Проверочный расчет вала на выносливость
ВВЕДЕНИЕ
С сочетанием изгиба и кручения брусьев круглого поперечного сечения особенно часто приходится встречаться при расчёте валов. Если внешние силы, действующие на вал не лежат в одной плоскости, например в валах редукторов, то каждую из них раскладывают на ее составляющие по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Затем строят эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальных плоскостях. Для построения эпюры полных изгибающих моментов по вышеприведенной формуле находят моменты на границах силовых участков и, по ним собственно, строят эпюру. Плоскости действия этих моментов в разных сечениях вала различны, но ординаты эпюры условно для всех сечений совмещают с плоскостью чертежа. Эпюра крутящих моментов строится так же, как и при чистом кручении. Опасное сечение вала устанавливается с помощью эпюр полных изгибающих моментов М и крутящих моментов М к по одной из теорий прочности. Если в сечении вала постоянного диаметра с наибольшим изгибающим моментом М действует наибольший крутящий момент М к, то это сечение является опасным.
Условие задачи: Вал получает от двигателя через зубчатое колесо II мощность N2, передаваемую далее колесам I и III рабочими механизмами. Частота вращения вала . Диаметры колес D1, D2, D3. Окружные усилия на венцах колес F1, F2, F3 c вертикальной осью составляют углы, соответственно α1, α2, α3. При расчете принять, что нормальные напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, касательные - по ассиметричному. Требуется: Проектный расчет вала (исходные данные в таблице 1) 1. Определить вращающие моменты и окружные усилия на каждом зубчатом колесе.
2. Построить эпюру крутящих моментов. 3. Построить эпюру изгибающих моментов в горизонтальной и вертикальной плоскостях. 4. Построить эпюру суммарных изгибающих моментов. 5. Определить величину расчетного (эквивалентного) момента по сечениям, используя 3 и 4 теорию прочности. 6. Определить диаметры вала по участкам. Проверочный расчет вала на выносливость (исходные данные в таблице 2, 3) 1. Вычертить схему конструкции вала. 2. Установить сечения в вале, подлежащие проверке на выносливость. 3. Вычислить общий (суммарный) коэффициент снижения предела выносливости в выбранных сечениях. 4. Определить максимальные (номинальные) значения нормальных и касательных напряжений в рассматриваемых сечениях. 5. Определить коэффициент безопасности при изгибе и кручении, и общий коэффициент по пределу выносливости и по запасу статической прочности. 6. Дать анализ результатов расчета. Проверочный расчёт вала на жёсткость (исходные данные в таблицах 1, 2, 3 и на рисунке 2). 1. Определить прогибы вала под зубчатыми колёсами. 2. Определить углы поворота сечений вала в опорах. 3. Определить углы закручивания вала на участке между сечениями, где находятся зубчатые колёса. 4. Выполнить анализ полученных результатов. В основе анализа лежит оценка выполнения условий жёсткости.
Проектный расчет вала
1. Вычерчивается исходная расчётная схема вала. 2. Определяются значения вращающих моментов и сил, обуславливающих давление со стороны каждого колеса вала. а) Определяется мощность, передаваемая ведущим колесом 2: При этом потери передачи не учитываются. б) Находим угловую скорость вращения вала в) Вычисляются величины крутящих моментов
Рисунок 2 – Полная расчётная схема вала
в) Создаются модели силового воздействия сопряженных зубчатых колес на зубчатые колеса, насаженные на рассматриваемый вал с последующим преобразованием этого воздействия во внешние силовые факторы, обуславливающие кручение и изгиб в двух плоскостях вала. Под сопряженными понимаются зубчатые колеса, непосредственно взаимодействующие с зубчатыми колесами, насаженными на рассматриваемый вал. Для этого случая эти модели показаны на рисунках 3 и 4.
Сечение С Сечение Е
Рисунок 3 – Ведомые пары Сечение D Рисунок 4 – Ведущая пара.
На рисунке 4 показана ведущая пара. г) Вычисляются величины окружных усилий.
. д) Определяются вертикальные и горизонтальные составляющие сил, вызывающих изгиб вала.
Вертикальные составляющие:
Горизонтальные составляющие:
3. Составляется расчётная схема, где вал рассматривается как элемент, работающий только на кручение (рисунок 2, б). 4. Строится эпюра крутящего момента (рисунок 2, в). 5. Вычерчивается расчётная схема вала в виде балки, лежащей на шарнирных опорах, с усилиями, действующими в вертикальной плоскости (рисунок 2, г). 6. Строится эпюра изгибающего момента для вертикальной плоскости. а) Определяются опорные реакции . Проверка: б) Вычисляется изгибающий момент в характерных сечениях вала (. в) Строится эпюра (рисунок 2, д). 7. Вычерчивается расчётная схема вала в виде балки, лежащей на шарнирных опорах, с усилиями, действующими в горизонтальной плоскости (рисунок 2, е) 8. Строится эпюра изгибающего момента для горизонтальной плоскости а) Определяются опорные реакции .
Проверка: б) Вычисляется изгибающий момент в характерных сечениях вала ( в) Строится эпюра (рисунок 2, ж) 9. Строится эпюра суммарного изгибающего момента . а) Вычисляется значение суммарного изгибающего момента в характерных сечениях вала. б) Строится эпюра (рисунок 2, з). 10. По характеру эпюр крутящего и суммарного изгибающего моментов определяются опасные сечения – наибольшие значения моментов в пределах одного участка (рисунок 2, в, з)
11. Для опасных сечений на основе третей или четвёртой теорий прочности вычисляются значения расчётных (эквивалентных) моментов согласно формуле В частности, согласно энергетической (четвертой) теории прочности:
На участке AC На участке CE На участке EB На участке BK
12. Определяются величины диаметров по участкам с помощью формулы , с последующим их округлением до стандартного ближайшего значения. На участке AC На участке CE На участке EB На участке BK 13. Вычерчивается эскиз вала. Эскиз вала представлен в (рисунок 2, и). Диаметр сквозного отверстия:
Таблица1.4
Проверочный расчет вала на выносливость
Для вала, эскиз которого изображен в рисунке 1, и, диаметр заготовки должен быть не более 80 мм. Материал сталь 45: Проверку вала на выносливость и статическую прочность выполняем на участке «AC» где имеется отверстие .
2.1 Участок DE
В рассматриваемом участке «DE» Имеет место концентратор напряжения – канавка. 1. Определяются эффективные коэффициенты концентрации напряжений (таблица 2.5). В данном случае интерес представляют значения коэффициента, относящиеся к кольцевой канавке. r=2, t=3, r/d=0.05 t/r=1.5. Чтобы определить численные значения коэффициентов, следует интерполировать табличные значения:
2. Определяются коэффициенты, учитывающие масштабный фактор (Таблица 2.6). , .
3. Определяются коэффициенты влияния качества поверхности (таблица 2.7). В данном случае, как и в предыдущем, имеет место шлифования поверхности вала Тогда: 4. Определяется коэффициент поверхностного упрочнения (таблица 2.8)
5. Вычисляются суммарные коэффициенты снижения предела выносливости согласно соотношениям
6. Вычисляются максимальные напряжения в рассматриваемом сечении. , . Значения моментов определяются согласно (рисунок 2 в, з). Величины моментов сопротивления. Диаметр 45мм: , . 7. Вычисляются величины амплитуд циклов , и значения средних напряжений циклов , . , =0, . 8. Вычисляются коэффициенты запаса прочности при изгибе и кручении . , .
9. Вычисляется общий коэффициент запаса прочности по отношению к пределу выносливости S для выбранного сечения на основании соотношения.
.
10. Определяются величины коэффициентов запаса прочности по отношению к пределу текучести для кручения и изгиба , . 11. Определяется общий коэффициент запаса текучести
Таблица 2.5
Таблица 2.6
Таблица 2.7
Таблица 2.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сечении DE(Канавка), необходимо увеличить диаметры вала т.к. <[S]. Т.к. значение в сечении DE больше единицы, следовательно в сечении вала возникают некоторые пластические деформации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|