Примеры решения задач к контрольной работе №1
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задача №1 Даны координаты вершин треугольника : , , . Найти: 1) уравнения сторон и и их угловые коэффициенты; 2) угол в радианах (градусах) с точностью до двух знаков после запятой; 3) уравнение высоты и ее длину; 4) уравнение медианы и координаты точки пересечения этой медианы с высотой . Сделать чертеж (рис.1).
Рис. 1 Решение. 1) Найдем координаты векторов и , для чего воспользуемся формулой
. Тогда , . Эти векторы являются направляющими векторами прямых, на которых лежат соответствующие стороны треугольника и для получения их уравнений можно использовать каноническое уравнение прямой на плоскости . В результате получим (), (). Разрешая эти уравнения относительно , т.е. приводя их к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом , найдем , . 2) Угол треугольника совпадает с углом между векторами и и для его нахождения можно использовать формулу , По таблице найдем значение угла : < (). 3) Для получения уравнения высоты приведем уравнение стороны к виду общего уравнения прямой на плоскости (). Из рисунка видно, что вектор нормали к прямой является направляющим вектором высоты , т.е. , и можно вновь воспользоваться каноническим уравнением прямой на плоскости (). Длину высоты вычислим по формуле вычисления расстояния от точки до прямой : . В нашем случае . 4) Найдем координаты точки , являющейся серединой отрезка ; . Т.о., , и для нахождения уравнения медианы можно использовать уравнение прямой, проходящей через две точки и : . Тогда получим или (). Наконец, для вычисления координат точки , решим совместно уравнения прямых и , предварительно приведя их уравнения к общему виду
. Отсюда получим . Задача №2 Даны координаты вершин пирамиды : , , , . Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) уравнение плоскости и угол между ребром и плоскостью ; 4) уравнение высоты, опущенной из вершины на грань и ее длину; 5) площадь грани и объем пирамиды. Сделать чертеж.
Решение. 1) Длина ребра совпадает с расстоянием между точками и :
.
2) Найдем координаты векторов, которые совпадают с выходящими из вершины ребрами пирамиды: Угол между ребрами и совпадает с углом между векторами и . Определим этот угол, используя формулу скалярного произведения векторов: . Отсюда Тогда . 3) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки, имеет вид . Подставляя в уравнение координаты точек , и получим , или
.
Таким образом, уравнение плоскости имеет вид . Составим уравнение прямой, проходящей через точки и . Уравнение прямой, проходящей через две точки, имеет вид , где – координаты первой точки, – координаты второй точки. Подставляя в уравнение координаты точек и , получим . Угол между прямой и плоскостью определяется по формуле
Воспользуемся этой формулой для вычисления угла между ребром и плоскостью :
Отсюда . 4) Уравнение высоты найдем как уравнение прямой, проходящей через точку перпендикулярно плоскости , задаваемой уравнением . Из условия перпендикулярности прямой и плоскости следует , поэтому уравнение высоты имеет вид . Для нахождения длины высоты можно использовать формулу . Объем и площадь будут найдены в п.5). Поэтому . 5) Грань представляет собой треугольник, площадь которого равна половине площади параллелограмма, построенного на векторах и . Найдем векторное произведение этих векторов. Имеем . . Следовательно, . Для вычисления объема пирамиды воспользуемся смешанным произведением векторов. Напомним, смешанное произведение трех векторов по модулю равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах. А объем пирамиды равен части объема этого параллелепипеда. Имеем
. Поэтому . Задача №3 Найти уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от начала координат и точки . Решение. Пусть точка принадлежит искомой прямой. Расстояние между точками и вычисляется по формуле . По условию задачи , поэтому . Возведем обе части уравнения в квадрат. Приводя подобные члены, получим . Это и есть уравнение искомого геометрического места точек. Рекомендуется проверить, что эта прямая перпендикулярна отрезку и проходит через его середину. Задача №4 Решить систему линейных уравнений методом Гаусса.
Решение. Метод Гаусса основан на приведении системы уравнений к треугольному виду. Это достигается последовательным исключением неизвестных из уравнений системы. Расширенная матрица системы уравнений имеет вид Поменяем местами первую и четвертую строки этой матрицы . Сложим первую и вторую строки матрицы. Затем последовательно умножим первую строку на (-2) и на (-3) и сложим с третьей и четвертой строками. Получаем: . Сложим вторую и третью строки матрицы. Затем умножим вторую строку на 4, а четвертую на 3 и сложим эти строки. Получим матрицу вида . Сложим третью строку матрицы с четвертой. В результате получим матрицу . Полученной матрице соответствует система уравнений вида
Из последнего уравнения находим . Из третьего уравнения находим, что . Из второго уравнения следует, что . Откуда . Подставив найденные значения в первое уравнение, получим Решение системы:
Задача №5 Решить систему линейных уравнений 1) методом Крамера; 2) используя обратную матрицу. Решение. 1) Решим систему уравнений методом Крамера. Решение системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными находится по формулам , где (предполагается, что Δ ≠ 0), , , . Для данной системы уравнений имеем Вспомогательные определители , ,
Решение системы уравнений . 2) Решим теперь систему матричным методом. Запишем исходную систему уравнений в матричном виде
, где Решение матричного уравнения имеет вид
, где – матрица, обратная к матрице А. Заметим, что поскольку определитель матрицы А не равен нулю (, см. п. 1), то матрица системы невырожденная и, следовательно, имеет обратную. Обратная матрица находится по формуле , где Δ – определитель матрицы А, – алгебраическое дополнение элемента определителя матрицы А. Вычислим алгебраические дополнения:
Таким образом, , откуда Следовательно, , , .
Задача №6 Вычислить пределы, не пользуясь правилом Лопиталя: а) ; б) в) ; г) . Решение. а) . И числитель, и знаменатель дроби при стремятся к бесконечности, т.е. имеем неопределенность вида . Разделив числитель и знаменатель на , получим .
б) ;
И числитель, и знаменатель дроби при стремятся к нулю. Имеем неопределенность вида . Умножим числитель и знаменатель на выражение . Получим
.
в) ; Имеем неопределенность вида . Воспользуемся первым замечательным пределом . Получим
.
г) ; Имеем неопределенность вида . Воспользуемся вторым замечательным пределом . Введем в рассмотрение новую переменную , при . Тогда . Переходя к новой переменной, получим
. Задача №7 Исследовать функцию на непрерывность. Определить характер точек разрыва, если они существуют. Сделать чертеж.
Решение. На промежутке функция совпадает с функцией . Это элементарная функция. Указанный промежуток входит в область определения функции . Значит на промежутке функция непрерывна, а, следовательно, на этом промежутке непрерывна и функция . Аналогично устанавливается непрерывность функции на промежутках (1; 2), (2; 5) и (5; + ∞). Исследуем функцию на непрерывность в точках , и . Функция определена в этих точках: , , . Вычислим односторонние пределы в этих точках. ,
.
Таким образом, . Следовательно, в точке функция непрерывна. ,
.
Так как один из односторонних пределов равен + ∞, то точка является точкой разрыва второго рода. ,
.
В точке односторонние пределы конечны, но не равны между собой. Следовательно, точка является точкой разрыва первого рода.
Сделаем чертеж заданной функции (рис.2).
Рис. 2 Задача №8 Найти производные заданных функций. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ;
Решение. а) . Применяя правило дифференцирования частного двух функций, получим .
б) ; Применяя правило дифференцирования произведения двух функций, получим:
. в) ; Применяя правило дифференцирования сложной функции, получим
.
г) ; И основание, и показатель степени здесь зависят от x. Прологарифмируем равенство: или . Продифференцируем обе части последнего равенства по x, учитывая, что есть сложная функция, так как y является функцией переменной x. ; . Следовательно, .
д) ; Напомним: если функция задана неявно соотношением , то производную функции можно найти из уравнения . Перепишем выражение следующим образом: . Продифференцируем по x, учитывая, что y есть функция переменной x . Выразим , , . Таким образом, . е) . Функции и параметрически задают функцию . Ее производная вычисляется по следующей формуле , где ; . Отсюда . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Ефимов Н.В. Краткий курс аналитической геометрии / Н.В. Ефимов. - М.: Наука, 1975. 2. Ефимов Н.В. Квадратичные формы и матрицы / Н.В. Ефимов. - М.: Наука, 1972. 3. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисления / Н.С. Пискунов - М.: Наука, 1985. 4. Привалов И.И. Аналитическая геометрия / И.И. Привалов. - М.: Физматлит, 1962. 5. Слободская В.А. Краткий курс высшей математики / В.А. Слободская. - М.: Высшая школа, 1969. 6. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах / П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова - М.: Высшая школа. 1986. Ч. 1.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к контрольной работе № 1 по математике для студентов инженерно – технических специальностей заочной формы обучения
Составители: Бырдин Аркадий Петрович Иохвидов Евгений Иосифович
Сидоренко Александр Алексеевич Томилов Марк Федорович
В авторской редакции
Компьютерный набор А.А. Сидоренко Подписано в печать 20.04.2016. Формат 60´84/16. Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. 3,1. Уч.-изд. л. 2,9. Тираж 150 экз. “C”. Зак. №
ФГБОУ ВО “Воронежский государственный технический университет” 394026 Воронеж, Московский просп., 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|