Особенности функционирования системы социалистического права в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Нарастающие темпы создания тоталитарного общества и государственной власти находили непосредственное отражение в конституционном законодательстве восточноевропейских стран. Первые конституции государств Центральной и Восточной Европы были приняты во второй половине 40-х — первой половине 50-х гг.: в Югославии и Албании — в 1945 г., в Болгарии — в 1947 г., в Чехословакии и Румынии — в 1948 г., в Венгрии и ГДР — в 1949 г., в Польше — в 1952 г. В Румынии в 1952 г. была принята вторая Конституция.
Конституциям Венгрии 1949 г. и Польши 1952 г. предшествовали переходные законы, закрепившие принципы формирования и деятельности государственного аппарата. Так, Закон о государственном строе 1946 г. Венгрии объявлял о ликвидации монархии, создании Венгерской Народной Республики, не затрагивая ее социально-экономических основ. Принятая вслед за этим Конституция 1949 г. закрепляла уже в качестве экономической основы общества социалистическую собственность на средства производства.
В 1947 г. был принят конституционный закон о структуре и компетенции высших органов Польской республики (Малая конституция), определивший принципы организации законодательного Сейма и его компетенцию. Прошло несколько лет, прежде чем в 1952 г. была принята Конституция Польши, провозгласившая целью «республики трудящихся» «осуществление великих идей социализма».
Все конституции конца 40-х — начала 50-х гг. были проникнуты духом классовой розни и нетерпимости, определяя «классовую сущность государства» как «государства рабочих и трудящихся крестьян». Так, в Конституции ПНР (ст. 1), Конституции ВНР (ст. 2) отношения классов в связи с политической властью фиксировались формулой «союза рабочего класса с трудовым крестьянством под руководством рабочего класса».
Закрепляя структуру государственного аппарата, органов государственной власти, конституции провозглашали, что органы власти и управления (все больше подменявшиеся на деле партийными органами) должны опираться «на сознательное и активное содействие широких трудящихся масс» (ст. 5 Конституции ПНР), способствовать активному участию трудящихся в руководстве «государственными и общественными делами» (ст. 32 Конституции ВНР).
Все конституции исходили из организационно-правового принципа единовластия Советов (в том числе и Национальных собраний), которым формально отводилась роль полновластных органов власти в центре и на местах. Так, высшим органом государственной власти, по Конституции ВНР, являлось однопартийное Государственное собрание, которое избирало Президиум ВНР и Совет Министров. По такой же схеме строились и системы высших органов государственной власти в других конституциях.
С начала 60-х гг. вместе с утверждением «основ социализма» (в ГДР в 1968 г. и в Болгарии в 1971 г. было уже заявлено о создании, как в СССР, «развитого социалистического общества»), в условиях сложившихся административно-командных систем управления, когда утвердилась фактическая монополия на политическую власть правящих коммунистических партий, начался процесс замены старых конституций новыми или внесения в старые конституции существенных изменений и дополнений.
В ЧССР новая Конституция была принята в 1960 г., в СРР — в 1965 г., ГДР — в 1968 г., НРБ — в 1971г., СФРЮ — в 1947 г., существенно обновлена была в 1972 и 1983 гг.
Исходя из утверждения о победе социализма в области экономики, конституции указывали на экономическую основу социалистического общества — общественную собственность на средства производства, выступающую в двух формах: государственной (общенародной) и кооперативной, а также о планировании развития народного хозяйства, которому отводилась роль важнейшей функции государства и пр.
Конституционные изменения в системе органов государственной власти выразились в замене президентов (НРБ, СРР) президиумами (ГДР), государственными советами, состав которых, так же, как и кандидатуры президентов, там, где они сохранились, автоматически одобрялся парламентами, так как непосредственно выдвигался руководящими органами коммунистических партий, что находило прямое правовое закрепление, например, в правительственном регламенте Румынии.
При этом роль государственных советов увеличивалась, как, например, в Болгарии, где государственный совет в качестве постоянно действующего органа наделялся широкими полномочиями по управлению страной и осуществлению задач, вытекающих из решений Народного собрания. Государственный совет Болгарии должен был контролировать и координировать деятельность всех государственных органов, имел право требовать от них отчета о выполнении решений Народного собрания.
Среди прав и свобод главными считались социально-экономические права на труд, бесплатное медицинское обслуживание, образование, свободу «от эксплуатации человека человеком».
Нельзя не отметить, что признание права на труд и другие социальные права, которые в западных странах закреплялись в виде принципов государственной политики, создавали уравнительную минимальную защищенность человека, и они реально действовали по сравнению с политическими правами. Но привычка полагаться на социальные гарантии, полная зависимость от патерналистского государства порождали безынициативность, незаинтересованность в результатах своего труда, социальную инертность, и в конечном счете, низкую эффективность производства, сопровождаемую хищническим расточительством национальных богатств, нанесением непоправимого вреда окружающей среде и пр.
Патерналистский подход — (лат. -отцовский, отеческий):
1) покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным;
2) в трудовых отношениях в некоторых странах — система дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения;
3) в международных отношениях — опека крупных государств над более слабыми странами, колониями, подопечными территориями).
Только в условиях кризиса тоталитарных систем в ряде восточноевропейских стран, в 70-х гг. в Югославии, затем в Венгрии, Чехословакии и Польше начинают создаваться органы конституционного правосудия. В Польше, например, в условиях политического кризиса 80-х гг. был принят ряд новых законоположений о составе и полномочиях Верховной контрольной палаты при польском Сейме, о Государственном и Конституционном трибунале, об общественном защитнике гражданских прав, о референдуме и пр.
Разрыв между словом и делом, между формальной и действительной конституциях в разделах о правах и свободах граждан проявился особенно ярко. Это можно проиллюстрировать отсутствием гарантий многих свобод, например, свободы слова и печати при существовании жесточайшей цензуры, свободы художественного творчества, допускаемой в узких границах апологии (греч., защита кого-л. или чего-л., часто предвзятая; восхваление) существующего строя, официальной идеологии, гарантий «прав национальных меньшинств». Например, в Болгарии в 80-х гг. не стали препятствием насильственного обращения, по директивам ЦК БКП, болгарских турок (а это 9,2% всего населения страны) в «болгар», что и привело к их массовому бегству в Турцию.
Все эти и подобные примеры в других странах говорили о глубоком кризисе административно-командной системы хозяйствования в социалистических странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|