите кратко содержание разговора гостей Фамусова о причинах «сумасшествия» Чацкого.

3) Задание, цель которого выяснить знание наизусть цитат:

а) приведите по памяти цитаты из комедии (но не из выученных монологов), которые вы запомнили, и укажите, кем сказаны приводимые вами слова и о ком.

 

II. Задания для проверки подготовленности к самостоятельному осмыслению комедии.

1) Вопросы, касающиеся анализа идейного смысла всей комедии или ее основного конфликта:

а) объясните, почему, по вашему мнению, Грибоедов, назвал комедию «Горе от ума»;

б) что является причиной конфликта в комедии «Горе от ума»?

2) Задания, требующие пересказа эпизода и определения на основании поведения персонажа черт его характера:

а) перескажите кратко содержание разговора Чацкого с Молчалиным в третьем действии и укажите, какие, по вашему мнению, черты характера Молчалина раскрылись в этом эпизоде;

б) перескажите содержание разговора Загорецкого с Софьей из третьего действия и укажите, какие стороны характера Загорецкого раскрылись в нем.

 

Как видно из заданий, мы стремились выяснить, насколько детально запомнили учащиеся.текст и насколько осознанно они осмысливают детали и комедию в целом. Эпизоды для пересказа мы подбирали такие, которые комментировались в меньшей степени при чтении комедии в классе. Причина такого подбора — стремление выяснить, все ли нуждается в-подробном пояснении или можно ограничиться комментированием основных моментов сюжета.

Анализ контрольных работ позволяет говорить о том, что--учащиеся в основном хорошо усвоили содержание комедии. Не только ясное представление о фактах и их последовательности, но знание многих мелких деталей, бытовых подробностей нашло отражение в их ответах.

Второй вывод, который мы сделали, заключается в том, что комментированное чтение в достаточной степени подготовило школьников к осмыслению поведения персонажей. Даже в тех случаях, когда задание не требовало вывода, восьмиклассники считали необходимым сделать его. Можно утверждать, что после комментированного чтения учащиеся были, подготовлены к аналитической беседе.

Третий вывод — комментированное чтение способствует более глубокому пониманию идейного содержания комедии.

Четвертый вывод касается усвоения художественного своеобразия комедии. Проявление интереса к этой стороне произведения мы видим прежде всего в том, как используют учащиеся в ответах текст комедии: многие уже удачно приводят цитаты в своих ответах. Желание запомнить понравившееся выражение — тоже показатель отношения к произведению. Учащиеся правильно поняли и основной конфликт комедии. Правда, здесь следует отметить, что не все восьмиклассники хорошо понимают причины личного столкновения Чацкого с Софьей.

Стремясь выяснить прочность знаний учащихся, полученных ими при комментированном чтении, мы повторили работу через полтора месяца после чтения комедии и спустя месяц после ее изучения, Характер работы был тот же самый, несколько изменился только фактический материал, необходимый для ответов на вопросы.

При сопоставлении первой и второй контрольных работ сразу бросается в глаза следующая разница. Во второй работе в ответах учащихся уже нет деталей, но более резко выделены основные, центральные моменты комедии, характерные черты действующих лиц. Особенно это заметно в ответах на вопросы, совпадавшие в обеих работах.

 

Приводим для сравнения две работы учащихся (средних по успеваемости), написанные в разное время.

 

1-я КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...