Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры решения задач к контрольной работе №1




Задача №1

Даны координаты вершин треугольника : , , . Найти:

1) уравнения сторон и и их угловые

коэффициенты;

2) угол в радианах (градусах) с точностью до двух знаков после запятой;

3) уравнение высоты и ее длину;

4) уравнение медианы и координаты точки пересечения этой медианы с высотой .

Сделать чертеж (рис.1).

 

 

 

Рис. 1

Решение. 1) Найдем координаты векторов и , для чего воспользуемся формулой

 

.

Тогда , . Эти векторы являются направляющими векторами прямых, на которых лежат соответствующие стороны треугольника и для получения их уравнений можно использовать каноническое уравнение прямой на плоскости

.

В результате получим

(),

().

Разрешая эти уравнения относительно , т.е. приводя их к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом

,

найдем , .

2) Угол треугольника совпадает с углом между векторами и и для его нахождения можно использовать формулу

,

По таблице найдем значение угла : < ().

3) Для получения уравнения высоты приведем уравнение стороны к виду общего уравнения прямой на плоскости

().

Из рисунка видно, что вектор нормали к прямой является направляющим вектором высоты , т.е. , и можно вновь воспользоваться каноническим уравнением прямой на плоскости

().

Длину высоты вычислим по формуле вычисления расстояния от точки до прямой :

.

В нашем случае .

4) Найдем координаты точки , являющейся серединой отрезка

; .

Т.о., , и для нахождения уравнения медианы можно использовать уравнение прямой, проходящей через две точки и : . Тогда получим

или ().

Наконец, для вычисления координат точки , решим совместно уравнения прямых и , предварительно приведя их уравнения к общему виду

.

Отсюда получим .

Задача №2

Даны координаты вершин пирамиды :

, , , . Найти:

1) длину ребра ;

2) угол между ребрами и ;

3) уравнение плоскости и угол между ребром

и плоскостью ;

4) уравнение высоты, опущенной из вершины на грань

и ее длину;

5) площадь грани и объем пирамиды.

Сделать чертеж.

 

Решение. 1) Длина ребра совпадает с расстоянием между точками и :

 

.

 

2) Найдем координаты векторов, которые совпадают с выходящими из вершины ребрами пирамиды:

Угол между ребрами и совпадает с углом между векторами и . Определим этот угол, используя формулу скалярного произведения векторов:

.

Отсюда

Тогда

.

3) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки, имеет вид

.

Подставляя в уравнение координаты точек , и получим

,

или

 

.

 

Таким образом, уравнение плоскости имеет вид

.

Составим уравнение прямой, проходящей через точки и . Уравнение прямой, проходящей через две точки, имеет вид

,

где – координаты первой точки, – координаты второй точки. Подставляя в уравнение координаты точек и , получим

.

Угол между прямой и плоскостью определяется по формуле

 

 

Воспользуемся этой формулой для вычисления угла между ребром и плоскостью :

 

Отсюда .

4) Уравнение высоты найдем как уравнение прямой, проходящей через точку перпендикулярно плоскости , задаваемой уравнением . Из условия перпендикулярности прямой и плоскости следует , поэтому уравнение высоты имеет вид

.

Для нахождения длины высоты можно использовать формулу . Объем и площадь будут найдены в п.5). Поэтому .

5) Грань представляет собой треугольник, площадь которого равна половине площади параллелограмма, построенного на векторах и .

Найдем векторное произведение этих векторов. Имеем

.

.

Следовательно,

.

Для вычисления объема пирамиды воспользуемся смешанным произведением векторов. Напомним, смешанное произведение трех векторов по модулю равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах. А объем пирамиды равен части объема этого параллелепипеда. Имеем

.

Поэтому .

Задача №3

Найти уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от начала координат и точки .

Решение. Пусть точка принадлежит искомой прямой. Расстояние между точками и вычисляется по формуле

.

По условию задачи , поэтому . Возведем обе части уравнения в квадрат. Приводя подобные члены, получим . Это и есть уравнение искомого геометрического места точек. Рекомендуется проверить, что эта прямая перпендикулярна отрезку и проходит через его середину.

Задача №4

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса.

Решение. Метод Гаусса основан на приведении системы уравнений к треугольному виду. Это достигается последовательным исключением неизвестных из уравнений системы.

Расширенная матрица системы уравнений имеет вид

Поменяем местами первую и четвертую строки этой матрицы

.

Сложим первую и вторую строки матрицы. Затем последовательно умножим первую строку на (-2) и на (-3) и сложим с третьей и четвертой строками. Получаем:

.

Сложим вторую и третью строки матрицы. Затем умножим вторую строку на 4, а четвертую на 3 и сложим эти строки. Получим матрицу вида

.

Сложим третью строку матрицы с четвертой. В результате получим матрицу

.

Полученной матрице соответствует система уравнений вида

Из последнего уравнения находим . Из третьего уравнения находим, что . Из второго уравнения следует, что . Откуда . Подставив найденные значения в первое уравнение, получим

Решение системы:

 

Задача №5

Решить систему линейных уравнений

1) методом Крамера;

2) используя обратную матрицу.

Решение. 1) Решим систему уравнений методом Крамера. Решение системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными

находится по формулам

,

где

(предполагается, что Δ ≠ 0),

, , .

Для данной системы уравнений имеем

Вспомогательные определители

, ,

 

Решение системы уравнений

.

2) Решим теперь систему матричным методом. Запишем исходную систему уравнений в матричном виде

 

,

где

Решение матричного уравнения имеет вид

,

где – матрица, обратная к матрице А. Заметим, что поскольку определитель матрицы А не равен нулю (, см. п. 1), то матрица системы невырожденная и, следовательно, имеет обратную.

Обратная матрица находится по формуле

,

где Δ – определитель матрицы А, – алгебраическое дополнение элемента определителя матрицы А. Вычислим алгебраические дополнения:

 

 

Таким образом,

,

откуда

Следовательно, , , .

 

Задача №6

Вычислить пределы, не пользуясь правилом Лопиталя:

а) ; б)

в) ; г) .

Решение. а) .

И числитель, и знаменатель дроби при стремятся к бесконечности, т.е. имеем неопределенность вида . Разделив числитель и знаменатель на , получим

.

 

б) ;

 

И числитель, и знаменатель дроби при стремятся к нулю. Имеем неопределенность вида . Умножим числитель и знаменатель на выражение . Получим

 

 

 

 

.

 

 

в) ;

Имеем неопределенность вида . Воспользуемся первым замечательным пределом . Получим

 

.

 

 

г) ;

Имеем неопределенность вида . Воспользуемся вторым замечательным пределом .

Введем в рассмотрение новую переменную , при . Тогда . Переходя к новой переменной, получим

 

 

.

Задача №7

Исследовать функцию на непрерывность. Определить характер точек разрыва, если они существуют. Сделать чертеж.

 

Решение. На промежутке функция совпадает с функцией . Это элементарная функция. Указанный промежуток входит в область определения функции . Значит на промежутке функция непрерывна, а, следовательно, на этом промежутке непрерывна и функция . Аналогично устанавливается непрерывность функции на промежутках (1; 2), (2; 5) и (5; + ∞).

Исследуем функцию на непрерывность в точках , и . Функция определена в этих точках: , , . Вычислим односторонние пределы в этих точках.

,

 

.

 

Таким образом, . Следовательно, в точке функция непрерывна.

,

 

.

 

Так как один из односторонних пределов равен + ∞, то точка является точкой разрыва второго рода.

,

 

.

 

В точке односторонние пределы конечны, но не равны между собой. Следовательно, точка является точкой разрыва первого рода.

Сделаем чертеж заданной функции (рис.2).

    0 1 2 3 5 8       -3

Рис. 2

Задача №8

Найти производные заданных функций.

а) ; б) ;

в) ; г) ; д) ; е) ;

 

Решение. а) .

Применяя правило дифференцирования частного двух функций, получим

.

 

б) ;

Применяя правило дифференцирования произведения двух функций, получим:

.

в) ;

Применяя правило дифференцирования сложной функции, получим

 

 

 

.

 

г) ;

И основание, и показатель степени здесь зависят от x. Прологарифмируем равенство:

или .

Продифференцируем обе части последнего равенства по x, учитывая, что есть сложная функция, так как y является функцией переменной x.

;

.

Следовательно,

.

 

д) ;

Напомним: если функция задана неявно соотношением , то производную функции можно найти из уравнения

.

Перепишем выражение следующим образом:

.

Продифференцируем по x, учитывая, что y есть функция переменной x

.

Выразим

,

,

.

Таким образом,

.

е) .

Функции и параметрически задают функцию . Ее производная вычисляется по следующей формуле

,

где

;

.

Отсюда

.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ефимов Н.В. Краткий курс аналитической геометрии / Н.В. Ефимов. - М.: Наука, 1975.

2. Ефимов Н.В. Квадратичные формы и матрицы / Н.В. Ефимов. - М.: Наука, 1972.

3. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисления / Н.С. Пискунов - М.: Наука, 1985.

4. Привалов И.И. Аналитическая геометрия / И.И. Привалов. - М.: Физматлит, 1962.

5. Слободская В.А. Краткий курс высшей математики / В.А. Слободская. - М.: Высшая школа, 1969.

6. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах / П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова - М.: Высшая школа. 1986. Ч. 1.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие рекомендации студенту-заочнику к изучению курса высшей математики.........................    
2. Правила выполнения и оформления контрольных работ    
3. Программа курса “Математика” для студентов- заочников инженерно-технических специальностей....    
4. Вопросы для самопроверки к контрольной работе № 1.    
5. Контрольная работа № 1.........................    
6. Примеры решения задач к контрольной работе № 1....    
  Библиографический список.......................  
           

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к контрольной работе № 1

по математике для студентов

инженерно – технических специальностей

заочной формы обучения

 

 

Составители:

Бырдин Аркадий Петрович

Иохвидов Евгений Иосифович

Сидоренко Александр Алексеевич

Томилов Марк Федорович

 

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор А.А. Сидоренко

Подписано в печать 20.04.2016.

Формат 60´84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3,1. Уч.-изд. л. 2,9. Тираж 150 экз. “C”.

Зак. №

 

ФГБОУ ВО “Воронежский государственный технический университет”

394026 Воронеж, Московский просп., 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...